ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA, PRESIDENT OF UKRAINE/GLOBALLООKPRESS

Добро побеждает зло. Так назвала своё сочинение школьница четвёртого класса о сказке А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Какой смысл вкладывала девочка в понятия добра и зла, можно только гадать. Скорее всего, зло – это жадная и жестокая старуха, а добро – это эпилог сказки, в котором золотая рыбка наказала старуху, отняв дарованные рыбкой имущество, социальное положение, власть.

Напомним вкратце сюжет. Старик выловил неводом золотую рыбку и отпустил её без выкупа. Старуха рассердилась и потребовала от старика взять выкуп сначала целым корытом взамен расколотого, потом пожелала деревенскую избу вместо землянки, затем столбовое дворянство с богатым теремом и слугами, далее она захотела стать вольною царицей и в конце концов – владычицей морскою, чтобы золотая рыбка служила ей и была у неё на посылках. Вернувшись домой, старик увидел, что «на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто».

Со времени создания Пушкиным своей сказки (почти 200 лет назад) существует множество трактовок этого литературного шедевра. Исследователи нашли три источника сюжета: русская сказка «Жадная старуха», индийская сказка «Золотая рыба» и сказка братьев Гримм «О рыбаке и его жене». Однако считается, что сюжет сказки «О рыбаке и рыбке» Пушкину подарил Владимир Даль. Именно после их встречи в сентябре 1833 года в Оренбурге через несколько недель, если точно – 14 октября, Пушкин написал свою сказку. Рукопись её он вскоре передал Далю с надписью:

Твоя от твоих. Сказочнику казаку Луганскому сказочник Александр Пушкин.

По духу все сказки родственны. В каждой из них раскрыт образ алчного, ненасытного, корыстного и неблагодарного человека. Впрочем, в русской и немецкой сказках старуха в последнем своём желании вознамерилась стать Богом. По всей видимости, Владимир Даль опирался в своей устной версии на сказку братьев Гримм, в которой есть пожелание старухи стать папой римским. В черновиках А.С. Пушкина этот эпизод был отражён в следующих строках:

Проходит другая неделя,
Вздурилась опять его старуха,
Отыскать мужика приказала –
Приводят старика к царице,
Говорит старику старуха:
«Не хочу я быть вольною царицей,
Я хочу быть Римскою папой!»
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Пошёл он к синему морю,
Видит: бурно чёрное море,
Так и ходят сердитые волны,
Так и воют воем зловещим.
Стал он кликать золотую рыбку.
________________

Добро, будет она Римскою папой.
________________
Воротился старик к старухе,
Перед ним монастырь латынский,
На стенах латынские монахи
Поют латынскую обедню.
Перед ним вавилонская башня.
На самой на верхней на макушке
Сидит его старая старуха.

На старухе сарачинская шапка,
На шапке венец латынский,
На венце тонкая спица,
На спице Строфилус птица.
Поклонился старик старухе,
Закричал он голосом громким:
«Здравствуй, ты, старая баба,
Я чай, твоя душенька довольна?»
Отвечает глупая старуха:
«Врёшь ты, пустое городишь,
Совсем душенька моя не довольна,
Не хочу я быть Римскою папой,
А хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была бы у меня на посылках»
.

В окончательный вариант сказки эти строки о желании быть Римскою папой не вошли. Есть разные мнения почему. Есть и у меня своя трактовка этой самоцензуры. Но меня более заинтересовало другое – описание удивительной картины, которую увидел старик: вавилонская башня, на которой сидит старуха в «сарачинской» (сарацинской) шапке с птицей Строфилус, расположенной на игле, воткнутой в папскую тиару.

Меня, конечно, поразила фантазия автора, граничившая с пророчеством, – соединение ветхозаветной вавилонской башни, символизирующей богохульство, святотатство и самозванство, с изображением апокалипсической вавилонской блудницы, сидящей на ней, совмещение сарацинского тюрбана с папской тиарой, включение в эту композицию мифологической птицы, возвещающей конец мира и Судный день.

Одной из загадок пушкинской сказки является психология взаимоотношений старика и старухи. Мотивация этих взаимоотношений в русской, индийской и немецкой сказочных источниках не вызывает вопросов. А вот у Пушкина остаётся загадкой: почему старик послушно исполняет приказы старухи, называя её то сварливой, то проклятой бабой, то говорит рыбке, что старуха «вздурилась» и «бунтует»? Старуха его постоянно ругает, обзывает, унижает, ссылает на конюшню, бьёт его, а он всё равно идёт к рыбке со старухиными невозможными просьбами?

Ответ на этот вопрос лежит в плоскости одной из версий пушкинской сказки, которую я вычитал в рассуждениях епископа Грузинской Православной Церкви Григория (Кация), считающего эту сказку мудрой притчей. Если вкратце, то, по его мнению, рыбка – это раннехристианский символ Иисуса Христа, старик – это ищущий ум, сомневающийся разум, старуха – это смятенное сердце. Вместе они составляют душу, наполненную соблазнами и страстями, с которыми она – душа – по гордости не может справиться.

По этой версии, горделивая душа доходит до своего предела – самозванства и богоборчества.

Пушкин повествует о невозможном – о том, что старуха требует от золотой рыбки не просто дворянства, а именно столбового дворянства. То есть насчитывающего более ста лет служения старухиных предков Государю. Для читателя XIX века было понятным, что это требование узаконенного самозванства. Далее больше – вольная царица, папа Римская, владычица морская.

И последнее.

Каждая притча – это поучительная история на все времена.

Любые примеры самозванства, алчности, неблагодарности Богу звучат очень современно. Взять хотя бы такую фигуру, как президент Украины господин Зеленский, который всё больше и больше становится похожим на старуху из сказки Пушкина. Именно он получил от Запада «столбовое дворянство» в качестве главного защитника свободы и демократии. Его поездка к папе римскому за ярлыком на княжение закончилось тем, что его не удовлетворила власть папы, и Зеленский демонстративно поднялся над ним. Мало того, он избрал в качестве золотой рыбки другого самозванца – президента США, провозгласившего себя правителем человечества.

Теперь становится понятной ненависть украинской власти к пророку-Пушкину, власти, разрушившей все бюсты и памятники поэту, переименовавшей все топонимы, носившие имя Пушкина в украинских городах, совершившей изъятия книг поэта из всех библиотек.

Хочется верить, что в реальной истории добро, действительно, победит зло.

С днем рождения Пушкина всех нас!

ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ