ФОТО: YOSHIO TSUNODA/GLOBALLOOKPRESS

В Катаре 20 ноября стартовал чемпионат мира по футболу, успевший буквально за несколько дней наделать очень много шума. Про запрет на распитие пива и другого алкоголя на стадионах знают, наверное, уже все. Однако в адрес властей арабской страны также летят упреки в массовой гибели гастарбайтеров на стройках стадионов, а также поливают грязью за отказ поддерживать нетрадиционные сексуальные отношения среди гостей турнира. Иностранные болельщики между тем уже сравнили этот чемпионат с прошедшим в России в 2018 году. О чём они рассказывают?

История сплошных унижений

Если провести поиск целевой информации по западным соцсетям, то наибольшая часть сообщений посвящена сравнению стоимости проведения мундиаля. В этих постах отмечается, например, что если Россия в 2018 году потратила на ЧМ 11,6 млрд долларов, Бразилия – 15 млрд, то Катар превзошёл абсолютно всех. Власти этой страны потратили на организацию турнира не менее 220 млрд долларов, что больше, чем совокупная стоимость семи последних чемпионатов мира.

Пользователь с ником Nodumo Nyathi обратил внимание, например, что чем сильнее Запад пытается унизить устроителей турнира, тем лучше в итоге проходит первенство.

Они унизили Южную Африку. Унизили Бразилию. Унизили Россию, но все эти мировые чемпионаты в итоге были успешны. Теперь они делают то же самое с Катаром,

– сказано в посте.

Пожалуй, новостью №1 о ЧМ-2022 стал неожиданный запрет для всех без исключения употреблять спиртные напитки на стадионах. Новость эта стала громом среди ясного неба и для самой FIFA, которая имеет многомиллионный контракт на рекламу пива с компанией AB InBev и до последнего была уверена, что пенный напиток под запрет не попадёт. Конечно, в Сети хватает разгневанных сообщений болельщиков, не отделяющих пиво и футбол. Но вместе с тем есть пользователи, которые удивляются, что Запад не «дожал» Катар в этом вопросе.

Нет пива на футбольном стадионе? Что же помещало доминирующему западному миру оказать давление на Катар? Западный мир заинтересован в преследовании только таких стран, как Индия, Россия и Индонезия,

– говорится в ещё одном сообщении.

НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА ПО ФУТБОЛУ В РОССИИ БЫЛА ЗАПРЕЩЕНА ТОЛЬКО РЕКЛАМА ЛЮБОГО ПИВА, КРОМЕ БЕЗАЛКОГОЛЬНОГО, НО НА СТАДИОНАХ ОБЫЧНОЕ ПИВО ПРОДАВАЛОСЬ. В КАТАРЕ НА ЧМ ЗАПРЕТИЛИ ЛЮБОЙ АЛКОГОЛЬ. ФОТО: TOM WELLER/GLOBALLOOKPRESS

Некоторые болельщики удивлены и намерением властей Катара отслеживать исполнение запрета на распитие спиртного. Фанаты отмечают, что стадионы ЧМ буквально нашпигованы видеокамерами. Мы не уверены, что в России их действительно было 500, как пишет автор поста, но приведём его мнение:

…15 000 камер (в России в 2018-м было всего 500), оборудованных средствами распознавания лиц, сканируют всё, не только на восьми стадионах, где проходят игры. Есть дроны-помощники, оборудованные камерами высокого разрешения и распознавания, которые могут видеть всех и повсюду.

Наконец, многие пользователи приводят заявление бывшего президента FIFA Зеппа Блаттера, который тоже публично «унизил» Катар, выразив сожаление, что ЧМ-2022 достался этой арабской стране, а не США, которые также претендовали на проведение мундиаля.

Выбор Катара был ошибкой. Футбол и чемпионат мира слишком большие для этой страны. Я был ответственным за это в то время, будучи президентом FIFA. После России чемпионат мира должен был отправиться в США,

– сказал Блаттер, которого цитируют в соцсетях.

Отношение к гомосексуализму – признак здоровья общества

Ещё один вопрос, вызвавший серьёзное отторжение на Западе, – объявленный властями Катара запрет на пропаганду гомосексуализма в любой форме. И хотя нынешний президент FIFA Джанни Инфантино уже заявлял, что Катар приветствует у себя в гостях представителей сексуальных меньшинств, власти арабского государства дезавуировали эти сладкие речи запретом для футболистов на «радужные» повязки, а для зрителей – на иную демонстрацию поддержки любителей однополой любви.

Казалось бы, соцсети должны взорваться праведным гневом. Но не случилось. Большинство болельщиков, напротив, отметили, что гостям необходимо уважать законы той страны, где они находятся:

Гомосексуалистам не запрещено находиться на стадионе. Вам просто нельзя это выпячивать или изображать себя таковым, пока вы в Катаре. Это, опять же, подчинение законам страны. Когда вы находитесь в её юрисдикции, ваш долг – подчиняться законам. Ну а если страна изменяет свои ценности и законы ради того, чтобы принять небольшое количество таких людей, то это признак слабости. Правила не для того, чтобы их нарушать, их нужно соблюдать. В России были такие же законы ещё в 2018 году, где тогда был весь этот однополый вопрос и бойкоты? Почему тогда капитаны команд каждой страны не носили радужную повязку?

Другие пользователи считают, что вопрос отношения к содомитам, трансгендерам, лесбиянкам и иже с ними может стать поводом для будущих провокаций против Катара, как это уже неоднократно бывало с Россией:

Только посмотрите. Катар ясно дал понять, что эти ЛГБТ-штучки против их конституции. Но вы идёте туда и выставляете это напоказ, чтобы заставить их арестовать вас. А потом начинаете стенать о справедливости. Видите, почему остальной мир должен быть на стороне России?

И ещё одно мнение:

Катар смог преодолеть их спесь, которая заключается в неуважении и намерении считать чужую культуру и традиции низшими. Будут говорить о необходимости разделять спорт и политику, но ведь Россию исключили из турнира из-за Украины, а с Израилем пока у всех почему-то всё в порядке, они хотят импортировать ЛГБТ и все виды безумия в Катар, который это полностью отверг.

НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА В КАТАРЕ ЗАПРЕЩЕНА ОТКРЫТАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ИЗВРАЩЁННЫХ ПРИСТРАСТИЙ, НО ВСЕГДА НАЙДУТСЯ «ИДЕЙНЫЕ БОРЦЫ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ», КОТОРЫЕ ПОТОМ ОЧЕНЬ УДИВЛЯЮТСЯ, ЧТО ИХ ЗА ЭТО НАКАЗЫВАЮТ. ФОТО: TOM WELLER/GLOBALLOOKPRESS

«Хорошо, что это не Россия»

Реакцию некоторых центральных западных СМИ также сложно назвать однозначной. Сравнивая ЧМ-2018 с нынешним первенством, американский журнал The Economist почему-то не вспоминает, что в России был идеальный порядок с fanID, пропуском болельщиков на стадионы (в Катаре уже зафиксированы давки), отсутствие каких-либо запретов вообще. Полиция в центре Москвы могла задержать иностранца за пьяный дебош, но не за размахивание радужным флагом. Да и в случае дебоша как-то быстро отпускали – «неудобно же, всё-таки гости». Тем не менее The Economist пишет:

Катар, может быть, и не демократия, но и не презренный деспот из карикатурных передовиц. Предыдущий эмир вообще без народного давления ввёл своего рода выборы. Он также создал новостной канал «Аль-Джазира», который более откровенен, чем его арабские конкуренты, даже если сам Катар обходит стороной. Это далеко от России Владимира Путина, где вас сажают в тюрьму за то, что вы называете войну на Украине войной, не говоря уже о её осуждении. И это мир, отличный от Китая, где не допускается ни малейшего намёка на политическое инакомыслие.

Интересно, что авторы статьи пытаются разубедить читателей и в отношении Катара к меньшинствам. Однополая любовь в стране является незаконной, это правда, пишут они.

Однако уголовных статей за нарушение этих законов немного. И такие консервативные законы распространены в большей части развивающегося мира и почти во всех мусульманских странах. Катар тут почти не выделяется,

– пишет The Economist.

Болгарское издание Nova, например, устами спортивного журналиста Валерии Видевой призывает не делать трагедии из запрета на алкоголь на стадионах:

Одной из самых обсуждаемых тем был алкоголь. Конечно, так называемые фестивальные напитки всегда сопровождают футбольные матчи. Катар – не единственная страна, в которой запрещена продажа алкоголя на стадионах. В местах, у которых есть лицензия, алкоголь будет частично легализован – на определённых круизных лайнерах, в определённых отелях, в фан-зоне, где болельщики будут смотреть игры без билетов. На самих стадионах не будет возможности покупать алкоголь, но рядом с ними будут зоны, где его будут продавать.

По словам болгарского журналиста, Катар вложил такую космическую сумму в ЧМ, так как не обладал вообще никакой инфраструктурой для проведения чемпионатов такого уровня. С нуля были построены все восемь стадионов (на ЧМ в России стадионов было 12). Сам Катар по площади – в четыре раза меньше Московской области, стадионы находятся недалеко друг от друга. Игроки сборных перемещаются в автобусах, а не на самолётах, но, в отличие от ЧМ в России, между матчами не будут иметь возможности так же хорошо отдохнуть.

Конечно, мировая пресса только начинает анализировать мировое первенство в Катаре. Британские СМИ, например, обсуждают, как одна из болельщиц английской сборной на матче против Ирана публично оголила грудь. Учитывая подогретую западными СМИ публику, уверенную в строгости наказания за несоблюдение законов в Катаре, британцы уже ждут едва ли не публичного забивания несчастной девушки камнями. И это, конечно, говорит об уровне анализа ЧМ на Западе и уровне уважения к арабской стране. Выводы, как говорится, делайте сами.

ИНФРАСТРУКТУРА ЧЕМПИОНАТА МИРА В КАТАРЕ БЫЛА СОЗДАНА С НУЛЯ. ФОТО: CHRISTIAN CHARISIUS/GLOBALLOOKPRESS

Что с того?

Краткий итог. Разница в трактовке ЧМ в Катаре между соцсетями и СМИ – показательна. Простые люди, болельщики не пылают гневом в адрес властей страны – хозяйки турнира. Они помнят тот праздник, который был в России четыре года назад. Да, у нас многое было разрешено, и болельщики, если помните, массово восхищались мониторами в столичном метро и на Никольской улице в Москве, которая негласно была выбрана иностранцами в качестве основной прогулочной.

Но разве сейчас можно говорить что-то хорошее о России? Именно поэтому сообщения в соцсетях и СМИ кардинально отличаются. В последних транслируется мысль о том, что Катар-де не такой уж и страшный, да и с алкоголем, смотрите, не всё так плохо. И даже хорошо, что это Катар, а не «диктаторская путинская Россия». Быстро же они забыли, каким праздником всемирной дружбы и примирения был ЧМ-2018.

ЕГОР КУЧЕР