ФОТО: IMAGO/TURKISH PRESIDENCY APAIMA/GLOBALLOOKPRESS

Реджеп Эрдоган никогда не был «другом России». Но обстоятельства сложились так, что, если Россия не поддержит Эрдогана, новым «султаном» станет открытый враг России и марионетка НАТО.

Зерновая сделка, как и было сказано

Чем больше думаешь о «зерновой сделке», тем лучше понимаешь, зачем нужна России в настоящее время Турция. Причем не какая-нибудь Турция, а именно Турция «султана» Реджепа Эрдогана.

Эрдоган, разумеется, не друг России. И не «друг Путина», как его перед выборами уже начали называть политические противники. Однако Эрдоган — один из тех лидеров, кто хочет для своей страны независимости. Он хочет, чтобы миром правил не «блок НАТО» и не США, а несколько держав, в том числе и его собственная.

В меру своего понимания Эрдоган делает именно это — работает в интересах своей Родины. Не на самых выгодных для нас условиях, а на условиях, которые считает выгодными для себя — настолько, насколько это возможно, насколько Россия ему это позволяет.

Как это выглядит на практике? Эрдоган превратил Турцию в перевалочный пункт для поставок в Россию «запрещённых товаров», в том числе и электроники, которую запад нам поставлять не хочет. Одновременно он сделал Турцию важнейшим перевалочным пунктом для торговли украинским зерном. Да, это называется «и нашим, и вашим», всем сразу.

У «не наших» его политика вызывает приступы гнева.

Турция должна прекратить экспорт товаров в РФ,

— это цитата из сообщения Bloomberg от 3 февраля отлично передаёт суть всех американских и европейских заявлений на эту тему. Но и «у наших» политика Эрдогана отнюдь не вызывает восторга.

Сделка не работает в нашу сторону вообще,

— заявляет президент российского зернового союза Аркадий Злочевский.

Можем мы не сотрудничать с Эрдоганом? Можем, конечно. Турция в качестве посредника для обхода несправедливых и незаконных антироссийских экономических санкций — партнер важный, но отнюдь не незаменимый. Турция в качестве проводника «зерновой сделки» — партнер незаменимый, но, как мы много раз писали и говорили, сама сделка в лучшем случае сомнительна. Турции она выгоднее, чем России. Более того, свою роль как посредника при обходе санкций Турция «продает» России именно за продление зерновой сделки — что можно признать поведением прагматичным, но очень трудно считать жестом дружбы.

Если Россия так поступит и обнулит сделку, Реджеп Эрдоган проиграет выборы, назначенные на 14 мая.

Откровения американских марионеток

Но кому он их проиграет? Тем, кто сделает из Турции послушный инструмент в руках США. Антироссийский и, как ни странно на первый взгляд это прозвучит, антитурецкий. Тем, кто лишит Турцию суверенитета.

Этих намерений, кстати, никто не скрывает. Напротив, в СМИ распространяются сообщения, предназначенные и для американских спонсоров, и для «либеральных» турецких избирателей — о том, что оппозиция Эрдогану должна сделать Турцию абсолютно прозападной.

Намедни Юнал Чевикез, главный внешнеполитический советник единого кандидата антиэрдогановской оппозиции Кемаля Кылычдароглу, заявил изданию Politico, что смена власти в Турции «даст сигнал всем нашим союзникам и всем европейским странам, что Турция вернулась на путь демократии».

На «путь демократии», как мы хорошо помним, современную Турцию пытались вернуть уже не раз — то с помощью технологий «цветной революции», то прямо с помощью военного переворота (последняя такая попытка была сделана в июле 2016 года). Несомненно, потому, что шансов переиграть популярного лидера на общенациональных выборах было слишком мало. А демократия, как и во всех прочих странах, турецкой прозападной оппозицией понимается не как власть, которую выбрало большинство населения, а как власть «демократов». В нынешние времена — буквально, так как речь идёт о попытке захвата власти со стороны клиентеллы демократической партии США. Этим Турция нужна не богатой и независимой, а соблюдающей антироссийские санкции.

Юнал Чевикез, говоря о политике будущей Турции без Эрдогана, делает акцент именно на отношениях с Россией — и на том, что никакой собственной точки зрения у его страны быть не должно:

В своих отношениях с Россией будущее руководство страны будет отталкиваться главным образом от статуса Турции в Североатлантическом альянсе. Мы просто подчеркнём тот факт, что Турция является частью НАТО, и в наших дискуссиях с Россией мы, безусловно, будем искать равноправных отношений, однако мы также напомним России, что Турция является членом НАТО.

Как такое может стать возможным, как Турция из великой региональной державы может прекратиться в американскую марионетку? Положение Эрдогана во внутренней политике не безоблачно. Инфляция в годовом исчислении в 2022 году доходила до 85%. То есть, проще говоря, все турки в 2022 году стали беднее в два раза. Популярности лидера страны это не способствует. А в 2023 году грянуло землетрясение. Погибли более 46 тысяч человек, и часть вины в их гибели лежит на строительных компаниях, которые строили жилые дома, не соблюдая правил, принятых для сейсмоопасных зон. Значит, виновата коррупция, а следовательно, правительство Эрдогана.

Эрдоган уверен, что меры помощи пострадавшим укрепят его электоральный рейтинг. Может быть, это и так, но неудачи во внешней политике, то есть испорченные отношения с Россией, рейтинг точно подорвут. Выгодно это нам? Что-то сомнительно.

Что с того

Вся мировая политика сегодня строится вокруг одного вопроса: сумеют США удержать гегемонию или постепенно потеряют большую часть своего влияния. Все мировые новости сегодня, если снять шелуху, именно про это. Вот, например, Бразилия. Бразилия разрешила военным кораблям Ирана зайти в порт Рио-де-Жанейро. Вызвала таким образом гнев США. Что это значит? Что Бразилия начала вести политику, от США независимую. В этом смысле — присоединилась к России. И к Ирану. И к Китаю. И к Турции.

А Турция может через пару месяцев из этого списка выпасть. Вернуться к роли американской цепной собаки. В наших интересах, чтобы у США оставалось как можно меньше сателлитов. Даже если, став независимыми, эти страны не станут одновременно нашими друзьями.

АНДРЕЙ ПЕРЛА