Сегодняшним утром Daily Mail вышла со статьёй «Как Украина может победить Россию», в которой приводятся мысли бывшего командующего сухопутными войсками США в Европе генерала Бена Ходжеса о том, как украинская армия может (или должна) разгромить ВС РФ и захватить Крым.

Да-да, именно Крым. Там британцы хотели бы поставить эффектную финальную точку победоносной войны Запада против России руками украинцев.

«Крым – это приз. Вот что это будет. Победа будет одержана тогда, когда последний российский солдат пройдет по этому длинному Крымскому мосту», – с наслаждением предаётся фантазиям генерал Ходжес.

Правда, другой бывший генерал США, Марк Хертлинг, соглашаясь в целом с идеей, что полуостров – главная цель Украины, всё же предупреждает, что его захват будет «трудным сражением».

«Путин будет сражаться за Крым, конечно, если еще будет у руля. Мы еще не видели в действии флот российских стратегических бомбардировщиков, не видели их ВМФ на максимуме возможного», – говорит Хертлинг.

В свою очередь Ходжес убеждён, что как только украинская артиллерия – особенно разрушительные системы HIMARS – смогут добивать до российских баз в Крыму, те станут «непригодными», а мост украинцы не тронут, оставив его «в качестве приглашения на выход».

Такие вот мечты. Правда, для того чтобы добраться до Крыма, ВСУ придётся ещё, как минимум, пройти Херсонщину и Запорожье, но натовских, читай англосаксонских, стратегов это, по всей видимости, совершенно не смущает.

Взятие Херсона (а, по мнению Ходжеса, это дело уже решённое) лишит Россию единственной точки опоры на западном берегу Днепра, исключит нападение на Одессу и откроет ворота для похода на Крым.

«Если Киев здесь победит, это будет ключевой момент. Большинство российских сил на Украине сосредоточено именно тут, почти все самые элитные подразделения – возможно, до 30 тысяч человек – их потеря будет ударом, от которого Кремлю долго не оправиться», – уверены в Daily Mail.

«Эта война началась с Крыма и должна закончиться Крымом, его освобождением», – приводит британское издание слова президента Украины Владимира Зеленского, напоминая, что, по данным военных экспертов, это именно то, чего добиваются украинские генералы.

Обращение британцев к образу Крыма в идущей войне совершенно не случайно. И дело вовсе не в привязке к географическому положению происходящих нынче событий. Дело в памяти о Крымской войне 1853-1856 годов, которую на Западе и в особенности в Великобритании принято считать победной дли них и проигрышной для нас. Так что подобные аллюзии в материалах тамошних СМИ неудивительны и даже закономерны.

Мы ведь тоже используем образы победоносной для нас войны с Западом – Великой Отечественной – в своём пропагандистом дискурсе. И, по большому счёту, нет в этом ничего страшного, если бы не одно «но». По целому ряду факторов: ограниченность театра военных действий, отсутствие структурной перестройки экономики, слабая вовлеченность общества, проблемы с тыловым обеспечением, бардак и коррупция в МО и так далее – СВО действительно ближе к Крымской войне, чем к событиям 1941-1945 годов.

И если мы не хотим получить схожий с прежним плачевный результат, нам придётся менять наше отношение к происходящему, в том числе, и формально, отказавшись от термина СВО в пользу КТО или иного, более полно отражающего происходящее.

Кстати, намедни, комментируя возможную смену юридического статуса спецоперации (упорные слухи о чём ходят уже вторую неделю), пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил: «Это целиком и полностью прерогатива президента. На сегодняшний момент таких решений не принималось. Речь идёт о специальной военной операции, которая продолжается». Конец цитаты.

Решать, конечно, Путину. Но почему многие эксперты так настойчиво рекомендуют президенту принять это решение? На мой взгляд, для этого есть, как минимум, две причины.

Во-первых, юридический статус режима КТО, то есть контртеррористической операции, предполагает, что руководство, причём единоличное, таковой перейдёт от Минобороны к ФСБ, что в нынешних обстоятельствах звучит явно как шаг в правильном направлении.

А во-вторых, под режим КТО подпадает вся территория, на которой она проводится, даже в глубоком тылу, а не только линия непосредственного соприкосновения с противником. В результате действиям диверсантов, корректировщиков огня, пособников вражеских спецслужб и прочих шпионов, наносящим значительный вред нашим коммуникациям, будет уделяться гораздо больше внимания, чем сейчас.

Если уж мы, по тем или иным причинам, не решаемся объявить Украине, читай НАТО, полноценную войну, то стоит воспользоваться хотя бы теми инструментами, что позволяют более эффективно использовать возможности наших силовых ведомств. А пока именно разрозненность в их действиях, да ещё и странная возня в высших эшелонах власти между партиями «борьбы до победы» и «капитуляции» невольно возвращают нас к событиям более чем 150-летней давности.

Но есть в этом историческом экскурсе к делам давно минувших дней на Крымском полуострове и ещё один важный нюанс. Все почему-то забывают о Первой Мировой, у которой с нынешней «украинской» гораздо больше общего. И главная схожесть, она же и главная угроза, заключается в том, что наши враги пытаются сейчас провернуть тот же трюк, что и 100 с лишним лет назад – устроить смуту внутри России, которая должна привести к разрушению государственности. Слишком уж очевидные аналогии, чтобы отмахиваться от них и не воспринимать всерьёз. А рецепт, как этого избежать, по сути, один – начать, наконец, воевать по-взрослому, пока не стало слишком поздно.

Алексей Белов