ФОТО: METAMORWORKS /SHUTTERSTОСK.СОM

На рассмотрении в Госдуме находится неоднозначный законопроект о биометрии, который может вызвать волнения в русском обществе. Накануне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл написал письмо председателю Госдумы Вячеславу Володину, в котором выразил крайнее беспокойство по этому вопросу – не только от себя лично, но и от имени множества православных христиан.

Письмо Святейшего Патриарха

Накануне, 12 декабря 2022 года, Святейший Патриарх Кирилл направил председателю Государственной думы Вячеславу Володину письмо по поводу рассмотрения законопроекта, который, как объявлено, призван «содействовать реализации государственной политики в области повышения безопасности обработки биометрических персональных данных». Этот документ известен как законопроект № 211535-8 «О государственной информационной системе «Единая информационная система персональных данных, обеспечивающая обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица».

В послании Святейшего Патриарха указывается, что Церковь всегда призывала помнить «о рисках, которые… неизбежно с собой несут» информационные технологии. В письме напоминается о позиции Церкви в связи с развитием технологий учёта и обработки персональных данных, принятой Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. В этом документе, указывает Святейший Патриарх, говорится, что «проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, учётом и обработкой персональных данных, продолжают накапливаться и усложняться».

В «Послании Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием» 25 августа 2020 года подчёркивается, что «использование цифровых идентификаторов, автоматизированное принятие решений, могущих повлечь поражение людей и целых сообществ в правах, широкий сбор личных данных, в том числе сведений о здоровье, а также обработка этих данных – всё это требует контроля со стороны общества, в том числе со стороны Церкви как общественного института,

– пишет предстоятель Русской Православной Церкви.

Только добровольно!

Соглашаясь с необходимостью государственного регулирования данной сферы, Святейший Патриарх подчёркивает:

Церковь солидарна с теми экспертами, которые утверждают, что любая база данных хранения личной информации, в том числе биометрической, не может быть полностью защищена от утечек. Базы данных в России и за рубежом периодически взламываются злоумышленниками. Риски утечек биометрической информации являются не в полной мере изученными в силу новизны технологии.

Приведя все эти обоснования, предстоятель Русской Православной Церкви выражает в своём письме главную мысль, которую настоятельно пытаются донести до законодателей православные верующие:

По этим и другим причинам Церковь выступает за фундаментальное безусловное право граждан отказываться от биометрической идентификации с абсолютными гарантиями недискриминации в случае такового выбора. К сожалению, уже сегодня можно наблюдать практики, имеющие негативные признаки. Ради сохранения мира и согласия в обществе необходимо исключить любые материальные преференции для тех, кто использует биометрическую идентификацию.

Граждане требуют

Святейший Патриарх обращает внимание на то, что этот важнейший законопроект, вызывающий столько кривотолков в обществе и грозящий поставить страну на грань раскола, рассматривается в Госдуме без привлечения внимания общества, без всяких общественных слушаний.

В мой адрес поступают многочисленные обращения обеспокоенных этими вопросами людей. Несмотря на остроту вопроса и необходимость формирования взвешенного подхода к регулированию биометрических данных, общественных слушаний не проводилось. Наиболее заметную обеспокоенность выражает родительское сообщество, что обосновывает нашу позицию о полном запрете сбора биометрических данных детей,

– пишет предстоятель Русской Православной Церкви.

Нам тоже непонятно, как депутаты Госдумы не осознают того простого факта, что принятие подобных законов без учёта мнения православных верующих способно как минимум разобщить страну и как максимум привести Россию к расколу и массовым протестам со стороны той самой части общества, которая сегодня наиболее патриотична и выступает в поддержку власти. И это в тот момент, когда Россия противостоит на Украине всему западному миру, отрицающему Бога. Фактически об этом говорит и Святейший:

Принимая во внимание тот факт, что сегодня как никогда важно сохранять общественное единство, прошу Вас рассмотреть прилагаемые поправки к тексту законопроекта и организовать дополнительное общественное обсуждение законопроекта перед его принятием.

А почему так тихо?

Но будет ли общественное обсуждение? Обращает на себя внимание то, что законопроект, о котором пишет в письме Вячеславу Володину Святейший Патриарх, родился «в недрах власти», рассматривается и обсуждается почти кулуарно, без привлечения лишнего внимания прессы и неравнодушных граждан. Внёс законопроект в Госдуму в середине октября депутат Антон Горелкин. Правительство ещё 26 октября поддержало законопроект, о чём свидетельствует заключение, подписанное заместителем председателя правительства Дмитрием Григоренко. Государственная дума 24 ноября приняла его в первом чтении.

Удивительно, почему так тихо рассматривается документ, который, если говорить без политеса и дипломатии, преследует цель перейти к тотальному цифровому контролю всех граждан России на основе владения нашими биометрическими данными. Законопроект крайне опасен с точки зрения ущемления наших прав и свобод, не преследует видимой значимой для общества цели. Его единственная задача, которая, конечно, не декларируется, – стать частью глобальных юридических манипуляций, которые «узаконят» тотальный цифровой контроль над человечеством со стороны глобалистской либеральной элиты.

Что там понаписали

В законе формально декларируется, что он регулирует отношения, возникающие при эксплуатации, модернизации и развитии государственной информационной системы, которую для краткости называют единой биометрической системой (ЕБС). Из этого документа ясно, что в России уже действует целая сеть связанных между собой информационных систем – как государственных, так и иных, – в которой уже есть наши биометрические данные или, если ещё нет, они обязательно туда должны попасть. И закон якобы призван легализовать наши отношения с этой электронной системой.

Не будем грузить читателя громоздкими цитатами из законопроекта, он написан крайне тяжёлым языком и очень труден для восприятия (нарочно?). Обратим внимание на 7-ю часть 3-й статьи законопроекта. В переводе на понятный русский в ней говорится, что собранные информационными системами госорганов, организаций финансового рынка и «иными организациями» (какими – не уточняется) биометрические персональные данные граждан

указанные государственные органы и организации обязаны разместить… в единой биометрической системе без получения ими согласия соответствующего субъекта персональных данных на такое размещение, а также на их обработку оператором (ЕБС).

То есть вся биометрия, которая уже сейчас о нас собрана или будет собрана, без нашего ведома будет помещена в ЕБС.

Что с того?

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в беседе с Царьградом подчеркнул, что «эта тема важная и сложная, способная порождать такую серьёзную реакцию в обществе». Именно поэтому, по его словам, «Святейший Патриарх, получая свидетельства обеспокоенности многих наших граждан, направил председателю Государственной думы письмо, в котором, с одной стороны, «выразил понимание о необходимости государственного урегулирования данного вопроса», а с другой стороны, «обозначил все те риски, которые здесь возникают». Легойда отметил, что Русская Православная церковь «сформулировала предложения по минимизации этих рисков» и рассчитывает, что

все основные позиции Русской Православной церкви будут отражены в законопроекте, и что права граждан, прежде всего право на добровольность, на возможность отказа от использования биометрической идентификации без поражения в правах будут зафиксированы.

Мы тоже убеждены, что гражданам России не надо никакой биометрии. Как ни старается министр Максут Шадаев проталкивать двусмысленные законодательные инициативы, мы на стороне Церкви и Святейшего Патриарха. У нас есть сведения, что среди депутатов тоже начинает преобладать здравый смысл в отношении этого законопроекта. Хочется верить, что мы не ошибаемся.

ИГОРЬ ПШЕНИЧНИКОВ