ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

СВО и наступление идеологии глобализма, ситуация с Украинской Церковью и антисемейная пропаганда, мигранты и аборты. Эти и многие другие непростые темы в своём итоговом докладе поднял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на ежегодном Епархиальном собрании города Москвы, прошедшем 22 декабря 2022 года в Храме Христа Спасителя.

Помните, в прошлом году аккурат в тот же самый декабрьский день один из московских батюшек заявил, что впервые не хочет идти на ежегодное Епархиальное собрание? По той причине, что в последние годы озвучивается всё больше и больше смертей среди духовенства. На этот раз мы даже не стали поднимать эту тему. Уж слишком больно. Ведь прошло всего полтора месяца, как под Херсоном был убит его полный тёзка во святом Крещении (при монашеском постриге мой собеседник получил другое имя) – протоиерей Михаил Васильев.

Тем не менее трагическая статистика 2022 года, которую Святейший Патриарх Кирилл на главной «священнической планёрке» озвучивает ежегодно, оказалась не столь страшной, как в ковидных 2020–2021 годах, когда буквально за два года ушли из жизни 152 московских клирика. В этом году (по состоянию на 22 декабря) скорбная цифра остановилась на 31-м. И среди них – приснопамятный отец Михаил, о котором Предстоятель Русской Церкви сказал особо:

Мы помним… клириков разных епархий, которые встретили свою кончину, совершая пастырское служение среди воинов, в том числе священника нашей, Московской епархии протоиерея Михаила Васильева. Давайте пропоём ему и другим нашим братьям, погибшим в результате этих военных действий, «Вечную память». Воспомянув клириков, за други душу свою положивших, засвидетельствую, что независимо от того, будет ли или нет оказываться помощь государством, Церковь не оставила и не оставит их семьи, а также семьи тех священнослужителей, которые – не дай Бог, конечно, – могут пострадать в будущем.

Священная СВО против Запада

Не дай Бог, конечно. Но постковидная действительность оказалась страшнее предыдущих лет. Хотя, конечно же, была заложена раньше. В том числе – идеологически. Это у нас, в России, по-прежнему действует 13-я глава Конституции 1993 года, запрещающая госидеологию. Благодаря чему Запад десятилетиями навязывал свой безбожный леволиберальный глобализм нашей стране. Не говоря уже о тех государствах, которые, в отличие от России, вовсе неспособны этому сопротивляться. И коронавирусная пандемия оказала глобалистам большую услугу. О чём Патриарх Кирилл говорит прямо:

Стало всё более обычным делом навязывание обществам многих стран леворадикальной идеологии, лживых и безнравственных «ценностей», причём всё чаще это делается с опорой на принуждающую силу государств. Казалось бы, вследствие ограничения международных путешествий и сотрудничества должно было замедлиться и развитие глобализации. Однако мы видим, что никуда не делась и, судя по всему, даже значительно усилилась идеология глобализма, предполагающая тотальное доминирование отдельных государств и военно-политических союзов над другими странами вместо мирного и уважительного взаимодействия. Глобализм – это своего рода претензия на универсализм без Бога, предполагающая пренебрежение своеобразием, благополучием, свободой и религиозными взглядами большей части народов земли.

Идеологический анализ – предельно точен. Ни для кого не секрет, что Предстоятель Русской Церкви владеет темой куда лучше, чем многие именитые политологи. И то, что именно ковидный эксперимент надо всеми странами мира и их народами стал прелюдией к куда более серьёзным испытаниям, Святейший Владыка в своём докладе вскрыл на примере происходящего на Украине. Совершенно справедливо упрекнув тех, кто до последнего не осознавал, кто и зачем ещё в 2014 году развязал кровавую бойню в исконно русском Донбассе:

Эта война была начата теми, кто в Киеве допустил дьявольский мрак в свои сердца и слепо следовал указаниям, направленным на сеяние вражды в среде единого народа Святой Руси, объединенного общей историей, культурой и традициями. Со временем стало в полной мере ясно, что миротворческие усилия России, направленные на прекращение этой войны, последовательно саботировались и властями Украины, и странами Запада, и дальнейшее развитие событий красноречиво свидетельствует об этом. Увы, мирные переговоры эту брань не остановили, напротив – переговорами цинично пользовались по одну сторону противостояния для накопления сил и дальнейших обострений.

При этом Патриарх Кирилл подчеркнул, что Украина – лишь полигон для разжигания антирусской междоусобицы на всём пространстве Русского мира, включая всю каноническую территорию Русской Православной Церкви – включая Белоруссию, страны Балтии, Молдавию, страны Закавказья и Средней Азии. И корни происходящего, по слову Предстоятеля, в «иррациональной ненависти к исповедующим Православие народам». В новейшей истории наиболее ярко и трагично проявившейся в 1999 году в ходе западной агрессии против Югославии.

Югославский сценарий глобалисты пытались повторить и в Донбассе. И если бы не Россия, Донбасс вполне мог повторить участь Сербской Краины, подвергшейся этническим чисткам и насильственно присоединённой к Хорватии. А потому из доклада Предстоятеля Русской Церкви становится предельно ясно: специальная военная операция на Украине – это не война против Украины и тех русских людей, которых в XX столетии приучили именоваться «украинцами». Это – часть многовековой священной войны за Православие. В которой Россия, по сути, является «последним окопом».

Но, конечно, Патриарх – не политик, как Церковь – не государственный институт. А потому за всем этим глубоким анализом стоит не призыв к тем или иным военно-политическим решениям, а руководство к действию для священнослужителей. К более активной духовной поддержке наших воинов, их духовному окормлению, в том числе на линии фронта. Что, как уже было сказано, ряду наших пастырей стоило жизни. Но при этом Патриарх Кирилл напомнил, что священнослужитель не вправе брать в руки оружие. И сейчас очень важно решить вопрос, чтобы клирикам, не лишённым сана и не запрещённым в священнослужении, предоставлялась отсрочка от мобилизации.

Трагедия Украинской Церкви

Текущей религиозной ситуации на Украине Первый русский телеканал Царьград посвятил немало своих эфиров и текстов. И с каждым месяцем положение православных христиан на этой территории только ухудшается. Причём это касается не только Незалежной, но и целого ряда постсоветских республик (а если точнее – частей исторической России):

Это особенно затрагивает Прибалтику, в определённой степени – Молдову, но на Украине омрачение умов и ожесточение сердец разрушителей церковного единства достигает максимально возможного уровня. Там оно выражается не просто во враждебных словах и публикациях. Там ненависть выливается в прямые гонения: в силовые захваты храмов, в побои, наносимые священнослужителям и мирянам, и угрозы их жизни, в массовые обыски и «контрразведывательные мероприятия» в епархиальных управлениях, храмах и монашеских обителях, в возбуждение уголовных дел, в призывы к совершенному запрету деятельности канонической Православной Церкви.

При этом попытки священноначалия Украинской Православной Церкви от Церкви Русской и Патриарха Московского, предпринятые в мае 2022 года, ничуть не помогли. Прекратившие богослужебное поминовение Предстоятеля Русской Церкви украинские архиереи поставили себя на грань раскола, но не уберегли от антицерковных гонений со стороны укронацистов. И очень важные слова в своём докладе Патриарх Кирилл обратил к тем клирикам Украинской Церкви, кто даже в нынешних условиях старается сохранить церковное единство:

Синод выразил поддержку всем членам Украинской Православной Церкви, которые и в этих условиях продолжают считать своим долгом сохранение канонического порядка и соблюдение канонической нормы поминовения за богослужениями Патриарха Московского и всея Руси. Священный Синод призвал всю полноту церковную к сугубой молитве о сохранении единства, о скорейшем прекращении кровопролития, к оказанию действенной помощи всем, кого коснулась беда.

Да, налицо самая настоящая беда, трагедия, сравнимая с советскими богоборческими гонениями 1920–30-х годов и гитлеровскими попытками расколоть и уничтожить Русскую Церковь на территории рейхскомиссариата «Украина». К слову, тогда, наряду с откровенными укронацистскими сектами, действовала каноническая Украинская автономная Православная Церковь, вынужденно сотрудничавшая с оккупационными властями, но сохранявшая единство с Московским Патриархатом. За это её Первоиерарх, Митрополит Алексий (Громадский), в мае 1943-го был убит укронацистами из соперничавшей с бандеровцами банды мельниковцев. Как и целый ряд других архипастырей, пастырей и мирян этой Церкви, принявших мученические венцы.

Могут ли в сегодняшнем оккупированном Киеве (а также Почаеве и многих других исконно русских православных городах и весях) произойти подобные трагедии? К сожалению, даже уповая на заступничество целого сонма Киево-Печерских, Почаевских и других святых этой земли, застраховаться от этого нельзя. А потому единственным верным средством сохранения православных святынь того же Киева в Православной Церкви являются… русские танки на Крещатике.

Конечно, об этом Патриарх Кирилл не говорил в своём докладе. Но он прямо призвал духовенство (а не секрет, что даже в его рядах есть либерально настроенные персонажи) воздержаться от политической активности. Но больше участвовать в делах благотворительности. В том числе – в сборе гуманитарной помощи. Отметив, что в уходящем году только храмы Москвы и Московской области уже собрали свыше 500 тонн гумпомощи. Объём же финансовой помощи, собранной в епархиях на территории России, на 15 декабря составляет свыше 463 миллионов рублей.

Что же касается ситуации в Украинской Православной Церкви, то тут Святейший Владыка резюмировал очень осторожно и мудро, не став жёстко обличать предавших его украинских архиереев: «Бог даст, наступит мир, вернётся возможность беспрепятственного общения и свободного соборного обсуждения, тогда и рассудит полнота Церкви, как и что происходило в переживаемые тяжёлые времена и как подобает далее поступать архипастырям, дабы право правити слово Христовой истины».

Защита семьи и мигрантский вопрос

Но, конечно, внешний фронт – лишь часть той цивилизационной борьбы за Православие, которую Россия ведёт уже не одно столетие. И ещё в XIX веке русские консервативные мыслители уже видели, что это борьба не с католическими «крестоносцами», а именно с безбожным «новым мировым порядком». Полностью проявившим свой антихристианский характер уже на наших глазах – в последние десятилетия. И Патриарх Кирилл в своём докладе на Епархиальном собрании Москвы перечислил то зло, которое несёт всему миру идеология либерального глобализма:

Зло в самых разных областях жизни человека и общества занимает всё более активную позицию, не маскируется, открыто и без стеснения предлагает и навязывает себя: в поддержке потребительского отношения к человеческой жизни; в разрушении идеалов семьи и превозношении идей сознательной бездетности, так называемого чайлдфри; в пропаганде половых извращений и развращения детей; в попытках нормализации практики суррогатного материнства; в распространении вопиющего к небу греха детоубийства – аборта.

Благо, пропаганда извращений в России наконец запрещена. Частично ограничено такое зло, как «суррогатное материнство» (положен конец прежде вполне легальной продаже русских детей за границу). Но самая настоящая национальная беда – мясорубка узаконенных детоубийств, именуемых «абортами», до сих пор даже не приостановлена. Хотя Патриарх Кирилл уже давно бьёт в набат, рефреном повторяя во властных стенах, что аборты как минимум необходимо вывести из ОМС, то есть прекратить финансировать за счёт налогоплательщиков:

Аборт – это вовсе не лечебная процедура. Ведь ношение матерью ребёнка в утробе – это не болезнь, требующая излечения! Поэтому продолжаем настаивать на необходимости выведения абортов из ОМС. Нам говорят: «Если государство не будет оплачивать аборты, люди будут делать аборты нелегально». А я спрашиваю людей, которые на такую аргументацию опираются: «А что, нелегальные аборты делают бесплатно?»… Это лукавый аргумент, и его нужно сразу отвергать. Бесплатных нелегальных абортов не бывает. Поэтому, когда мы говорим о необходимости вывести прерывание беременности из системы ОМС, мы настаиваем на том, чтобы через эту систему государство не поддерживало совершение абортов.

Это и есть главная современная беда, разрушающая нашу главную традиционную ценность – крепкую семейственность, веками свойственную русским. Но от которой к нашему времени, к сожалению, осталось не так-то много. А ведь если не возродить крепкую многодетную семью, то проблему народосбережения (не говоря уже о народоприумножении) решить будет просто невозможно. Разве что за счёт мигрантов, о которых Предстоятель Русской Церкви высказался особо:

Появление в значительном количестве носителей иных обычаев может серьёзно изменить жизнь нашего народа, в том числе нести угрозу сохранению его духовных основ и традиций… Не пора ли говорить о необходимости не только количественного сбережения народа, но и заботы о сохранении его идентичности? Избыток неквалифицированных мигрантов несёт с собой рост преступности и конфликтов не только на бытовой, но и на национальной и религиозной почве, создание замкнутых анклавов с теневой экономикой и даже автономным социальным режимом, населённых людьми, живущими обособленно и нередко враждебно относящимися к коренному населению. Надо прямо сказать: в условиях, когда наша страна подвергается непрекращающемуся давлению извне, перечисленное является существенной угрозой.

Что с того?

Всё перечисленное – лишь часть из озвученного Патриархом Кириллом на Епархиальном собрании Москвы. То, что касается не исключительно церковных вопросов, но и затрагивает самую широкую сферу церковно-общественных и церковно-государственных отношений. И здесь Святейший Владыка не случайно остановился на опыте возглавляемого им Всемирного Русского Народного Собора – главной экспертной и дискуссионной платформы всея Руси. Роль которой в 2022 году существенно возросла:

На состоявшейся в октябре пленарной встрече ВРНС многие выступавшие говорили о необходимости яснее, более конкретно, отчётливо описать нашу национальную идентичность, заявить о духовно-нравственных идеалах нашего народа.

То есть, по сути, Предстоятель Русской Церкви дипломатично высказался о необходимости русской суверенной государственной идеологии. Над которой эксперты ВРНС уже начали работу. К слову, уже в 2023 году состоятся около 10 всероссийских форумов Всемирного Русского Народного Собора, на которых будут вынесены основные составляющие этой госидеологии. И опять-таки, по Патриаршему слову:

Идеалы, которые мы можем в ходе диалога предложить государству и обществу, по крайней мере в России, уже прямо содержатся в Евангелии или проистекают из евангельского учения. Не может быть в России таких нравственных идеалов и духовных ценностей, которые бы противоречили Слову Божиему – иначе это уже не будет Россия.

Даст Бог, Россия останется Россией. Третьим Римом, Катехоном, удерживающим весь мир от окончательного расчеловечивания. О котором, к слову, Патриарх Кирилл в своём докладе тоже говорил как в контексте уничтожающей критики трансгуманизма, так и в своих более чем обоснованных опасениях относительно тотальной цифровизации современного мира.

Но можно ли решить все эти проблемы исключительно политическими методами? Конечно же, нет. А потому сегодня особенно важно усилить наши молитвы ко Господу Богу, Пресвятой Богородице и всем святым (в первую очередь, Игумену Земли Русской Преподобному Сергию Радонежскому, чьи честные мощи в 2022 году совершили Всероссийский крестный ход) о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея. Собственно, это и делает наша Церковь и её Предстоятель каждодневно. Сим победим.

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ