ФОТО: LOVE YOU STOCK/SHUTTERSTОСK.СОM

В третьей части своего исследования русский философ сравнивает мир духовный с миром физическим, делая акцент на разделении человечества после Страшного Суда. Кому суждено жить вечно, а кому – сгинуть в бездне – вопрос, который волнует людей с момента их появления.

Антропологический дуализм уже в чисто христианском контексте мы встречаем у апостола Павла. В Первом послании к Фессалоникийцам он пишет:

5. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы.

6. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.

7. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.

8. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения.

(Первое послание святого апостола Павла к Фессалоникийцам. Гл. 5: 5-8)

5. πάντες ὑμεῖς υἱοὶ φωτός ἐστε καὶ υἱοὶ ἡμέρας. οὐκ ἐσμὲν νυκτὸς οὐδὲ σκότους.

6. ἄρα οὖν μὴ καθεύδωμεν ὡς καὶ οἱ λοιποί, ἀλλὰ γρηγορῶμεν καὶ νήφωμεν.

7. οἱ γὰρ καθεύδοντες νυκτὸς καθεύδουσι, καὶ οἱ μεθυσκόμενοι νυκτὸς μεθύουσιν·

8. ἡμεῖς δὲ ἡμέρας ὄντες νήφωμεν, ἐνδυσάμενοι θώρακα πίστεως καὶ ἀγάπης καὶ περικεφαλαίαν ἐλπίδα σωτηρίας·

В Евангелии от Иоанна сам Христос говорит о «сынах света» следующее:

Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иссус отошёл и скрылся от них.

(Евангелие от Иоанна. Гл. 12:36)

ἕως τὸ φῶς ἔχετε, πιστεύετε εἰς τὸ φῶς ἵνα υἱοὶ φωτὸς γένησθε. Ταῦτα ἐλάλησεν Ἰησοῦς, καὶ ἀπελθὼν ἐκρύβη ἀπ’ αὐτῶν.

Деление людей апостолом Павлом на «сынов света» (υἱοὶ φωτός) и «сынов тьмы» (υἱοὶ σκότους) привлекает наше внимание к тому же антропологическому дуализму. Те, кто с Богом, с Христом, кто верует в свет – это человечество Авеля, Ноя, праотцев, святых и мучеников. Они, пребывая во времени, готовят своим бытием жертвенных животных Страшного Суда – овец, агнцев. Это – человечество света.

Но люди становятся таковыми не по предопределению, рождению или жёстким механическим условиям, а по своему произволению. Выбирать между светом и тьмой может только тот, кто абсолютно свободен. И поэтому апостол Павел призывает христиан именно «стать» сынами света: бодрствовать, не спать, пробуждаться от инерции повседневной жизни.

Быть «сынами света» значит положить самих себя в «сынов света».

То же самое говорит Христос в Евангелии от Иоанна – «веруйте в свет, да будете сынами света». Будете верить, станете ими. Никто не рождается сыном света заведомо. Человек всегда сам определяет свою собственную природу, полагая её либо над собой – в области верных ангелов, либо под собой – отдаваясь притяжению Денницы, погружаясь в шеол, соскальзывая в бездну Аваддона.

И если человек падает, отворачивается от света, он становится «сыном тьмы», «сыном ночи». И снова: не рождается, а именно становится, конституируя своё бытие сам с опорой на свободу – ум и волю. Никого нельзя принудить стать «сыном света» или «сыном тьмы». Выбор есть всегда. Человек и есть сам этот выбор. О чём, собственно, и говорят нам Псалтырь и Евангелие, вся Библия в целом.

Антропология и физика воскресения

Страшный Суд происходит после воскресения мёртвых. Христианское учение уточняет, что «не все умрут, но все изменятся». Апостол Павел пишет:

51. Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе;

52. ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.

(Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам. Гл. 15: 51-52)

51. ἰδοὺ μυστήριον ὑμῖν λέγω· πάντες μὲν οὐ κοιμηθησόμεθα, πάντες δὲ ἀλλαγησόμεθα,

52. ἐν ἀτόμῳ, ἐν ῥιπῇ ὀφθαλμοῦ, ἐν τῇ ἐσχάτῃ σάλπιγγι· σαλπίσει γάρ, καὶ οἱ νεκροὶ ἐγερθήσονται ἄφθαρτοι, καὶ ἡμεῖς ἀλλαγησόμεθα.

Дуализм эсхатологической антропологии в полной мере вскроется после этой фундаментальной метаморфозы человечества, когда воскресшие мёртвые будут соседствовать с изменившимися – облачившимися в нетленную плоть – живыми.

Чтобы лучше понять смысл воскресения мёртвых, ожидание которого входит в Символ Веры христианина, а значит, является неотъемлемой частью всего вероучения, следует обратиться к фазам творения. Эсхатологические процессы отчасти в обратном порядке повторяют этапы создания мира. Творение исходит от Бога и направлено вовне (по отношению к Нему). Конец времён возвращает творение назад к Богу, ставит его перед лицом Бога – вынося на Его Суд. Это возвращение и есть всеобщее воскресение, когда всё содержание истории мира воссоздаётся мгновенно и одновременно.

Однако воскрешённое человечество требует иных онтологических условий по сравнению с тем миром, в котором мы находимся. Эти условия обобщённо можно назвать физикой воскресения. Здесь действуют иные законы – за пределом привычных для нас времени и пространства. Об этой физике воскресения апостол Павел говорит так:

39. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.

40. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.

41. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.

42. Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;

43. сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе;

44. сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.

(Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам. Гл. 15: 39-44)

39. οὐ πᾶσα σὰρξ ἡ αὐτὴ σάρξ, ἀλλὰ ἄλλη μὲν ἀνθρώπων, ἄλλη δὲ σὰρξ κτηνῶν, ἄλλη δὲ ἰχθύων, ἄλλη δὲ πετεινῶν.

40. καὶ σώματα ἐπουράνια, καὶ σώματα ἐπίγεια· ἀλλ’ ἑτέρα μὲν ἡ τῶν ἐπουρανίων δόξα, ἑτέρα δὲ ἡ τῶν ἐπιγείων.

41. ἄλλη δόξα ἡλίου, καὶ ἄλλη δόξα σελήνης, καὶ ἄλλη δόξα ἀστέρων· ἀστὴρ γὰρ ἀστέρος διαφέρει ἐν δόξῃ.

42. οὕτω καὶ ἡ ἀνάστασις τῶν νεκρῶν, σπείρεται ἐν φθορᾷ, ἐγείρεται ἐν ἀφθαρσίᾳ·

43. σπείρεται ἐν ἀτιμίᾳ, ἐγείρεται ἐν δόξῃ· σπείρεται ἐν ἀσθενείᾳ, ἐγείρεται ἐν δυνάμει·

44. σπείρεται σῶμα ψυχικόν, ἐγείρεται σῶμα πνευματικόν. ἔστι σῶμα ψυχικόν, καὶ ἔστι σῶμα πνευματικόν.

Вот свойства воскресшего тела. Оно:

  • нетленно,
  • во славе,
  • в силе,
  • духовно.

Так и Второе Пришествие Христово происходит именно в силе и во славе. Отсюда выражение Спас-в-силах, относящееся к фигуре Христа – Вседержителя, восседающего на небесном престоле. Нетление и духовная природа мира открываются здесь напрямую – как зона прямого опыта. Момент Страшного Суда обнаруживает особое онтологическое измерение.

Вечное творение

Физика воскресения станет для нас более понятной, если мы тщательно проследим этапы космогонического процесса.

Главным онтологическим различием в религии является пара Творец–творение, Бог и мир. Бог вечен, неизменен, изначален, не создан. Мир помещён во время, то есть конечен, ограничен и сотворён. В этом основа богословия и всей церковной традиции.

Однако, кроме этого, главного различия следует уже в самом творении различать по меньшей мере два уровня, два среза – телесный и духовный. Речь идёт о сотворённом духе, не о Духе Святом, который есть Бог и Третье Лицо Святой Троицы. К этой области духа относятся небесный рай и ангельские чины, а также собрание тех святых людей, которые благодаря своей вере, своим подвигам, трудам и деяниям стяжали дух, преобразившись в новую природу – стали в полном смысле слова «сынами света».

Другой зоной сотворённого мира являются телесные области, более плотные и грубые, нежели духовные миры.

Законы времени и пространства действуют в отношении телесного творения, определяют жизнь, формы и сроки тел и телесных явлений. Духовные миры управляются иными законами. Там нет того, что мы понимаем под «временем» и «пространством» в мире тел. Духовные миры – творение, а не Бог. Поэтому отчасти они подобны телесному миру (созданы и конечны), но и ближе к самому Богу (там нет времени и пространства).

Именно поэтому сам Христос говорит «царство Божие внутрь вас есть» (Евангелие от Луки. Гл. 17: 21). Эта область духа, как было сказано ранее, не подчиняется законам времени и пространства (поэтому оно, будучи всеохватывающим, способно уместиться внутри человеческого сердца). По сравнению со всей полнотой истории телесного мира духовная область является вечной.

Таковы ангелы – умные духи, «вторые светы». Они принадлежат именно этому духовному измерению – вертикальному по отношению к телесному космосу. Они могут быть одновременно всюду и в любой момент. Они не подлежат умиранию и ветшанию. Но при этом они принципиально конечны, их когда-то не было и когда-то не будет. Сказано, что «небеса прейдут» (Евангелие от Матфея. Гл. 24:35). Так же прейдёт и духовное творение. В сравнении с телесным творением оно вечно. В сравнении с истинной вечностью Бога – оно конечно и относительно.

В процессе творения духовный мир занимает первое место – оно начинается именно с него. Духовные сущности – ангелы – создаются прежде всего и помогают Богу упорядочивать творения. Телесный мир – со временем и пространством – оформляется на следующем этапе. Вначале в кресте творения проводится вертикаль вечности, а лишь затем – горизонталь телесного мира. Человек занимает центральное место в этом кресте – он стоит в центре телесного мира и посредине вертикали вечного творения – между благими и злыми ангелами.

В конце времён этот процесс проходит в обратном направлении. Вначале телесный мир возводится к небесному – духовному, и это есть момент воскресения мёртвых. А затем это воскресшее – вечное – творение предстаёт перед Страшным Судом. Горизонтальное время восходит к вертикальной вечности.

Таким образом, воскресение есть возврат не к земной телесной жизни, а к структурам духовного творения. Отсюда и следующие свойства физики воскресения, как нетленность, сила, слава, дух. Эти же признаки характерны для ангелов. Христос отвечал саддукеям, отрицавшим воскресение:

25. Ибо, когда из мёртвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.

(Евангелие от Марка. Гл. 12: 25)

25. ὅταν γὰρ ἐκ νεκρῶν ἀναστῶσιν, οὔτε γαμοῦσιν οὔτε γαμίζονται, ἀλλ’ εἰσὶν ὡς ἄγγελοι οἱ ἐν τοῖς οὐρανοῖς.

Это сравнение не означает бестелесности, но само тело воскресения изменит свою природу, станет духовным, небесным и по сравнению с обычными земными телами нетленным (хотя и конечным).

Вечное воскресение

Раз воскресение мёртвых или изменение тех живых, которых Второе Пришествие застигнет на земле, именно воссоздаёт духовное вечное творение, то следует заметить, что момент воскресения не может быть однозначно сопряжён со структурой времени. Время воскресения не приходит так, как обычное время. В определённом смысле это особое время и, соответственно, духовный мир сотворённой вечности есть всегда – от начала мира и до конца.

Точно так же всегда есть ангелы – духовные сущности. Они не приходят в мир, как телесные люди, и не уходят из него. Они лишь видимы или невидимы. Точно так же и люди, которые будут воскрешены. Чтобы они могли быть воскрешены, они уже должны быть – в каком-то смысле всегда. Не обязательно во времени и в теле, но обязательно в замысле, в своём смысле. Чтобы воскреснуть когда-то, человек должен быть воскрешённым всегда – в этом вертикальном измерении, воскрешённым в духе.

Именно это и утверждает христианство. Христос не просто воскресит всех своим восстанием из мёртвых, но уже всех воскресил, поскольку воссоздал, возобновил творение, восстановил его духовную структуру.

В каждом человеке под обычной физикой скрыта физика воскресения. Под телесным человеком – человек духовный, принадлежащий миру воскресения, царству небесному.

Воскресение, не будучи событием во времени, является событием в вечности, то есть действует всегда. А значит, и сейчас.

Грань между живыми и мёртвыми в оптике воскресения стёрта. Все в равной степени стоят перед фундаментальной проблемой выбора. Телесная жизнь, как раз в силу своей экстремальной удалённости от Бога, даёт уникальные возможности доказать преданность Богу – вопреки тому, что сами условия земного существования понуждают отрицать Его бытие.

Но человек не может быть полностью лишён ума и воли, то есть причастности к миру духа. В противном случае это был бы механизм или животное. Поэтому в глубине каждой человеческой души есть область фундаментального выбора.

Это территория тела славы, тела воскресения. Оно существует не только потом, но и сейчас, всегда. Она расположена – как изначальный Адам – на вертикали между Архангелом Михаилом (который как Бог) и павшим ангелом, дьяволом, Денницей, «сыном зари». Человека делает человеком именно это онтологическое местоположение его сердца – на линии вечного творения и, соответственно, в области воскресения.

Эсхатологическая антропология относится не к будущему в обычном смысле, а к вечному настоящему.

Важно, что в Символе Веры о Втором Пришествии Христа говорится:

И паки грядущаго со славою судити живым и мёртвым. Καὶ πάλιν ἐρχόμενον μετὰ δόξης κρῖναι ζῶντας καὶ νεκρούς

Здесь следует обратить внимание на то, что Христос будет судить и «живым» тоже, а не только воскрешённым мёртвым. Но это будут особые «живые» – уже «изменённые» (ἀλλαγησόμεθα – от глагола ἀλλάσσω), по словам апостола. Что это за изменение?

Оно восстанавливает «тело славы» человека, «тело духовное» без того, чтобы он проходил последовательно три фазы – рождение в теле, смерть, воскресение. Такое изменение – пусть и как крайний случай – возможно именно потому, что человеку присуща природа «тварной вечности». На самом глубинном уровне своего бытия он уже воскрешён, а актуализировать эту «воскрешённость» можно как через смерть, так и минуя её.

Святые, мученики и те христиане, которые наиболее полно развили в себе христианскую идентичность, способны приблизиться к этому состоянию «воскрешённости» ещё до начала Страшного Суда. С этим связано явление нетленных мощей и других реликвий. Преображаются сами тела святых, выпадая из-под материальных условий времени.

Это значит, что духовный человек, человек силы, тело славы уже находится в каждом, и именно в этом и состоит путь христианина – измениться ещё при жизни таким образом, чтобы максимально приблизиться к онтологическим условиям Страшного Суда. Пред этим Судом следует стараться предстать как можно раньше – не дожидаясь исполнения времён (мне кажется, тут стоит написать – не дожидаясь наступления конца времен). И сама воля к соответствующему изменению человеческой природы приближает Второе Пришествие Спасителя.

Такое изменение при жизни и означает становление «сыном света», пробуждение и необратимое разделение своей судьбы с судьбой «сынов тьмы», с состоянием бессмысленного и бесчувственного сна.


Часть I – Директива Дугина: Антропологическая проблема в эсхатологии

Часть II – Директива Дугина: Дуализм духовного мира

АЛЕКСАНДР ДУГИН