Лидер румынской партии SOS Диана Шошоакэ (Diana Şoşoacă) раскритиковала Зеленского за притеснения украинских румын.

«В благодарность за то, что мы приняли беженцев с Украины, Зеленский решил, что можно преследовать православных священников и запретить нашему меньшинству использовать румынский язык. Довольно оригинальная благодарность нам от украинцев, учитывая помощь, которую румыны передали Украине», – заявила Шошоакэ.

В Румынии украинским семьям с детьми выплачивают по €800 ежемесячно, организованы классы с украинским языком обучения, пожилым выплачиваются пенсии, медобследование для беженцев бесплатно. Румыния известна также как один из самых активных снабженцев киевского режима оружием и боеприпасами. Через Румынию пролегает маршрут поставок американского вооружения, которое сначала доставляется в греческий порт Александропулос, затем – в румынский порт Констанца и оттуда по железной дороге – на Украину.

«Первыми погибшими на фронте были люди румынской национальности», – подчёркивает Шошоакэ, клеймя Киев позором за притеснение румынского меньшинства. Военнослужащие ВСУ румынской национальности действительно есть и среди погибших, и среди пленных. Буковинские румыны оказались в таком же положении, что и закарпатские венгры. Они превратились в заложников режима Зеленского и вынуждены гибнуть за его, а не за свои интересы.

Партия SOS – единственная в парламенте Румынии, кто не боится называть Северную Буковину (Черновицкая область) и Бессарабию (Одесская область) «территорией, оккупированной и незаконно контролируемой Украиной». Шошоакэ критикует Бухарест за вялую реакцию на факты урезания культурных прав буковинских румын и отправку этнических румын на фронт. Она уверена, что Киев поступает так из-за поддержки Вашингтона и Брюсселя.

 

Румынское правительство Шошоакэ называет предателями, обвиняет Украину в презрительном отношении к Румынии и румынам и призывает прекратить оказывать помощь Зеленскому и потребовать от него возврата «исторических румынских земель» – Марамороша, Герца, Буджака и Северной Буковины.

С критикой на Зеленского обрушился европарламентарий из Народно-либеральной партии Румынии Рареш Богдан (Rareş Bogdan). Законы Украины, ограничивающие культурные права румын, он назвал несправедливыми и оскорбительными. А известный телеведущий Роберт Турцеску (Robert Turcescu) сказал: «Окружение Зеленского нами пренебрегает… Мы целуем их в лобик и признаём за храбрейших и прекраснейших во всей Восточной Европе, а тем временем Украина, повторяю это, является до корня коррумпированной страной. Во время войны, сейчас, пока мы про это говорим, они всё равно воруют. Зеленский не в состоянии даже отблагодарить румынских идиотов».

Румыния находится под таким же плотным контролем Вашингтона, как и Украина. Любой политик, позволяющий себе русофильские настроения, тут же прощается со своей карьерой. А в октябре 2022 года в отставку вылетел министр обороны Василэ Дынку, потому что посмел сказать, что единственный путь к миру на Украине – это переговоры с Россией. Дынку – далеко не русофил, но это его не спасло.

Румыния готовится к долгому противостоянию с Москвой. Делегация румынских военных и представителей ВПК посетила Южную Корею, заключив соглашение о совместном производстве пороха и взрывчатых веществ. Южная Корея – союзник США в Азии, Румыния – в Юго-Восточной Европе. Румыния импортирует порох из Болгарии и Сербии, но пророссийский курс Белграда раздражает румын. Бухарест хочет стать ведущим поставщиком пороха для ВСУ и восточноевропейских союзников НАТО.

Одновременно Румыния проецирует своё военное присутствие далеко за пределы традиционного для неё Черноморского региона. В рамках стратегии НАТО по сдерживанию России на Балтике  румынские лётчики будут патрулировать воздушное пространство над Литвой. Румынская геополитика придаёт важное значение Балто-Черноморскому коридору, считая необходимым укреплять военно-политическое сотрудничество с балтийскими государствами – Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Данией. В 2023 году Бухарест намерен существенно усилить свой флот. Начальник штаба румынских ВМС вице-адмирал Михай Панайт назвал приоритетные направления: разработка программ ремонта и модернизации судов; реализация программы SIML (мобильная противокорабельная ракетная пусковая система) и программы «Подводные лодки против надводных и подводных угроз»; приобретение минно-поисковых кораблей, десантных машин и вертолетов с надводными боевыми возможностями.

Противостоять на море ВМС Румынии намерены России. Для этого румынам нужно ослабить оборонный потенциал Крыма как «непотопляемого авианосца» России в Чёрном море. По стратегическому значению Крым аналогичен Калининградской области – «непотопляемому авианосцу» России на Балтике. Координируя свои действия с Польшей, Литвой, Данией, Бухарест надеется вредить России, оказывая на неё давление одновременно с двух направлений — в Балтийском и Черноморском регионах.

Проблема буковинских и бессарабских румын всплыла для президента Клауса Йоханниса весьма некстати. Йоханнис – этнический немец. Он впаян в прозападную политическую систему в ЕС. Партия SOS находится в оппозиции и может себе позволить задевать темы, которые Йоханнис старается избегать.

В Киеве не понимают, что русофобия Бухареста – это оборотная сторона украинофобии. Бухаресту нужна квёлая Украина, неспособная противостоять румынской экспансии на Чёрном море. Напомню, что первые территориальные потери Украина понесла от Румынии, отсудившей у Киева шельф у о. Змеиный в 2009 году в Международном суде ООН. Шельф богат нефтью и газом, но проевропейская Украина не смеет перечить Бухаресту и покорно соглашается с нахождением некогда украинского шельфа в составе румынского государства.

Не было ни одной акции протеста украинских националистов возле посольства или консульства Румынии по этому поводу. Что лишний раз показывает: украинские националисты – ручные собачонки на привязи у Вашингтона и Брюсселя. С Украиной в составе России Бухарест никогда бы не посмел потребовать шельф у Змеиного. Ресурсы шельфа остались бы там, где и были, а не у румын в руках.

Украинская независимость окончательно погубит Украину. В ХІХ веке карпаторусские деятели называли Буковину Буковинской Русью, значительная часть местного населения воспринимала себя как русских так же, как русские в Галицкой Руси, на Волыни или Угорской Руси.

Пропагандируя украинскую идентичность как отдельную от общерусской, украинские националисты подложили мину замедленного действия под собственную страну. Если бы Буковина до сих пор мыслила себя Русью, Бухарест бы поостерёгся протягивать к ней свои руки.

Валентин ЛЕСНИК