Макс Литвинов специально для проекта @wargonzoya

Немецкая газета Die Welt опубликовала статью «Постоянный нейтралитет: секретный документ, который мог положить конец войне на Украине» – о мирных переговорах в Стамбуле между Россией и Украиной весной 2022 года.

Секретный документ, оказавшийся в распоряжении газеты, – проект договора, согласованный сторонами 15 апреля. Далее предполагалась личная встреча президентов России и Украины, с уточнением деталей и спорных моментов, и подписанием окончательного варианта договора.

Статья в Die Welt не противоречит тому, что уже рассказывали или о чем упоминали Владимир Путин, Александр Лукашенко, Герхард Шредер, Нафтали Бенет, Давид Арахамия и другие. В статье отдельные пункты несостоявшегося соглашения собраны вместе, благодаря чему картина стала более ясной.

И эта ясность уничтожает политическую репутацию Зеленского. Весной 2022 года он имел возможность заключить мирное соглашение с Россией, о котором сегодня Киев может только мечтать. Зеленский упустил исторический шанс. Теперь уже неважно, по своей воле или под давлением Лондона и Вашингтона.

Что теряла и что приобретала Украина по договору? Из территорий – отказывалась от Крыма и той части Донбасса, которую и так не контролировала. Теряла возможность вступить в НАТО. Но с точки зрения безопасности, эта потеря была незначительной. Предполагалось, что гарантии безопасности Украине предоставят страны-гаранты. Они перечислены в алфавитном порядке в преамбуле к проекту договора: Великобритания, Китай, Россия, США, Франция. То есть, постоянные члены Совета Безопасности ООН. Это круче, чем НАТО.

При этом Россия не возражала против вступления Украины в Европейский Союз. Воистину царский жест доброй воли, учитывая, что вступление в ЕС было главной темой майдана.

А вот что касается демилитаризации, требования России были жёсткими. Киеву они не понравились. Говоря дипломатическим языком, стороны разошлись во мнениях. Die Welt приводит примеры, зафиксированные в Приложении к проекту договора.

Москва требовала сократить ВСУ до 85 тысяч военнослужащих. Украина настаивала на 250 тысячах. Предложение Москвы по количеству танков – 342, Киев хотел оставить 800. Киев также хотел сохранить 600 реактивных систем залпового огня с дальностью стрельбы до 280 километров. Москва соглашалась на 96 единиц с дальностью стрельбы, не превышающей 40 километров.

Разногласия были также по авиации и флоту. Но предполагалось, что президенты России и Украины при личной встрече разрулят и эти противоречия, и ряд других спорных моментов. Например, о включении Беларуси и Турции в число стран-гарантов, об официальном статусе русского языка на Украине, об отмене взаимных санкций и т.п.

Почему встреча президентов не состоялась и договор не был подписан? Украинская и западная пропаганда долго и интенсивно накачивали аудиторию, мол, «какие могут быть переговоры после Бучи». Но эта версия даже хронологически не состоятельна: переговоры продолжались «после Бучи» – весь апрель и даже в мае 2022 г.

Логичная версия выглядит так. Ряд неудач российской армии на первом этапе операции вызвал и в Киеве, и в западных столицах «головокружение от успехов». Возникла иллюзия, что Россию можно победить, надо лишь как следует вооружить ВСУ (кажется, иллюзия жива до сих пор). Тогдашний премьер Великобритании Борис Джонсон примчался в Киев и сказал: к черту переговоры, давайте просто воевать.

Вот и довоевались: сотни тысяч убитых, миллионы покинувших страну, неизбежная потеря территорий, разрушенная энергетика, гигантская дыра в бюджете, которую не заштопаешь западными дотациями. А всё могло быть иначе.

@wargonzoya