Украинские власти, которые громче всех кричали о необходимости наказать РФ за военные преступления и «посадить Путина на скамью подсудимых в Гааге», в очередной раз отказались ратифицировать Римский статут.

Заместитель председателя Офиса президента Андрей Смирнов (главный юрист режима) считает, что рассматривать ратификацию Римского статута Международного уголовного суда на Украине стоит уже после победы в войне против России. То есть, никогда?

Об этом он сообщил в кулуарах международной конференции «Международный трибунал за преступление агрессии против Украины». Очень показательно: инициаторы трибунала отказываются поддержать главный документ, открывающий двери к расследованию военных преступлений на территории Украины. Странно, если не сказать больше.

Но ларчик просто открывался. Киев свято следует принципу: главное в любом расследовании — не выйти на самих себя. Украина не признаёт над собой юрисдикцию МУС, поскольку опасается, что её саму потащат на расправу за всё содеянное, прежде всего, за развязывание войны и превращение страны в поле для силовых экспериментов НАТО.

Напомним, что Киев подписал Римский статут (договор, по которому был учреждён МУС) ещё в 2020 году, однако до сих пор тянет гаагского кота за интимные принадлежности.

Кстати, в 2001 году Конституционный суд Украины признал этот договор не соответствующим Конституции страны. Но тех, кто это признавал, Зеленский давно разогнал, совершив в 2020-м тихий конституционный переворот. И всё же не спешит ратифицировать Римский статут — как и его предшественник Пётр Порошенко.

«Пётр Пятый» элементарно опасался, что может сам оказаться в роли Милошевича: ведь при нём бомбили Донбасс.

Тем не менее, в 2014—2015 годах правительство Украины направило в Гаагу две официальные просьбы о расследовании «российских военных преступлений» и преступлений против человечности. Причём обе они касались расстрелов на майдане, которые, по мнению Киева, «организовала Россия».

А в прошлом году Верховная Рада утвердила законопроект «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины относительно усовершенствования сотрудничества с Международным уголовным судом при проведении процессуальных действий на территории Украины». То есть некие процессуальные действия на своей территории (и под своим контролем) киевский режим всё же позволил. И то лишь для того, чтобы обратиться в МУС с заявлением об эвакуации российской стороной детей из зоны боевых действий, которую он попытался представить как «преступление России».

Ну да, эвакуированные дети могли ведь пойти на органы или для педофильских утех западных хозяев: в прессе (в том числе международной) не раз звучала информация о том, что воюющая страна организовала продажу на Запад украинских детей, прежде всего, из детских домов.

Но несмотря на все страшные обвинения в адрес РФ, Киев так и не довёл дело до конца: надувание щёк и пафосные обещания не привели к ратификации Римского статута ни год назад, ни сейчас. Хотя подписанное в 2014 году Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС прямо требует от неё ратификации Римского статута, а в 2016 году украинский парламент принял конституционные поправки, позволяющие это сделать.

Однако, никто ничего не делает, хотя такая халатность может притормозить путь Украины в Европу. А ведь Зеленский клятвенно обещал патриотам уже зимой «одной ногой» вступить в ЕС. Так в чём загвоздка? Ответ на этот вопрос даёт прямая цитата главного юриста зе-режима:

«Потому что не в нас, а в абсолютном большинстве наших военных кто-то поселил определённые страхи того, что в случае ратификации Римского статута наши военные могут быть подвергнуты уголовному преследованию со стороны Международного уголовного суда».

Интересно, кто ж это так напугал ВСУ-шников?

Проще говоря, власть знает и понимает, что именно ВСУ замешаны в военных преступлениях (пытки, похищения, изнасилования, убийства мирных и военнопленных). Да и сами «герои» не раз на камеру фиксировали свои злодеяния.

Поэтому и «подходить к ратификации Римского статута сейчас надо осторожно, чётко ответив на несколько вопросов: зачем это делать сейчас, во время войны без соответствующей разъяснительной работы среди военных, что ратификация не представляет для них каких-то новых открытий. Второй вопрос — зачем это Украине», — объяснил Смирнов.

Заодно и проговорился, что Америка не велит Украине ничего подписывать — ведь, как указывают на Банковой, и США не ратифицировали Римский статут. В общем, и холопы, и хозяева опасаются расследований МУС — ведь военные преступления на Украине они творили сообща.

Светлана Манекина