KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS

Одной из главных тем минувшей недели стал взрыв в Сергиевом Посаде, во время которого пострадали более 80 человек. Один погиб, восемь пропали без вести. Что стало причиной трагедии – преступная халатность или организованный теракт? Версии звучат разные. Поговорим об этом с военным экспертом Андреем Пинчуком.

В результате взрыва на территории Загорского оптико-механического завода в подмосковном Сергиевом Посаде один человек погиб, восемь пропали без вести, более 80 человек получили тяжёлые травмы и средней степени тяжести. Сейчас допуск на территорию закрыт, на месте работают сотрудники Следкома.

Взрыв прогремел утром 9 августа. В подмосковной прокуратуре сообщили, что ЧП произошло на складе пиротехнических изделий. Глава Сергиево-Посадского городского округа Дмитрий Акулов позже уточнил, что речь идёт о предприятии «Пироросс». На сайте компании говорится, что с 2000 года она была основным разработчиком и поставщиком салютных установок для Минобороны.

Из-за взрыва пострадали порядка ста многоквартирных домов, 624 квартиры, более 200 автомобилей, частные и садовые дома, 5 объектов инфраструктуры, в том числе 2 школы и колледж. Также повреждена заводская котельная.

Власти пообещали помочь всем пострадавшим. По словам губернатора региона Андрея Воробьёва, было принято решение о специальных региональных выплатах в размере 2 млн рублей семьям погибших, по 500 тыс. рублей – тяжелораненым, которые сейчас в реанимации, и по 300 тыс. рублей – госпитализированным с переломами. А тем, кто получил лёгкие травмы и находится на амбулаторном лечении, выплатят по 100 тыс. рублей.

Сейчас важно помочь людям, которые пережили большое потрясение. Тяжелее всего родным и близким погибшей женщины и родственникам тех 8 человек, кто считается пропавшим без вести,

– написал он в Telegram.

На данный момент выплаты от губернатора Подмосковья получили более 90 человек. Нужно как можно скорее вернуть город к нормальной жизни, восстановить дома и инфраструктуру, отметил Воробьёв.

Причиной взрыва депутат Госдумы России по Сергиево-Посадскому избирательному округу Сергей Пахомов назвал нарушение технологических процессов. В Следственном комитете, в свою очередь, заявили, что версия об атаке беспилотника никак не подтвердилась. Тем не менее ещё не все завалы разобраны. Эксперты обнаружили на территории завода 89 фрагментов человеческих тел. По ним будет проведена экспертиза. Расследование продолжается.

Ведущий «Первого русского» Юрий Пронько обсудил случившееся с первым министром государственной безопасности ДНР, доктором политических наук, героем ДНР Андреем Пинчуком в программе «Царьград. Главное».

Опасное соседство

Юрий Пронько: Андрей, позвольте, я задам вам обывательский вопрос как специалисту, который разбирается в подобной тематике. Вот эти поднимающиеся клубы дыма – это точно пиротехника? Что скажете?

Андрей Пинчук: Конечно, это может быть пиротехника. Вы не забывайте, что завод пиротехники от порохового завода не слишком сильно отличается по структуре тех материалов, которые используются для изготовления пиротехнических изделий. Поэтому, с технической точки зрения, конечно. Но есть другой вопрос.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Все мы знаем, даже на уровне обывателя, что во время праздников – свадеб, Нового года и так далее – использовать пиротехнику допускается на строго выделенных площадках. Это расстояние не менее 150 м от жилья. Вы знаете эти правила.

По каким причинам использование пиротехники оказывается более жёстко, как выясняется, регламентированным, чем производство? Судя по взрыву, по огромному количеству взрывчатых веществ, по отношению к мирной инфраструктуре. Я видел последние новости, у них там и котельная повреждена.

– И отключено горячее водоснабжение.

– Да-да! И как вообще такой объект существовал в зоне жизнедеятельности населения? Честно говоря, это очень серьёзные вопросы. И хотелось бы услышать ответы на них.

Жажда денег привела к трагедии

– Андрей, вот мы говорим о том, что это территория специфического завода – завода ОПК. Объясните мне, дилетанту, журналисту, как через 1,5 года после начала СВО может быть коммерческая аренда на предприятиях, которые (может, я ошибаюсь, вы меня поправьте) работают в три смены в течение 24-х часов, семь дней в неделю, 365 дней в году?

– Судя по всему, не все. Честно говоря, это вопрос задействованности всех ресурсов. Помните, мы с вами как-то говорили про мобилизацию экономики и промышленности? Так вот, к сожалению, далеко не все ресурсы задействованы. Мобилизация произошла. И это явный пример того, что кто-то воюет, кто-то, как вы говорите, в три-четыре смены работает, кто-то изготавливает пиротехнику. Что, у нас уже наступил праздник? Победа? Для того чтобы салютовать, извините. Это довольно очевидный вопрос.

ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS

Что касается аренды, то здесь я бы не рубил с плеча. Если нормальное производство и есть кооперация поставщиков (допустим, это партнёры, которые поставляют агрегаты, оборудование, комплектующие и так далее), то зачастую эта аренда нужна самому частнику для того, чтобы эту кооперацию ускорить максимально. Допустим, есть партнёры у предприятия и они работают на их территории. И завод на их территории. Они арендуют какие-то производственные базы, не только склады. Возможно, какие-то элементы и производства, какие-то линии сборки и так далее. И полностью подобную аренду запрещать нельзя. Но должен быть чёткий норматив, что эта аренда является сопутствующим элементом к основной деятельности предприятия.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Мы увидели чудовищную историю с нашим военно-технологическим министерством, которым является, по сути, госкорпорация Ростех. Люди трудятся, последние соки из себя выжимают. А при этом кто-то просто на этой аренде зарабатывает деньги. Это же зарабатывание денег!

Если бы это касалось цехов по выполнению каких-то военно-технических функций, чем раньше этот завод занимался, – это одно. Но там же ничего этого нет. Они просто зарабатывают, извините, бабло за то, что сдают в аренду частнику, у которого так всё хорошо, что осталось только салютовать.

Возможно, теракт?

– Андрей, я понимаю, что заключение будут делать следственные органы. Тем более что возбуждено уголовное дело. К сожалению, есть и жертвы. Сообщалось, что человек умер в больнице. На ваш взгляд, это преступная халатность или нечто иное?

– Вы знаете, когда я услышал о нарушении какой-то технологической цепочки, я, честно говоря, очень удивился.

Мне в своей профессиональной деятельности не раз приходилось руководить расследованием резонансных дел, в том числе связанных с подобными происшествиями. И эту картину невозможно восстановить, если не разобраны завалы, не осмотрена проводка и место локализации взрыва для того, чтобы определить, откуда эта взрывная волна шла, как она распространялась и кто из пострадавших в момент взрыва находился по отношению к этой взрывной волне.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Когда ещё даже все люди не найдены. Повторюсь, эти технологические мощности не осмотрены. Не осмотрены места сборки, не осмотрена проводка, не осмотрены, те завалы, которые на себе несут следы взрыва. Есть ли там среды инородных взрывных веществ, помимо тех, которые используются в этом технологическом процессе, или нет.

Я видел осмотр места происшествия. Как вы понимаете, ничего там этого ещё не сделано. Отбрасывать версии, в том числе теракта… Говорят, что это не беспилотник. Я не знаю, внешний ли это беспилотник. Но у нас теракты, вообще-то, и изнутри тоже организовывают. И взрывные устройства взрываются. Поэтому так вот бодренько отчитаться? Ну, может быть, для того, чтобы успокоить людей. В данном случае это хоть какое-то оправдание для подобной информации. А если это, действительно, профессиональный подход, то он, конечно, ничем не обоснованный. Это непрофессионально.

Атаки украинских беспилотников

– Вот об очередной атаке беспилотников на российскую столицу. Известно про Минское шоссе. Известно о том, что их ликвидировали. Позвольте ещё такой прямой вопрос профессионалу задать: возможно ли нейтрализовать эту угрозу или это проблематично? Только честно.

– Конечно, возможно! Для этого надо победить в боевых действиях и взять Киев.

– Андрей, я понимаю, есть стратегическое значение. Тогда я сформулирую так: а тактически?

– Да, сразу отвечаю. До этого момента на все 100% устранить эти процессы невозможно. Обширность территории РФ, протяжённость границы очень большие.

Во-вторых, часть БПЛА, как мы знаем, запускалась внутренней агентурой на территории России. И это уже задача спецслужб по выявлению этой агентуры и их пресечению.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Украинские спецслужбы будут до последнего дня своего существования искать подобные бреши. Понизить, создать проблемы – возможно. Единственный способ создания этих проблем – это уничтожение тех офицеров и тех сотрудников, которые отвечают за организацию этой работы. Других способов, я думаю, не существует.

– Это честный ответ. Спасибо большое!

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА