ФОТО: MIROSLAV_R/SHUTTERSTOCK.COM

Каждый год накануне Пасхи в интернет летят вбросы против чудесного схождения Благодатного огня в Иерусалиме на Пасху. При этом набор аргументов постоянно примерно одинаковый. И ладно бы сомневались атеисты. Но среди отрицающих чудо есть православные. На голубом глазу они говорят, что это всё «бабушкины сказки». Словно более тысячи лет иерусалимские священники, среди которых были и святые люди, врали миру о чуде, которое происходит перед самым главным православным праздником.

Иерусалимский патриарх Ириней I, который умер в январе этого года, как-то сказал: «Червяки и мусор – те, кто не верит в Благодатный огонь«. А за десять веков до этого в постановлениях Константинопольского собора было записано, что тем, кто с чистой верой, в простоте сердца отказывается признавать великие чудеса, совершенные Спасителем и «силится посредством мудрований выставлять их невозможными, упорствуя в своём мнении», тому – анафема.

Но хулители чуда продолжают упорствовать, каждый раз вынимая из рукава старые козыри. Например, ссылаются на профессора Николая Успенского, который в советские годы преподавал в Ленинградской Духовной академии. Он отрицал подлинность Благодатного огня. Приводил рассказы паломников, которые по-разному описывают момент схождения Благодатного огня, а значит, всё это выдумки.

И в чём подвох? Никто из свидетелей не отрицает чуда схождения огня. И это главное. Огонь как-то даже сошёл вне храма, ударил в колонну, на которой и сейчас осталась глубокая отметина. А случилось это по вине турок в XVI веке, которые забрали ключи от входа в храм Гроба Господня и никого туда не пускали.

Свечи зажглись вне храма

Есть ещё известный факт, вписанный в историю IX века греками и арабами. Правителем Иерусалима тогда был мусульманин. Он велел вставить медные фитили в лампады. Но всё равно сошедший огонь запалил их, повергнув окружающих в шок.

И раньше, и сейчас во время схождения огня на глазах у паломников «сами» загораются свечи, стоящие вне часовни Гроба Господня (кувуклии).

Также упомянутый профессор Успенский ссылается на древнее описание обряда богослужения в Великую субботу. Там Патриарх входит в Святой Гроб, падает трижды ниц, молится, «возжигает от святого света и дает архидиакону, а архидиакон – народу». Профессор пишет, что под «святым светом» подразумевается зажжённая лампада. Но горящие лампады есть в любом храме. И ни клирики, ни даже обычные бабушки-прихожанки не именуют их «святым светом» и не падают ниц перед тем, как зажечь от них свечу.

А вот ещё бесспорные аргументы, на которые вам не ответят скептики.

«Фотовспышка из прошлого»

Часто паломники за минуту до схождения Благодатного огня видят всполохи голубого света в храме. Примерно так, как это бывает при вспышке молнии. Всполохи эти сняты на видео. Скептики говорят, что это фотовспышки. Только вот в старину люди тоже упоминали это явление. Никита Клирик писал в 947 году:

Архиепископ ещё не выступил из Гроба, как можно было видеть всю Божию церковь исполненною Божественным светом, так что благочестивый народ передвигался то в правую сторону, то в левую. При таком неожиданном светоявлении все исполнены были изумления.

Игумен Даниил в 1107 году писал о внезапном сиянии, которое исходило из Гроба. Паломник Трифон Коробейников в 1583 году написал, что в храме «огнь ходит, как молния с небес». Как вы понимаете, фотоаппаратов тогда и в помине не было.

Поднесите спичку к руке

В интернете есть множество видеокадров, когда паломники держат руку в пламени от целого пука свечей, или умываются огнём. Попробуйте зажечь обычную спичку и хотя бы секунду продержать над ней ладонь. Не получится! Значит, мы должны признать, что на видео люди держат в руках Благодатный огонь. Потому что выдержать боли от обычного огня не сможет никто.

«Образ» превратил в «спектакль»

Диакон Андрей Кураев (ну как же без него!) как-то, вернувшись из Иерусалима, рассказал об услышанном им разговоре патриарха Феофила с представителями СМИ:

Не менее откровенным был его ответ: «Эта церемония является representation («изображение», «спектакль». – Ред.), как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от Гроба осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии показываем, как весть о Воскресении от кувуклии разошлась по миру”. Слова «чудо» и «благодатный огонь» он не произнёс. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверное, и не мог.

Кураева братья по вере тут же одёрнули: зачем переврал смысл сказанного патриархом, который ни словом не отрицал чуда, а говорил о его значении! Кураев словно намеренно произнёс английское слово representation, которое используется не только в значении «образ», но и как «спектакль». Или, по мнению Кураева, владыка Феофил назвал церемонию «спектаклем», как и «все другие церемонии Страстной недели»? Явно кто-то тут разыгрывает спектакль.

«Это не передать словами!»

Ныне живущего епископа Гавриила Стеблюченко несколько лет назад в интервью спросили:

– Вы видели пасхальный огонь?

– Да, дважды. Когда патриарх вышел с Благодатным огнём, мы мигом, быстро вместе с владыкой Антонием (Завгородним) нырнули в кувуклию. И увидели небесного цвета огонь. Мы брали его руками, умывались им. Через несколько секунд он приобрёл силу, и мы зажигали свечи.

– Огонь горел прямо на камне?

– На камне горел. Весь камень был им покрыт. Это не передать словами! Я бы сомневался и сам, но я это видел. При этом нет копоти, просто горит огонь.

А как же другие чудеса?

Схождение Благодатного огня – лишь одно из чудес, что постоянно происходят в православном мире. Слышали о чуде со змеями в женском монастыре на греческом острове Кефалония? Давным-давно на этот остров высадились пираты. Монахини горячо молились Богородице, и когда разбойники снесли ворота, то вместо монахинь увидели змей. С тех пор каждый год в праздник Успения Божией Матери в храм, стоящий на месте монастыря, во время литургии приползают змеи. Их смело берут на руки, вешают на шею, но они не причиняют вреда, а после службы уползают. Конечно же, это снято на видео. А в праздник на остров спешат паломники.

Если скептики отрицают чудо схождения Благодатного огня, то что они тогда скажут об этом? Если в случае с Благодатным огнём все спекуляции основаны на том факте, что чудо происходит в часовне, куда имеет доступ только патриарх, то здесь всё чудо происходит на виду у мирян.

Наверное, против Благодатного огня восстают те, чьи души он жжёт более всего.

АНДРЕЙ СОКОЛОВ