ФОТО: ID1974, KHONGTHAM/SHUTTERSTOCK.COM

Счётная палата стала главным поставщиком экономических новостей, причём все они почему-то слегка попахивают апокалипсисом. Наша экономика и впрямь хромает на все четыре лапы, но когда говорят о том, что пенсионеров в очередной раз ограбили, а в ближайшие годы будут грабить ещё, становится совсем худо. Но, может быть, не в грабеже дело, а в подаче материала? Сегодня мы разберём именно такой случай «правильной» постановки проблемы.

За справедливость – со спецэффектами

Госслужба – слово скучное. В России оно ассоциируется с мышиными пиджаками, непроницаемыми лицами и страхом сказать что-то лишнее. В целом образ соответствует действительности – разве что мода постепенно меняется. Но есть и приятные исключения.

Всё ярче разгорается огонёк Счётной палаты. Алексей Кудрин, конечно, в последние годы не оратор, но его пиарщики раз за разом вбрасывают в общественное сознание темы, вызывающие широкий интерес – и тем самым поднимающие авторитет организации, которой и без того существенно расширили полномочия персонально под Кудрина. Творец нынешней противоестественной финансовой системы, Алексей Леонидович становится профессиональным борцом за справедливость.

Кажется, только что Палата разоблачила Минфин, подрезавший у малоимущих пенсионные баллы. И вот новый удар: выяснилось, что мы не приближаемся к заявленной цели «пенсия в 40% от зарплаты», а, напротив, опускаемся к 30% – до этой отметки осталось всего четыре года. То есть, выходя на пенсию, русский человек, даже накопивший нужные баллы, будет получать три рубля там, где раньше было десять.

Беспрецедентно вырастут зарплаты

Напомним, что рост зарплат у нас обычно несколько отстаёт от инфляции, а пенсии должны индексироваться как минимум не ниже неё. Каким же образом возможно увеличение, а не сокращение разрыва?

Ответ на этот вопрос даётся в заключении, которое выдала Счётная палата на проект бюджета Фонда пенсионного и социального страхования в 2023–2025 годах. Аудиторы указывают, что хотя принцип роста пенсий быстрее инфляции будет соблюдён, он всё же начнёт отставать от роста зарплат. На самом деле, конечно, пенсии проиндексируют ниже инфляции: всего на 4,8% 1 января 2023-го и 4,6% 1 января 2024-го.

Просто сюда заложено внеплановое 10-процентное повышение в июне 2022 года. То есть Минфин решил отказаться от ежегодного сравнения роста пенсий и инфляции и перейти к трёхлетнему. Это абсолютно манипулятивная логика, позволяющая творить с пенсиями что угодно (главное – правильно выбрать нужный период), но сейчас не об этом.

Дело в том, что Минэкономразвития заложило в свой прогноз рост зарплат на 25% за три года, до 80 тыс. руб. в среднем по России. И это больше, чем 20,58% у пенсионеров, и тем более выше инфляции. А значит, разрыв будет расти. Несмотря на то, что число пенсионеров и без того сокращается ускоренными темпами.

Счётная палата напоминает, что в 2018 году Россия ратифицировала Конвенцию Международной организации труда (МОТ) о минимальных нормах социального обеспечения. И в ней прописано, что пенсия по старости должна составлять не менее 40% от утраченного заработка. Понятно, что Россия с тех пор отказалась от главенства международных соглашений в своём законодательстве, но столь скорый отказ от вменяемой цели выглядит как-то неприлично.

Три очевидных вопроса

Логика у всего сказанного есть, и мы можем пересказать её, но там будет много не слишком интересных цифр. Общий смысл таков: страховые пенсионные взносы в полном размере берутся только у зарплат до 130 тыс. руб. в месяц (на 2022 год), а значит повышение зарплат выше этого уровня на пенсионное обеспечение почти не влияет. Зато влияет на разрыв между зарплатой и пенсией. То есть у человека, зарабатывающего 300 тысяч в месяц, падение доходов при выходе на государственную пенсию будет куда сильнее, чем у зарабатывающего 30 тысяч.

И тут звучат три вопроса.

Внимание, первый: уважаемый читатель, положа руку на сердце, вы бы на какой вариант согласились?

Из почти очевидного ответа (30 тыс. выберут только приверженцы принципа «не жили хорошо, нечего и начинать») следует ещё более очевидный второй вопрос.

Если уж у нас принята такая формула страхового пенсионного обеспечения, нам что – специально платить зарплаты поменьше, чтобы пенсии достигли вожделенных 40%? Средняя страховая пенсия для неработающих пенсионеров сейчас составляет 20 864 рубля (это именно средняя – подавляющее большинство получают меньше, медиана находится хорошо если на 17 тысячах). Средняя зарплата сильно колеблется по месяцам, но сейчас её оценивают примерно в 64 тысячи (плюс четверть – будет как раз 80 тысяч). А если бы соблюдалось условие Международной организации труда, нам нужно было бы держать зарплату на уровне 52 тысяч.

И, немного пошептавшись в Царьграде, мы задаём третий вопрос: с каких это пор прогнозы Минэкономразвития становятся основой для серьёзных и тем более пугающих выводов? Это министерство что, когда-либо дало точный прогноз за горизонтом собственной годовой премии? Почему зарплаты восемь лет растут медленнее инфляции, а тут вдруг должны быстрее?

Максим Геннадьевич, Алексей Леонидович, какие прогнозы в современной России? Пенсионная реформа 2018 года сломала все расчёты. Коронавирус сломал все следующие расчёты. Спецоперация перечеркнула написанные за государственный счёт планы и стратегии. Частичная мобилизация перекосоклинила рынок труда, выбросив в утиль все тенденции и расчёты. И теперь мы считаем, что Орешкин реально знает размер зарплаты в 2026 году?

Что с того?

Экономических новостей сейчас не очень много, а главное – они не «кликабельные», как выражаются журналисты. Поддержка бизнеса мобилизованных, переход контроля над зарубежными предприятиями, программы стимулирования промышленности – скучно, девушки! А выполнять планы надо. И вот так грамотные ведомства – а Счётная палата сейчас грамотнее всех – подкидывают – а журналисты тиражируют! – яркие новости о том, что «пенсий не будет», «баллы украли», «отстаём от зарплат». И в обществе создаются соответствующие настроения.

Реальность, как водится, остаётся при этом где-то сбоку. А она такова.

Первое. Пенсии (реальные, не средние) в России для обычных трудяг издевательски низкие, пенсионная система прогнила напрочь и смердит на всю страну.

Второе. Экономические прогнозы на несколько лет в России не работают.

Третье. Если и зарплаты, и пенсии будут расти быстрее инфляции, совершенно безразлично, каким будет соотношение этого роста: главное, чтобы благосостояние людей росло. Пусть пенсия будет хоть в 10 раз меньше зарплаты, лишь бы на неё можно было достойно жить.

Засим остаёмся в ожидании новых вестей о всеобщем обнищании от Счётной палаты.

МИХАИЛ МЕЛЬНИКОВ