За почти год с территории Украины было экспортировано в общей сложности 32,8 млн. тонн грузов, из них более 70% поступило в страны с высоким и выше среднего уровнями доходов. На долю таких стран, как Эфиопия, Судан и Сомали, а также Йемен и Афганистан, пришлось менее 3% от общего объёма. Ни одно из условий «зерновой сделки», касавшихся вывода из-под санкций российского экспорта зерна и удобрений на мировые рынки, выполнено не было. При этом препятствия чинятся даже безвозмездной передаче Россией минеральных удобрений беднейшим странам. Поэтому её продолжение, как не оправдавшей своего гуманитарного предназначения, потеряло смысл. Об этом заявил президент Владимир Путин в своей статье в преддверии саммита «Россия–Африка».

Президент также подчеркнул, что РФ в состоянии заместить украинское зерно как на коммерческой, так и на безвозмездной основе, и, несмотря на санкции, Россия и дальше будет активно работать над организацией поставок в Африку зерна, продовольствия и т.д.

Иными словами, «голодающих» после срыва «зерновой сделки» не будет: у России зерна предостаточно, а Украина, так или иначе, не входит в пятёрку крупнейших экспортёров пшеницы в мире. На сегодня это Австралия, Канада, США, Франция и Россия: на эти страны в прошлом году пришлось почти 62% экспортных поставок зерна, что составляет 3/5 мирового экспорта. К слову, в этом году Китай, повысив пошлины на ввоз зерна из США до 25%, практически убил американский экспорт.

Топ-15 мировых экспортёров пшеницы выглядит так:

Украина в этом топе на седьмом месте (между Аргентиной и Индией), и это всего лишь около 5% мирового рынка пшеницы.

«На Евразийском континенте именно Европа обеспечивает почти половину мирового экспорта пшеницы (так было по итогам 2022 года): поставки составили $30,6 млрд. или 46,2% от общего объёма мировых продаж. В другом полушарии главные „кормильцы мира‟ — США и Канада, поставившие миру ещё 24,9% пшеницы», — отмечают эксперты.

Что касается компаний, «рулящих» на зерновом рынке, то крупнейшими трейдерами являются американские компании Cargill, Archer Daniels Midland и Bunge, а также французская Louis Dreyfus. То есть, этот «квартет» контролирует 73% мирового экспорта зерна. Самыми выгодными рынками являются Индонезия (потребность в импорте оценивается в $3,81 млрд.), Египет ($3,8 млрд.), Китай ($3,78 млрд.), Турция ($3,2 млрд.), Алжир ($2,68 млрд.) и Италия ($2,6 млрд.). К слову, потребность в импорте во всех этих странах увеличивается. Есть среди них и африканские, вот только украинское зерно, как выяснилось, направлялось из Одессы в Европу, Турцию и Китай, потому что так было выгодно трейдерам. В общем, «бабло» — и ничего личного: рулевым плевать на нищих африканцев и таких же нищих украинцев.

Впрочем, «не рулевым» на Украину тоже наплевать: пять стран Евросоюза — Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Словакия, являющихся ближайшими соседями «незалежной»» — намерены обратиться к Брюсселю с просьбой продлить запрет на импорт украинского зерна, истекающий 15 сентября, чтобы избежать серьёзных сбоев на рынке. Большинство из них хотят оставить этот запрет в силе до 31 декабря, при этом Польша готова продлить его в одностороннем порядке, если этого не сделает Еврокомиссия. Запрет касается импорта не только пшеницы, но и кукурузы, рапса, а также семян подсолнечника.

Тем временем в РФ публично предупредили всех судовладельцев и страховщиков, что с 20 июля все суда, которые следуют в акватории Чёрного моря в украинские порты, будут рассматриваться как потенциальные перевозчики военных грузов.

Оксана Шкода