Давайте сразу подведем один итог. При проведении СВО родилась новая концепция боя, к которой почти сразу же начали изобретать средства как «про», так и «контра». Массовое применение небольших (по сравнению с самолетом) БПЛА ставит под вопрос эффективность применения зенитных ракет. Именно потому, что скорострельность ЗРК – это очень условная штука.

Кроме того, малоразмерность БПЛА делает не то чтобы невозможным, а скорее, нецелесообразным, применение по ним таких комплексов, как С-300/400. И это уже опять-таки не говоря о количестве БПЛА, которое любая сторона может запустить по целям на территории второй. Достаточно вспомнить волны «Шахедов», которые прилетали в украинские города, и станет понятно, что далеко не всякая ПВО сможет им противостоять.

И вот в такой ситуации на сцене появляется МЗА, малокалиберная зенитная артиллерия, которая становится полноценным игроком.

Более того, внезапно и авиация начала нести урон от этого вида ПВО. И наша, и украинская, ибо самолеты, загнанные зенитными ракетами на малые высоты, стали объектами самого пристального внимания именно МЗА.

Самолеты, вертолеты, ракеты (дозвуковые), БПЛА – в отличие от умнейшей ракеты ЗРК, снаряд глуп и ему все равно, в кого влетать. Никакого пиетета, но весьма эффективно порой. Так что реальная роль МЗА в событиях на Украине – это повесть, которую еще предстоит написать.

А ведь совсем недавно (по историческим меркам) зенитную артиллерию практически приговорили к отставке…

Это случилось в 50-60-е годы прошлого века, когда самолеты стали ну очень быстро и очень высоко летать. И стало понятно, что даже мощнейшие зенитные орудия 130-мм КС-30 и 100-мм КС-19 у нас, 90-мм М2 и 120-мм М1 у американцев просто не могут оказать должного воздействия на самолеты. Не хватало ни точности, ни скорострельности.


Зенитная пушка КС-30

И зенитные орудия повсеместно начали заменить на зенитные ракетные комплексы.

Правда, первая ласточка прилетела из Вьетнама. Там случилось следующее: зенитные ракеты (естественно, советские С-75) спустили американские «Фантомы» с больших высот, а вот на малых самолеты попали под удар малокалиберной артиллерии. Да, что советские системы, что их китайские копии не отличались дальнобойностью и высотностью, но у них была скорострельность и большое количество стволов. Замечу – дешевых. И эти дешевые стрекоталки сбили ничуть не меньше «Фантомов», чем грозные ракеты.

Впрочем – а какая разница, если важен результат?

Шедевр советской инженерной мысли ЗСУ-23-4 «Шилка» наоборот, в войне 1973 года стальной метлой вымел израильские самолеты за пределы действия ЗСУ, туда, на средние высоты, где можно было работать ракетами. Малые высоты твердо остались за «Шилками».

Понятно, что сбить скоростной самолет «Шилке» сложно, но можно. По некоторым источникам, в том 1973 году египетские и сирийские зенитчики сбили «Шилками» от 30 до 40 самолетов ВВС Израиля. Возможно, предположительно – сейчас считать смысла опять-таки нет.

Но даже если «Шилки» были и просто психологическим оружием, которое вытесняло израильские самолеты выше, под удар ракет, то тоже вполне себе хорошо вышло. Тут есть нюанс один – несовершенство спасательных систем. Да, попадание ракеты в двигатель на высоте 3-5 км неприятно, но спастись можно. А вот когда ливень снарядов поражает самолет на высоте около километра и ниже – сложнее.

Здесь же стала понятна выгода МЗА: дешевизна боеприпасов, практическое отсутствие «мертвых зон», мобильность и как бонус (очень полезный, афганские моджахеды не дадут соврать) – возможность применения по наземным целям.

Причем, «Шилка» и ее упрощенные вариант ЗУ-23-2 они до сих пор актуальны: дальность стрельбы 2,5 км и 1,5 км по высоте при скорострельности под 4 000 выстрелов в минуту (2 000 у ЗУ-23-2) делают систему вполне пригодной к использованию в современных условиях. Вот как есть: не шедевр, но боеспособность никто не оспаривает. Потому «Шилки» и «Зушки» в Украине применяют по обе стороны фронта.

Да, в СССР умели создавать шедевры…

А что у этих?

У этих было сложнее и проще одновременно. В США ставку сделали на самолеты и ЗРК (именно в таком порядке), единственным артиллерийским средством ПВО стал изначально авиационный шестиствольный 20-мм «Вулкан», который сделали в буксируемом варианте М167, самоходном на шасси М113 (ЗСУ М163) и прописали на кораблях.

Нет, «Вулкан» хорош, его скорострельность до 6 000 выстрелов в минуту и дальность до трех километров делает его очень неприятной системой ближнего боя. И в 1982 году израильтяне при помощи «Вулкана» что-то там сбили сирийское. Но недостатков тоже хватает.

Но вообще почти весь мир сидит на изделиях швейцарской фирмы «Эрликон».

Кто-то покупает готовое, кто-то на базе «Эрликона» творит свое. 20-мм семейство орудий началось с модели HS, она же позже получила название GAI-СО, немцы на основе сделали свою Rh-202, норвежцы FK20–2 и так далее. Все это орудия, дистанция стрельбы которых от 1 до 3 км.

35-мм семейство GDF интереснее, поскольку позволяет поражать цели на расстоянии до 4 км.

И в бою GDF зарекомендовали себя неплохо, именно из этих установок аргентинские зенитчики приговорили два британских «Хэрриера» в битве за Фолкленды. GDF-002 стала платформой для немецкого «Гепарда», японской «Тип 87», китайской «Тип 90», турецкой Коркут».

Шестиствольный вариант швейцарского 35-мм орудия используется в системах ПВО Германии «Скайшилд» и MANTIS.

Эти системы совместимы между собой, являются стационарными и соответственно используются для обороны стационарных объектов (например, аэродромов).

«Бофорс» (Швеция). Тоже законодатели моды калибром 40-мм.

От суперавтопушки L/60, с которой воевало полмира во Второй Мировой, до ее потомка L/70, стреляющей на 12 км со скоростью 240 выстрелов в минуту. Тоже весьма популярная система в мире.

Однако стоит отметить, что в основном МЗА начинает переходить к калибру 30-мм.

Чехи (тоже вполне состоялись как оружейники) создали ЗСУ М53/59 «Прага», спаренную 30-мм пушку с дальностью стрельбы 3 км и скорострельностью 200 выстрелов в минуту обеими стволами.

Изделие крайне устарело, но тем не менее, все еще стоит на вооружении в ряде армий Европы и на Ближнем Востоке.

Греция «только для себя» создала 30-мм спаренное орудие «Артемис-30». Дальность стрельбы до 8 км, скорострельность 800 выстрелов в минуту.

Франция могла позволить себе иметь две системы: 30-мм ЗСУ АМХ-30DCA, спаренную 30-мм пушку на шасси танка АМХ-30 и 20-мм зенитное орудие 53Т2 «Тараск» с дальностью стрельбы до 6 км и скорострельностью свыше 700 выстрелов в минуту.

В целом, практически все страны мира имеют на вооружении своих армий малокалиберную зенитную артиллерию. Вопрос только в том, как они видят ее применение. Сегодняшний день в Украине дает ответы на многие вопросы.

С каждым днем для МЗА становится все больше и больше целей.

А ведь есть еще и порождение современности, гибрид ЗСУ и ЗРК – ЗРПК. Зенитный ракетно-пушечный комплекс – это уже порождение века 21, хотя первый агрегат появился еще в прошлом веке. И это был советский опять-таки комплекс «Тунгуска».

Сочетание небольших, но быстрых ракет малой дальности и скорострельных автоматических пушек, на которых работали две РЛС, первая обнаруживала цели, втора сопровождала и подсвечивала обнаруженные.

«Тунгуска» оказалась шедевром и вскоре стала любимицей танкистов, поскольку могла прикрывать колонны на марше с весьма приличной эффективностью. 30-мм пушки имели скорострельность до 5 000 выстрелов в минуту обеими стволами на дистанцию до 3 км, ракеты летели на расстояние до 8 км и по высоте до 3,5 км.

Следующей ступенью развития на колесном ходу стал «Панцирь», который тоже несет две РЛС и два автомата 30-мм, но ракет стало больше (12 шт) и летят они дальше (до 20 км, до 15 км по высоте).

В остальном мире с ЗРПК как-то не задалось.

Есть свой у Китая. ЗРПК Туре 95, артиллерийская часть которого скопирована с итальянской ЗСУ SIDAM-25, а РЛС и ракеты свои.

В Польше изобразили что-то такое, что назвали ZUR-23–2S. Это в целом полусамопал, два ПЗРК «Стрела-2М» прикрутили на ЗУ-23–2. И была еще его «модернизация», когда уже в 21 веке под названием ZUR-23–2KG. Это вместо «Стрелы» использовали «отечественный» ПЗРК «Гром». Но если учесть, что «Гром» — это копия с «Иглы», то польским сие творение назвать сложно.

Есть еще сербский прототип ПЗРК. Называется PASARS-16 «Терминатор».

На шасси бронированного грузовика установлено все то же орудие от «Бофорса» L/70, оптическая система наведения и две ЗУР – французские ПЗРК «Мистраль», российские ПЗРК «Игла» или сербские RLN-1С, созданные на основе советских ракет «воздух-воздух» Р-13. Но это прототип, и пойдет ли он в серию, пока неизвестно.

То есть, по большому счету, роскошь в виде ЗРПК себе могут позволить немногие. Между тем, продолжающаяся война в воздухе над Украиной и Россией показывает, что беспилотные ударные аппараты, дроны-камикадзе, уступая крылатым и тактическим ракетам в мощности заряда и дальности, имеют преимущество в малозаметности, проникая туда, куда ракеты реально не долетают.

И такие БПЛА в самом ближайшем будущем встанут на вооружение во всех странах, способных их производить. А кто не в состоянии наладить производство – купят. В том же Иране.

Да, тактический комплекс HIMARS и наш «Искандер» показали, насколько точное поражение цели может быть эффективным. Но «Ланцеты», уничтожающие технику ВСУ, показывают, как это можно делать не только эффективно в военном плане, но и в финансовом.

По отдельному танку стрелять «Хаймарсом» откровенно глупо. Запускать «Искандер» по БМП – тоже. А вот дешевый и простейший «Ланцет» справляется с этим просто прекрасно. И его стоимость, что важно, в десятки, если не сотни раз меньше, чем у поражаемой им цели. И ракеты, способной его сбить.

Война – это не просто деньги. Это огромные деньги.

И лебединая песня малых калибров, вполне возможно, не то что не прозвучит, мы еще может быть, услышим гимны во славу малокалиберной зенитной артиллерии, которая станет щитом против стай беспилотных убийц.

И здесь, конечно, очень хотелось бы думать, что в наших КБ идет напряженная и плодотворная работа по созданию артсистем, способных бороться с дронами. Например, с такими, которые каждую ночь посещают «Москва-Сити».

Недавно у нас прошла очередная выставка достижений военной промышленности «Армия-2023». Где, как не там, можно и нужно искать все новое? Прорывные решения завтрашнего дня, новейшие инновации все прочее?

Вот новейший опытный бронеавтомобиль «Спартак», вооруженный 57-мм автоматической пушкой САЗП-57.

Хорошо, бронированный трехосный грузовик видим. Возможно – хороший бронированный грузовик. Но взгляд притягивает не он, а то, что у него в кузове. А в кузове у него, простите, историческая ценность: 57-мм пушка С-60, которая была принята на вооружение в 1950 году. То есть, в принципе, не такой уж и старый образец, всего-то 70 лет с небольшим. Зато еще в Корее воевала, американские самолеты сбивала.

Видимо, наделали в свое время С-60 более чем достаточно, и не все продали развитым армиям стран навроде Бангладеш, Конго, Заира и Анголы. Пушка-то шедевр, да, она и сейчас, если попадет, своим снарядом отрубит хвост любому вертолету, да и двигатель поперхнется таким подарком.

И дальность вполне – до 6 000 метров, и по высоте на 5 000 снаряд забрасывает, но вот вопрос: а наводить чем? По данным РЛС? Смешно. Набор для наведения у С-60 был на уровне 50-х годов, да таким же и остался. В лучшем случае, по данным радиоприборного комплекса РПК-1, если такой сыщется на складах хранения. Ну и скорострельность 70 выстрелов в минуту – так себе.

С-60 – хорошая пушка, плохих у Грабина не делали. И оценена в мире, куда ее только не заволакивали. Бойцы ИГИЛ устанавливали С-60 на грузовики. Сирийская армия делала то же самое.

ВСУ соорудили несколько десятков МТ-ЛБ с С-60 на броне. Но на «Мотолабу» чего только не пришарашивали, это вообще уникальный транспортер. И армяне С-60 на МТ-ЛБ устанавливали.

Пушка, повторюсь, весьма и весьма хорошая, даже спустя 70 лет. В чем ее основная проблема – это отсутствие современных боеприпасов и нормальной скорострельности. Для современной зенитной автопушки это критично.

Относительно снарядов. Нет никаких сомнений, что стрелять С-60 будут снарядами, снятыми с хранения. Просто новым взяться неоткуда, у нас давно на вооружении нет калибра 57-мм.

В 2017 году проходила информация о том, что «Производственное объединение «Старт» имени Проценко» (ЗАТО Заречный, Пензенская область) из состава госкорпорации «Росатом» осваивает производство 57-миллиметровых снарядов для российского зенитного артиллерийского комплекса «Деривация». Снаряды будут производиться с дистанционным программируемым и контактным взрывателем. Но нет никаких данных о том, насколько «процесс пошел» и можно ли эти снаряды будет применять в С-60.

Понятно, что С-60 предельно устарела именно в плане снарядов и средств наведения. И самоделки творить можно, и стрелять из них прямой наводкой можно, и эффект от этого будет, но сбивать беспилотники – вот это вряд ли.

Еще одна «новинка». От ПО «Туламашзавод», очень уважаемого в оружейном мире объединения.
Называется ЗУ-23АЭ.

Многие СМИ взахлеб рассказывали, какое это получилось мощно средство борьбы, несмотря на опять-таки 70-летний возраст. С кем, правда, оно должно бороться, никто почему-то не уточнил.

По данным изготовителя, три ЗУ-23АЭ можно разместить на расстоянии 100 метров друг от друга, и один оператор может управлять всеми тремя ЗУ одновременно. То есть, две установки будут стрелять туда, куда укажет оператор с ведущей ЗУ.

Оператор весьма богато оснащен: у него есть автомат сопровождения цели и вполне современный блок наведения. Оптический, с телевизионными камерами, тепловизором и лазерным дальномером. Ну роскошно, не так ли?

Но внимание! Темп стрельбы снижен с 2000 до 500 выстрелов в минуту! Как было написано в одном СМИ – «В целях экономии снарядов». И введены два новых режима огня: одиночный и по два выстрела.

Экономия новых дорогостоящих снарядов – то есть, элементарных с программируемым временем подрыва – это нечто.

Вышло как всегда – одной рукой пишем, другой зачеркиваем. Дали оператору шесть стволов, разнесенных на 200 метров, дали современные прицельные приспособления и урезали скорострельность, одну из самых важных характеристик. Шесть стволов, которые могут выдать 1500 выстрелов, против двух, которые давали 2 000. Ну и как это выглядит?

Да шикарно смотрится. Дураки американцы блоки по шесть стволов крутят, чтобы максимальную скорострельность выжать, а в России будут одиночными щелкать. Снаряды, понимаешь, денег стоят…

Вообще получается очень странный расклад.

В мире, там, где понимают, что пришли новые времена, зашевелились и что-то начинают делать в плане обороны от БПЛА. Но что-то делать – это разрабатывать новое, не так ли?

Назвать новой разработкой колымагу, на которой установлена пушка/пушки 70/60-летней давности – это не новое. Это хорошо покрашенное старое. И зачем надо выдавать за новые разработки пушки, которые еще руки Василия Гавриловича Грабина на своих стволах помнят, лично я не знаю.

Ну а щелкающие одиночными или отсекающие по два снаряда «Зушки» с дистанционным управлением – это просто шедевр.

Да, ЗУ-23-2 – это оружие, которое стало историей. Настолько прекрасно сделанное, что по просторам Ближнего Востока и Персии до сих пор носятся сотни тачанок от пикапа «Тойота» до грузовика с советской двустволкой в кузове.

«Зушка» в кузове – это, можно сказать, уже классика. Несмотря на то, что на вооружение принята в 1960 году. Через десять лет после другой нашей новинки, С-60.

Есть ЗУ-23-2 и у ВСУ. Естественно, в Украине на складах хранилось много установок. А в 2017 году украинцы смогли наладить выпуск и стволов, и боеприпасов для них. И теперь используют вовсю. Но украинцам, по большому счету, деваться некуда.

Надо ли нам такие «новины»?

Ну стволы к ЗУ-23-2 точно выпускаются, с этим проблем никаких. Насчет стволов к С-60 – не уверен, «Красмаш», который выпускал ЗУ-57-2 теперь занять немного иными задачами. Хоть и оборонного характера, но в составе «Роскосмоса».

Понять ценность этих самоделок на основе пушек семидесятилетней давности сложно. Может, надо просто склады освободить, может еще какие соображения, кроме дешевизны этих «наколенных поделок», сказать сложно.

Но вообще ларчик открывается весьма просто.

Нам не нужны эти самоделки в стиле игиловских боевиков и моджахедов. Уже стало ясно и понятно, что БПЛА, который может спикировать с небес и уничтожить танк – это данность, от которой не отмахнуться. Точнее, отмахнуться можно, но именно с помощью скорострельного ствола.

Некоторое количество поделок можно запустить в серию. Ну хотя бы для того, чтобы разгрузить промышленность и расстрелять запасы 23-мм снарядов.

Но у нас в стране имеются тысячи современных стволов современного калибра 30-мм с современными боеприпасами. Одноствольные, двуствольные, шестиствольные. К которым есть современные системы управления с РЛС, которые смогут засечь БПЛА и навести на него стволы. И для которых – важно – есть снаряды с программируемыми взрывателями. Такие взрыватели устанавливаются с помощью индуктивного кольца при покидании снарядом дульного среза.

Вот что реально может защитить от БПЛА как личный состав, так и технику, и объекты. Современное вооружение, а не самоделки из старья. Вот к чему мы должны стремиться, а не опустошению складов со старой техникой.

Хотя, конечно, если опустошение складов и массовое производство самоделок из старых пушек даст возможность увеличить выпуск современных 30-мм пушек для ПДО (противодроновой обороны) – соглашусь, как временный ход это вполне возможно.
Беспокоит только то, что у нас нет ничего более постоянного, чем временное. И еще долгое время встречать вражеские дроны будут все те же С-60, ЗУ-23-2 и люди с биноклями.

Но повторюсь – нам есть куда двигаться в этом направлении.

Автор:
Роман Скоморохов