ФОТО: MARKO RUPENA/SHUTTERSTOCK.COM

В Косове снова погромы: местных сербов задерживают и избивают албанские сепаратисты, пытаясь столкнуть их с бойцами стран НАТО. Безоружные люди храбро противостоят вооружённым до зубов солдатам. Почему эти столкновения не пресекает Белград, как президента Косова пытаются сделать «своим» на Западе и чем им мешает Россия, читайте в материале Царьграда.

Подобного обострения в Косове не было с 2004 года, когда местные албанцы устроили масштабный кровавый погром. Пылали дома и православные церкви, толпа убивала любого, до кого могла дотянуться. Но на северном краю у неё не вышло – помешала река Ибар. Местные сербы встали на защиту своих домов, а потом их отделили от бесновавшихся албанцев бойцы натовского контингента KFOR (в пер. с англ. Kosovo Force – «Силы для Косова»).

БОЙЦЫ KFOR. ФОТО: PREDRAG MILOSAVLJEVIC/GLOBALLOOKPRESS

И всё равно крови тогда пролилось много. Преимущественно сербской. Но и агрессорам тоже досталось. С тех пор сербские муниципалитеты края – Северная Митровица, Лепосавич, Звечан и Зубин-Поток жили относительно автономно от остального Косова, где прочно воцарились поддержанные Западом албанцы.

На севере у сербов были своя муниципальная власть и полиция, номинально косовская, но набранная не из албанцев. А вот сколоченной из бывших боевиков «полиции» Косова посещать север позволялось только с разрешения KFOR.

В 2013 году при посредничестве Евросоюза были подписаны Брюссельские соглашения, согласно которым Приштина обязалась создать Сообщество сербских муниципалитетов, куда бы вошли не только анклавы севера, но и других районов Косова. Однако руководство албанских сепаратистов всеми правдами и неправдами саботировало это решение. А на днях и вовсе решило окончательно зачистить северные анклавы, объявив местные сербские власти вне закона.

На 30 суток за освежитель воздуха

В ходе потешных местных выборов, которые сознательно саботировала сербская община, Приштиной были назначены новые албанские мэры. После чего в анклавы вопреки правилам вторглись вооружённые до зубов боевики «косовского спецназа полиции ROSU». Они срывали сербские триколоры и вешали на их место придуманные западными кураторами синие региональные новоделы. В ответ сербские жители вышли на баррикады.

В помощь им были направлены подразделения KFOR – после шквала критики со всех сторон о том, что они не выполняют свои обязательства по охране правопорядка. А Белград направил подразделения сербской армии к административным границам края.

Только за день косовские боевики арестовали двух наших братьев на 30 суток – якобы те ездили на машине со словенскими номерами и готовили теракты. У них разглядели сербскую символику на освежителе воздуха. Ещё двоих повязали на границе. 16-летнего подростка задержали, избили и отпустили,

– рассказывают возмущённые сербы.

Провокация под дымом

Жители Звечана встретили оккупантов 250-метровым национальным триколором и надели на рукава жёлтые повязки, показывая, что живут в гетто. При этом албанский «спецназ» под прикрытием дымовой завесы «случайно» атаковал светошумовыми гранатами бойцов KFOR, что сербы восприняли как попытку столкнуть их лбами с бойцами альянса. Однако работавшие на месте уличные видеокамеры вывели авантюру албанских боевиков на чистую воду.

Президент Сербии Александр Вучич в специальном обращении к согражданам призвал не оказывать сопротивление KFOR. Он обратился к послам стран «Квинты» – США, Франции, Германии, Италии и Великобритании, контролирующим в том числе и ситуацию на Балканах, а также к лидеру Турции Реджепу Тайипу Эрдогану с просьбой повлиять на «премьера» косовских албанцев Альбина Курти и принудить того убрать боевиков с севера Косова.

Также Вучич встретился с послом России Александром Боцаном-Харченко. И, выступая в эфире CNN, сербский лидер сообщил американской аудитории, что его соотечественники

всего лишь хотят выжить, сохранить свои имена и фамилии и жить там, где жили всегда.

Почему не действует Белград

При этом в самой Сербии проходят массовые акции оппозиции, в том числе и недовольной мягкотелым участием в ситуации официального Белграда. В эфире телеканала РТС министр обороны Сербии Милош Вучевич объяснил больше демонстративное, нежели действительное участие в защите косовских сородичей:

Сербия с политической стороны определила красные линии, когда под угрозой находятся её жизненные, национальные и государственные интересы. Говорим, не дай Бог, о сценариях, при которых кто-то убивает, изгоняет сербов, устраивает погромы. Такие ситуации стали бы не только тревожным сигналом, но и моментом, когда Сербия не смогла бы сидеть сложа руки.

В свою очередь, ряд албанских организаций объявили акцию «Поход на север», предложив своим сторонникам «прогуляться» до северных анклавов, захватив с собой противогазы и средства для уличного боя. В ответ президент Вучич во время телеэфира жёстко прошёлся по «премьеру» Косова Альбину Курти:

Из-за провокационных заявлений и ужасно безответственного поведения Курти я опасаюсь крупных столкновений. Потому что Курти мечтает быть Владимиром Зеленским, а сербы больше не могут это терпеть.

Как видим, это сравнение с Зеленским показывает, на чьей стороне сегодня Вучич. Но не всё так просто.

ФОТО: MICHAEL KAPPELER/GLOBALLOOKPRESS

Будет война?

Ситуация в Косове позволила ряду экспертов – как балканских, так и международных – предположить, что дело идёт к войне, которая затронет всех в Европе. И поспешить дать Косову переходящее звание «пороховой бочки» Старого Света. Об очередном витке противостояния вокруг Косова Царьград поговорил с профессором ВШЭ, руководителем Черноморских и Средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатериной Энтиной.

– На ваш взгляд, может ли вылиться происходящее в эти дни в Косове в полноценную войну?

– Ситуацию нужно рассматривать в двух плоскостях. Первая: возможность широкомасштабного конфликта. Она исключена по двум основаниям. Этого страшно не хочет Белград, потому что сербский солдат, переступивший линию разграничения между центральной Сербией и краем Косово и Метохия, спровоцирует «непропорциональный ответ» со стороны KFOR.

И с высокой долей вероятности Сербия подвергнется санкциям. Таким образом, для Белграда какой-либо компромисс по Косову и Метохии, по Республике Сербской в Боснии и Герцеговине будет полностью закрыт. Последнее, что сделает Вучич, если он вообще это сделает, в ответ на провокации, какими бы тяжелыми они ни были, начнёт военные действия.

ПЛАКАТ АССОЦИАЦИИ СЕМЕЙ ЛИЦ, ПОХИЩЕННЫХ И УБИТЫХ В КОСОВЕ И МЕТОХИИ: «ЖЕРТВЫ АЛБАНСКИХ ТЕРРОРИСТОВ UCK И АГРЕССИИ НАТО». ФОТО: ADRIANA IACOB/ SHUTTERSTOCK

– Широкомасштабный конфликт не нужен и Североатлантическому альянсу. Они считают, что добьются своих целей и без него – путём давления на Белград.

– Да, в течение последних 20 лет НАТО и ЕС официально являются гарантами мира и стабильности в Балканском регионе, а возникновение широкомасштабного конфликта обрушит этот образ мира и стабильности. Единственная сила, которая способна сейчас спровоцировать большую войну, – это НАТО, а альянсу, повторюсь, это невыгодно. Потому широкомасштабный конфликт не предвидится.

– Тогда к чему может привести нынешняя эскалация насилия в Косове?

– Никто не может дать гарантий, что не начнутся более серьёзные стычки между сербским и албанским населением. На самом деле сейчас именно к этому всё и идёт, и именно это является наиболее опасным фактором в Косове и Метохии. Особенно в последний год.

Президент Вучич в марте, пусть и устно, согласился на план, предложенный Францией и Германией, о новом раунде переговоров между Белградом и Приштиной. Он предполагает, что регион Косово и Метохия получит возможность стать членом международных организаций, включая ООН. Это делает итог любых переговоров предрешённым. Это понимают косовские албанцы, что развязывает им руки в плане бытового насилия над сербами. Поэтому мы увидим гораздо больше провокаций против сербского населения.

– Каковы конечные цели этих процессов?

– Есть официальная цель, она провозглашена как на уровне ЕС, НАТО, так и стран «Квинты» – это урегулирование отношений Белграда и Приштины через признание независимости Приштины Белградом. Есть и вторая цель: завершение Евроатлантического проекта на Балканах. В этом смысле следующим шагом должно стать включение самопровозглашённого Косова в НАТО.

Будут дожимать Вучича

– Приштина уже подала заявку на членство в Совете Европы, продвинулась в переговорах с ЕС.

– По-прежнему существует препятствие для интеграции края в международные структуры в лице пяти стран ЕС и НАТО, которые не признают независимости Косова. Теперь же Запад даже вопреки своему уставу, не допускающему вхождение в состав альянса государства, имеющего территориальные проблемы и потенциал для будущих войн, готов форсировать включение отторгнутой от Сербии провинции в свой состав под предлогом защиты косоваров «от сербской агрессии».

Создание ситуации с эскалацией напряжённости даёт возможность того, чтобы край явочным порядком принять в НАТО, и тогда вход в другие международные организации ему тоже будет открыт.

– Неслучайно наряду с обострением в Косове в «большой» Сербии происходят массовые протесты против действующей власти.

– У этих протестов есть серьёзные внутриполитические причины объективного характера. В том числе связанные с вышеупомянутым переговорным планом, принятым Вучичем. Это является одним из существенных поводов для роста недовольства. Есть и проблемы социально-экономического характера. Сомневаюсь, что целью Запада является смещение Вучича. Скорее там хотят сделать сербского президента более договороспособным.

Что с того?

Мы часто гадаем, где Запад откроет второй фронт против России. На самом деле он готов открыть его везде, где интересы русских исторически и ситуационно вступают в резкое противоречие с планами Нового мирового порядка. И Балканы – одно из таких направлений.

По мнению эксперта Екатериной Энтиной, Россия либо очень много выиграет, либо очень много проиграет – в зависимости от того, как развернутся события на театре боевых действий на Украине. И косовский вопрос как часть балканского вопроса напрямую с этим связан. Запад опасается того, что по завершении СВО будет поднят вопрос о пересмотре итогов войны в Югославии.

И совершенно очевидно, что если эта проблема не будет решена до завершения СВО, в рамках переговоров о новой геополитической карте Европы балканский и сербский вопросы будут Москвой подняты. И тогда Вучич попросит Москву встать на защиту сербов и вернуть им их земли. Чего боится Запад, и особенно «новый Зеленский» Курти.

АЛЕКСЕЙ ТОПОРОВ