Очередные суды над украинскими боевиками прошли в Ростове-на-Дону, Донецке и Луганске. 14 июня в Южном окружном военном суде (Ростов-на-Дону) состоялось первое заседание в отношении 20 участников нацбатальона «Азов» (запрещен в РФ как террористическая организация). На процессе должны были предстать 24 человека, но двое из них были обменяны, а двое заболели.

В числе обвиняемых — восемь женщин-военнослужащих, которые были поварами карательного батальона. Они почти до последнего не покидали пункт тылового обеспечения на территории мариупольского металлургического комбината «Азовсталь», куда отошли боевики и были там заблокированы. Одни украинские нацисты после осады комбината сдались в плен, других задержали на блокпостах, через которые они пытались прорваться на территорию Украины, переодевшись в гражданскую одежду. Третьих, прятавшихся от зачисток, сдали местные жители, опознавшие преступников. Также в числе подсудимых наводчики и корректировщики огня, которые весной 2022 года собирали информацию о местонахождении союзных сил ДНР и РФ и передавали ее для обстрелов. Они были задержаны при попытке выхода из зоны боевых действий и тоже служили в батальоне.

Обвиняемые Елена Аврамова, Нина Бондаренко, Алена Бондарчук, Наталья Гольфинер, Артем Гребешков, Артур Грецкий, Анатолий Грицык, Олег Жарков, Ярослав Ждамаров, Александр Ирхи, Александр Ищенко, Давид Касаткин, Дмитрий Лабинский, Владислава Майборода, Александр Мероченец, Олег Мижгородский, Ирина Могитич, Александр Мухин, Лилия Паврианидис, Лилия Руденко, Алексей Смыков, Марина Текин, Никита Тимонин и Олег Тышкул были доставлены в суд под усиленной охраной. Прежде чем вынести приговор, судьям предстоит изучить три коробки с папками доказательств, а обвинительное заключение составляет 790 страниц.

Самому молодому из боевиков — чуть больше 20 лет. На скамье подсудимых в стеклянной клетке-аквариуме представлен рядовой состав: водитель, мобилизованный, доброволец, профессиональный военный. Журналист Виталий Колбасин, присутствовавший на первом заседании, рассказал: «Держатся уверенно, без лишней нервозности. Обвинения большинству подсудимых предъявлены крайне серьезные. Им грозит от 15 лет до пожизненного. Известно, что одни подсудимые признали свою вину полностью, другие — частично».

В обвинительном заключении указывается, что все женщины «действовали умышленно, из корыстных мотивов, с целью улучшения своего материального благосостояния путем получения высокого денежного довольствия и льгот участника боевых действий». Все подсудимые просили заменить им меру пресечения на более мягкую, а часть женщин заявила, что дома их ждут малолетние дети. Суд продлил всем обвиняемым содержание в СИЗО до 29 сентября. Следующее заседание назначено на 28 июня.

Под статьёй автора развернулась серьёзная дискуссия. Эти комментарии типичны и показательны.

Елена Иванова: «Расстрел по закону военного времени. Другим будет неповадно, прежде чем идти в «повара» — будут думать.

Андрей Бирюков: «Азов» (запрещён в РФ как террористическая организация) — полк поваров, получается. Прямо ресторан какой-то. А если серьёзно, то нельзя повторять глупости Н. Хрущева — их нельзя отпускать, всем пожизненное, иначе через пару десятков лет все повторится».

Сергей Щукин: «20 лет тюрьмы и корми их. Наши люди не для того платят налоги, чтобы кормить и содержать этих мразей».

Дмитрий Панкратов: «Было две с половиной тысячи боевиков-«азовцев», осталось двадцать. И те — поварихи. Да и тех обменяют».

Андрей Алатырев: «А главари где? Кто непосредственно воевал — их просто обменяли. И многие опять на фронте».

Руслан Семченков: «Рядовые сидят, а руководство нацбатальона отдыхает в полном составе вместе с женами в Турции (это было одно из условий обмена). Мать одного боевика жаловалась, что сыночка на море и погулять не отпускают».

Ирина Селиванова: «Главари, каратели, офицеры, иностранные офицеры должны были быть наказаны. И что?! Чувствую себя обманутой, и не я одна. Опять какие-то непонятные игры?».

Иван Иванов: «А где остальные 2 000 тварей? Опять убивают наших парней? То есть, настоящих палачей и главарей, упырей, у которых руки по локоть в крови, отпустили. А шушеру и шестерок, никому не интересных и не нужных, теперь показательно судят. Гениально!».

Как известно, 21 сентября 2022 года украинского политика Виктора Медведчука вместе с 55 российскими военнослужащими обменяли на 215 украинских вояк (из которых 124 были офицерами), в том числе на 108 бойцов и руководителей запрещенного в РФ полка «Азов» — командира Дениса Прокопенко «Редиса» и его заместителя Святослава Паламара «Калину». Сначала об обмене объявила украинская сторона, спустя время это подтвердило российское военное ведомство. Представитель Кремля Дмитрий Песков комментировать обмен Медведчука на командиров полка «Азов» отказался. После обмена Медведчук остался в России.

Кроме Ростова-на-Дону, судебные процессы над украинскими вояками сейчас проходят в ДНР и ЛНР. В Луганске осужден украинский офицер, причастный к гибели гражданских лиц в ЛНР.

Вадим Додачко

Вадим Додачко являлся заместителем командира роты огневой поддержки 108 отдельного горно-штурмового батальона ВСУ. Додачко предоставлял минометному расчету, стоявшему на территории детского лагеря «Салют», координаты жилых домов мирных граждан для обстрелов. В результате двое мирных жителей погибли, а несовершеннолетний подросток получил тяжёлые ранения. Додачко полностью признал вину и раскаялся. Его наказание — 20 лет лишения свободы в колонии строгого режима.

Вынесен приговор Руслану Галько, гранатомётчику Национальной гвардии Украины.

Руслан Галько

В апреле 2022 года он получил приказ осмотреть многоэтажные жилые дома в Рубежном. Из окна школы боевик увидел на улице мужчину в гражданской одежде и выстрелил в него из гранатомёта. Прохожий, который просто хотел вынести мусор, получил осколочные ранения и чудом выжил. Галько признал свою вину, его наказание — 14 лет лишения свободы.

Верховным судом Луганской Народной Республики вынесен приговор украинскому военнослужащему Николаю Гуземе, артиллеристу самоходной установки «Гвоздика».

Николай Гузема

Находясь в лесополосе между посёлками Гречишкино Новоайдарского района и Трехизбенка, достоверно зная, что в подвалах прячутся мирные жители, он обстрелял жилые дома осколочно-фугасными снарядами — два человека погибли. Гузема полностью признал вину и раскаялся. Приговором суда ему назначено наказание в виде 21 года лишения свободы в колонии строгого режима.

Также в ЛНР вынесен приговор украинскому артиллеристу Павлу Смилко из 24-ой отдельной механизированной бригады. «Находясь в лесополосе у п. Александрополье Попаснянского района, он получил приказ об обстреле жилых домов города Попасной с целью устрашения мирного населения и повреждения объектов гражданской инфраструктуры. Зная, что в этом населенном пункте отсутствуют воинские подразделения Луганской Народной Республики и Российской Федерации, обвиняемый из противотанкового орудия «Рапира» с 15 по 19 марта 2022 года вел обстрелы жилых домов по улицам Мира, Гагарина и Киевская. В результате один мужчина погиб», говорится в обвинительном заключении. Смилко полностью признал вину. Приговор суда — 20 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима.

В Донецке Верховный суд ДНР тоже вынес несколько новых приговоров виновникам убийств мирных граждан и расстрелов российских пленных. Боевик «Азова» (признан террористическим в РФ) приговорен к пожизненному сроку за расстрел русского военнопленного в Мариуполе.

Как установило следствие, Алексей Кыркалов (позывной «Фриц») в апреле 2022 года в Мариуполе убил военнослужащего РФ, захваченного в плен тремя днями ранее.

Кыркалов Фриц

Выведя его из подвала на улицу, Кыркалов трижды выстрелил из пистолета в затылок солдата. Свою вину, несмотря на предоставленные суду доказательства, боевик Фриц отрицал. Два боевика полка «Азов приговорены к 25 годам строгого режима за убийство двух мирных граждан. По данным следствия, Евгений Высоцкий и Александр Педак во время охраны периметра завода «Азовсталь» открыли прицельный огонь по двум мужчинам в гражданской одежде, те погибли на месте. В ходе допросов Педак и Высоцкий пояснили, что совершили убийства, чтобы запугать местное население.

Рената Алиева, ефрейтора спецназа «Азова», приговорили к 20 годам тюрьмы за убийство мирного жителя. Алиев принимал участие в боевых действиях на территории Донецкой и Луганской областей. Следствие установило, что в начале апреля 2022 года Алиев находился на Азовстальской улице в Мариуполе в квартире жилого дома.

Из окна он увидел безоружного прохожего, по которому открыл огонь из автомата — мужчина скончался на месте. «Сослуживцу, прибежавшему на звуки стрельбы, Алиев сказал, что только что застрелил мирного жителя. Вплоть до отступления украинских боевиков тело мужчины лежало на том же месте. Только спустя много дней местный житель, который на протяжении 15 лет находился в дружеских отношениях с убитым, смог предать его тело земле», — сообщили в пресс-службе Следственного Комитета России.

Украинского снайпера Яна Худобу, который в Мариуполе убил безоружного мужчину выстрелом в спину, Верховный суд ДНР приговорил к 23 годам тюрьмы.

Ян Худоба

По данным следствия, Ян Худоба служил снайпером в 36-й отдельной бригаде морской пехоты ВСУ. Находясь на позиции около детского сада, Худоба выстрелил в прохожего, который шёл по улице, а затем добил раненого следующим выстрелом. На основании доказательств, собранных военными следственными органами СКР, вынесен приговор по уголовному делу в отношении еще одного боевика-террориста — Михаила Швеца. В марте 2022 года Швец размещался на позиции в многоквартирном жилом доме Мариуполя. В окно боевик увидел, как в сторону сквера проходили мужчина и женщина в гражданской одежде с белыми повязками на рукавах. Когда они были рядом с аптекой, Швец открыл стрельбу из автомата. Мужчина и женщина упали на землю, затем мужчина встал. Швец застрелил его, а женщине удалось убежать. Суд вынес приговор военному преступнику в виде 22 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Верховным Судом ДНР вынесен приговор украинскому морскому пехотинцу Роману Косенко. Его признали виновным в покушении на убийство гражданских лиц. 19 марта 2022 года 25-летний Косенко вместе с сослуживцами выполнял задачу по охране украинского танка, который вел стрельбу по улице в Мариуполе. Из окна частного дома Косенко услышал русскую речь и увидел в окне мужчину и женщину. Хотя они не были вооружены, Косенко решил убить их за то, что они говорили по-русски. Боевик достал гранату и метнул ее в сторону людей. Граната ударилась в забор, благодаря чему супружеская пара не пострадала. В ходе следствия и в суде обвиняемый признал свою вину и раскаялся. Приговором суда Косенко назначено наказание в виде 17 лет лишения свободы.

За убийство 4 человек вынесен приговор боевику запрещенного в Российской Федерации полка «Азов» Максиму Кондрашову. Он признан виновным в жестоком обращении с гражданским населением и применении в вооруженном конфликте запрещенных средств и методов. Следствием и судом установлено, что в марте прошлого года Кондрашов с сослуживцами заступил на охрану и контроля территории, прилегающей к заводу «Азовсталь». Кондрашов занял пост на перекрестке улиц Шевченко и Греческая в городе Мариуполе. Находясь на боевой позиции, он заметил двигавшийся в его направлении автобус марки «Мерседес Спринтер» с находившимися в нем мирными жителями и открыл по нему огонь. В результате полученных ранений 4 человека погибли. В ходе расследования проведены осмотры места происшествия, экспертизы и другие следственные действия. Приговором суда Кондрашову назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы.

Готовятся и новые судебные процессы. Верховный суд ДНР рассматривает уголовное дело о массовых убийствах украинскими военными жителей Мариуполя весной прошлого года. Сейчас по делу проходит морской пехотинец ВСУ Валентин Василенко, обвиняемый по статьям «Массовое убийство по мотивам политической и идеологической ненависти» и «Применение запрещённых средств и методов ведения войны УК РФ». Василенко убил в Мариуполе 14 мирных граждан. Свою вину признал полностью. В отношении других обвиняемых были заслушаны показания свидетелей.

Тело женщины с вырезанной на животе свастикой, пытками и надругательством нашли в Мариуполе по адресу из показаний пленного боевика «Азова» (признан террористической организацией и запрещен в России). Об этом рассказал судебно-медицинский эксперт из ДНР Богдан Аверин. Российские следователи, изучавшие это дело, обратились в бюро судмедэкспертизы с запросом, не находили ли трупы по адресу, который назвал пленный. Так была обнаружена запись, указывавшая, что именно в том доме и оказалось тело женщины с признаками изнасилования и вырезанной на животе свастикой. Личность погибшей, на теле которой вырезали свастику, установлена не была, тело женщины захоронили. Один из пленных украинских боевиков рассказал, как снайпер полка «Азов» (организация признана террористической и запрещена в РФ) с другими боевиками в марте 2022 года расстрелял мужа, жену и их девятилетнюю дочь в Мариуполе, после чего вырезал на животе свастику и надругался над убитой женщиной. По словам сотрудника российских силовых структур, расследование этого преступления продолжается.

Постскриптум. Украина будет добиваться обмена 22 участников националистического батальона «Азов» (признан террористической организацией и запрещен в РФ), которых судят в эти дни. Об этом заявил советник главы офиса президента страны Михаил Подоляк: «Безусловно, эти люди будут находиться в обменном фонде. Мы будем пробовать их обменять, как и других наших пленных».

Марина Харькова