«Если бы не было Израиля, США пришлось бы изобрести Израиль, чтобы защитить свои интересы в регионе». Знаете, кто это сказал? Не кто иной, как нынешний президент США Джо Байден в далёком уже 1986 году. Выступая тогда в Конгрессе, он рассуждал о важности Израиля для продвижения американской политики «разделяй и властвуй» на Ближнем Востоке.

Полагаю, сегодня Байден нынешний посоветовал бы Байдену из прошлого не молоть языком почём зря, а заодно порадовался бы, если бы никакого Израиля не было бы вовсе.

Разумеется, я говорю не о судьбе еврейского государства как такового, а лишь о том негативном влиянии, которое оказывает разгорающийся на Ближнем Востоке конфликт на политические перспективы действующей вашингтонской администрации.

В своё время, после многочисленных публичных падений Джо Байдена, запнувшегося об очередной лежавший на его пути предмет, оппоненты американского президента в США стали злословить, что следующий «мешок на сцене» может стать для него последним. Весьма вероятно, что таким «мешком» может оказаться война израильтян и палестинцев.

То, что за три года своего правления Байден умудрился профукать весь авторитет Соединённых Штатов на Ближнем Востоке, потерял былых союзников и фактически сдал бразды правления там Китаю, в самих США принято не вспоминать — тихо, и слава Богу. Но последние события разбивают и этот аргумент.

Так, Financial Times пишет, что кризис в Израиле перечеркнул внешнюю политику Байдена.

«Надежды президента США Джо Байдена на относительное затишье на Ближнем Востоке были разрушены в результате нападения ХАМАС на Израиль, что перечеркнуло приоритеты внешней политики главы Белого дома и вызвало шквал внутриполитической критики в его адрес», — отмечает издание.

Начавшиеся в минувшие выходные события заставили Белый дом активизировать дипломатические усилия, чтобы не допустить распространения конфликта, одновременно спешно решая задачу по предоставлению боеприпасов и другой помощи Израилю, и это в ситуации, когда ещё на прошлой неделе Байден пытался убедить союзников, что США будут поддерживать Украину, несмотря на противодействие со стороны республиканцев в Конгрессе.

Но хуже всего даже не это, а то, что допустив войну в Израиле именно сейчас, в самый, что ни говори, неподходящий для них момент, американские демократы пошатнули и без того едва стоявший на ногах авторитет США как сверхдержавы и мирового жандарма, опустив его ниже плинтуса.

Как отметил профессор Школы дипломатической службы Джорджтаунского университета Дэниел Баймен, «они (США) старались держать в центре внимания Китай, Россию и надеялись отодвинуть Ближний Восток на второй план. Но, как это обычно бывает с Ближним Востоком, он сам свалился на них».

«В связи с ударом по Израилю Белый дом уже подвергся яростным нападкам со стороны республиканцев. Критики обвиняют Байдена в том, что тот позволил застигнуть себя врасплох и придал силы врагам Израиля, включая ХАМАС и поддерживающий его Иран», — отмечается в материале FT.

Обладая самой мощной агентурной сетью в мире, Штаты всё равно умудрились проворонить столь тщательно подготовленную ХАМАС спецоперацию против Израиля. Отвечая на вопрос корреспондента CNN, почему американские спецслужбы ничего не знали о готовящемся нападении, глава Госдепа Блинкен заявил, что такого развития событий «никто не ожидал».

Госсекретарь США, видимо, даже не понял, что тем самым признался в откровенном непрофессионализме американских разведчиков. Ибо знать или, по крайней мере, прогнозировать подобное развитие событий — их прямая обязанность.

На мой взгляд, всё это говорит о полной деградации Pax Americana. Похоже, такой же точки зрения придерживается и Bloomberg, разместивший на своём портале статью под называнием «ХАМАС отправит „Американский мир‟ в учебники истории».

Эксперты агентства признают, что конфликт на Ближнем Востоке говорит о потере США роли гегемона. И с этим трудно поспорить, тем более, что сегодня в мире горячих точек больше, чем когда-либо с момента окончания Второй Мировой.

«Европа переживает худшую за последние десятилетия нестабильность. Война на Украине. Угроза войны растёт на Балканах. Тайваньский пролив — перманентно горячая точка. Китай пытается принудить остров, а заодно США и их союзников — к решающей битве. В Африке эпидемия государственных переворотов. В Латинской Америке демократия рушится. Ситуация меняется по мере того, как ревизионисты — главным образом Китай, Россия и Иран — пытаются отбросить американскую мощь и создать свои собственные сферы влияния», — констатирует Bloomberg.

Почему так случилось? Причин, на мой взгляд, несколько.

Во-первых, явный кризис управления в самих США. Американский истеблишмент стремительно вырождается, и на смену уходящим геронтократам (многоопытным, но уже не таким активным) приходят люди, мягко говоря, необременённые интеллектом. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на нынешнюю вице-президента США.

Во-вторых, увлёкшись леволиберальной повесткой, продвижением ЛГБТ-ценностей, «зелёной» энергетикой и прочим бредом, Штаты, да и вообще Запад в целом, утратили способность выполнять свою главную функцию — контроль за мировыми событиями. Они почему-то решили, что система, выстраиваемая ими долгие десятилетия, работает уже сама по себе. Но стоило им расслабиться, как она тут же начала давать сбои.

В-третьих, и применительно к ситуации в Палестине, в главных, именно либеральный Запад с его теорией управляемого хаоса несёт ответственность за появление и расцвет большинства террористических организаций на Ближнем Востоке. Когда-то под лозунги, что все имеют право жить «в соответствие со своими культурными установками», они выпестовали запрещённые в России Аль-Каиду, ИГИЛ, Талибан и прочие движения в радикальном исламе, которые основной своей задачей видели не построение нормального государства, а войну с неверными, как они её понимали.

Миллионы западных пожертвований, уходившие на помощь обездоленным жителям Палестины (и тут без дураков, 70% жителей сектора Газа не имеют работы и средств к существованию), регулярно оседали в карманах, мягко говоря, сомнительных движений вроде ХАМАС, которые, выступая якобы от имени палестинского народа, тратили их не на больницы, школы или университеты, а на создание современной и хорошо вооружённой армии. Эта мина замедленного действия должна была однажды рвануть. Вот и рванула.

При этом, что любопытно, как в одной голове среднестатистического западного политика уживалась приверженность либеральным ценностям и помощь тем, кто готов таких либералов убивать — непонятно до сих пор.

Всё это, так или иначе, повлияло на отход от моноцентричного миропорядка гораздо сильнее, чем любые попытки Глобального Юга выйти из-под влияния Запада, сделав разделение нашего мира на макрорегионы практически неизбежным.

Алексей Белов