ЛУЛА ДА СИЛВА (БРАЗИЛИЯ) И АЛЬБЕРТО ФЕРНАНДЕС (АРГЕНТИНА). ФОТО: IMAGO/FREDERICO BRASIL/GLOBALLООKPRESS

Роль лидера Латинской Америки уверенно берёт на себя Бразилия. Её президент Инасиу Лула де Силва активно строит новую систему международных отношений, превращая регион в один из центров многополярного мира. Свидетельство тому – состоявшийся во вторник в Бразилиа саммит президентов 12 стран Латинской Америки, инициатором которого выступил бразильский лидер.

Таран в международной политике

Внешнеполитическую активность Инасиу Лулы да Силвы, который недавно после перерыва в третий раз стал президентом Бразилии, можно сравнить с тараном. Он уже шокировал США тем, что призвал отказаться от использования американского доллара в расчётах между странами БРИКС и в целом в международной торговле. Теперь Лула призывает к созданию более сильной Южной Америки на глобальной арене, где экономические и политические потрясения, вызванные русской спецоперацией на Украине, меняют конфигурацию альянсов и открывают новые политико-экономические пространства начиная с Юго-Восточной Азии и заканчивая Латинской Америкой. Лула да Силва, как никто другой в Латинской Америке, увидел новые возможности, которые образовались в результате того, что Россия открыто бросила вызов США и всему коллективному Западу.

В чём смысл саммита? Идея Лулы состоит в том, чтобы возобновить региональный диалог, который в последние годы был сильно ослаблен. Идеологические разногласия подорвали предыдущую попытку регионального сотрудничества в рамках Союза южноамериканских наций (UNASUR), созданного левыми президентами в 2008 году. Это объединение оказалось парализованным, когда позже в нескольких странах региона к власти пришли правые правительства и спровоцировали дипломатические разногласия на всём континенте. Теперь Лула, как говорится, пытается обнулить позиции. Он хочет возродить южноамериканскую интеграцию.

Но сначала лидеры должны по меньшей мере определить общие знаменатели и с этого момента возобновить сотрудничество для решения глобальных, региональных и индивидуальных проблем,

– заявила в своём выступлении секретарь министерства иностранных дел Бразилии Жизела Падован. Как раз поиском «общности знаменателей» и занимались участники прошедшего саммита.

САММИТ ПРЕЗИДЕНТОВ 12 СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ. ФОТО: LEO BAHIA/GLOBALLООKPRESS

Новый союз на пороге

Инициатива президента Бразилии нашла живой отклик. Участники саммита подчеркнули общую волю к возобновлению диалога в регионе и поиск конкретной повестки дня для сотрудничества в разных социально-экономических сферах. Они обсудили необходимость создания нового регионального союза, целью которого была бы экономическая интеграция и совместное развитие на основе коллективной защиты независимости в целях создания единого латиноамериканского военного, политического, экономического и культурного пространства. Высказывались мнения о реанимации с этой целью уже упомянутого объединения UNASUR или Боливарианского альянса для народов нашей Америки (ALBA), созданного в 2004 году покойными ныне Уго Чавесом и Фиделем Кастро в противовес Североамериканской зоне свободной торговли (NAFTA).

Уже сейчас понятно, что будущий новый союз стран Латинской Америки, созданный с нуля или реформированный, имеет все шансы стать как никогда радикальным в смысле своего противостояния США, которые традиционно считают Латинскую Америку своими «задворками». Лула на этом саммите вновь атаковал американский доллар. Он призвал государственные банки стран Латинской Америки «вести совместную работу для финансирования развития» и сказал, что регион должен уменьшить зависимость от «внерегиональных валют» в торговле, то есть от доллара.

ФОТО: LEO BAHIA/GLOBALLООKPRESS

Он также предложил создать региональный энергетический рынок. Это предложение также можно назвать бунтарским, поскольку оно, совершенно очевидно, предполагает активное участие Венесуэлы, находящейся под множеством санкций со стороны США. Венесуэла обладает крупнейшими в мире запасами нефти, но не получает от этого в последние годы никаких существенных дивидендов в связи с американскими санкциями, препятствующими её нефтяному экспорту. Реализация этого предложения принесёт живые деньги в экономику Венесуэлы и будет способствовать выходу этой страны из кризиса.

Венесуэла вернулась

Одна из важных задач саммита в Бразилиа, которую поставил перед собой Лула, это вывод Венесуэлы из дипломатической изоляции в регионе. Президент Венесуэлы Николас Мадуро был приглашён в Бразилию с официальным визитом за день до саммита стран Латинской Америки. И на следующий день Мадуро был участником общей встречи президентов, представляющих те страны Латинской Америки, которые ещё недавно (правда, при других лидерах) присоединились к затеянной Вашингтоном травле венесуэльского руководства и признали назначенного Штатами «временного президента» Венесуэлы Хуана Гуайдо.

Сознательно спланированный за день саммита визит Николаса Мадуро – это громкий политический демарш официального Бразилиа. Всем ясно дано понять, что у Венесуэлы, кроме Кубы и Никарагуа, в Латинской Америке появился ещё один друг и союзник, который не боится об этом говорить открыто. Особенность данной ситуации заключается в том, что Венесуэла и её старые друзья Куба и Никарагуа все вместе являются союзниками России в Латинской Америке. Таким образом, Бразилия при новом президенте однозначно и публично заявила о своей прорусской политико-идеологической ориентации.

На пресс-конференции по итогам двусторонней встречи с Мадуро Лула возложил на США ответственность за социально-экономический кризис последних лет в Венесуэле. Причиной этого кризиса, по словам Лулы, является западная «риторика о том, что правительство Мадуро не демократично и авторитарно». Он предложил венесуэльскому правительству «выстроить собственное повествование, и тогда Венесуэла снова станет суверенной страной, где будет править только правительство Мадуро».

Ваш народ посредством свободного голосования определит, кто должен управлять. И тогда нашим противникам придётся извиниться за причинённый ими ущерб,

– сказал Лула, обращаясь к президенту Венесуэлы. Прорывом дипломатической блокады Венесуэлы можно считать заявление Лулы о том, что он смотрит положительно на то, чтобы Венесуэла стала членом БРИКС.

ПРЕЗИДЕНТЫ БОЛИВИИ, ВЕНЕСУЭЛЫ И БРАЗИЛИИ. ФОТО: IMAGO/FREDERICO BRASIL/GLOBALLООKPRESS

Подспудный вопрос

Решение Лулы да Силвы созвать президентов Южной Америки на встречу в Бразилиа связано не только с новой фазой региональной интеграции и возобновлением построения региональных альянсов. Бразильская пресса отмечает, что «возглавить Южную Америку – единственный для Бразилии способ гарантировать, что её можно будет считать законным кандидатом в постоянные члены Совета Безопасности ООН». Лула считает, что реформа международной системы неотложна и что «тупиковая ситуация с расширением Совбеза ООН усугубляет кризис доверия в мире». Между тем Россия выступает за то, чтобы Бразилия как крупнейшая страна Латинской Америки стала постоянным членом Совбеза ООН, представляя таким образом весь континент.

Насколько успешными окажутся усилия бразильского президента, покажет время. Но одно можно констатировать точно. За последние четыре года (при бывшем президенте Жаире Болсонару) ведущая роль Бразилии в регионе исчезла, а вместе с ней и положение естественного представителя континента. На различных международных мероприятиях Южную Америку представляли Чили, Колумбия или Аргентина. Болсонару прекратил президентскую дипломатию по идеологическим причинам и политически изолировал Бразилию от её регионального окружения, отказался от визитов в соседние страны. Болсонару закрыл пять посольств на Карибах. В качестве примера потери Бразилией своей значимости можно привести то, что Ямайка закрыла своё посольство в Бразилии. Были разорваны дипотношения с Венесуэлой.

Болсонару занял крайне недружественную позицию по отношению к президенту Боливии Эво Моралесу в контексте его смещения в результате госпереворота в ноябре 2019 года, что, как утверждают нынешние бразильские власти, «не соответствует бразильской дипломатической традиции и требует уточнения». Кроме того, Болсонару демонтировал ряд интеграционных региональных проектов. Он денонсировал учредительный договор UNASUR, приостановил участие Бразилии в Сообществе стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC).

Что с того?

Лула да Силва не просто выводит Бразилию из изоляции. Он строит новую Латинскую Америку, которая отворачивается от США и становится одним из мощных центров глобального Юга. Это важно с учетом того, что при Луле Бразилия восстановила отношения с Кубой и Венесуэлой – друзьями России. Судя по всему, в Латинской Америке в лице Бразилии рождается сильный в военном, политическом и экономическом плане союзник России, который готов объединить и повести за собой весь регион на платформе антиамериканизма и утверждения суверенитета государств региона. На примере Венесуэлы понятно и то, что Бразилия может стать проводником государств Латинской Америки в БРИКС, что, в свою очередь, даёт этой стране статус не только регионального, но и глобального игрока и интегратора.

ИГОРЬ ПШЕНИЧНИКОВ