ФОТО: SASIRIN PAMAI/SHUTTERSTOCK.COM

Нет пророка в своём отечестве, полагает министр развития Востока и Арктики. Всё лучшее делается в Китае, поэтому развиваться мы будем по заветам великого Сунь-Цзы. Почему выбран именно он – непонятно, а вот в чьих интересах – мы, к сожалению, догадываемся.

Есть что почитать

Издание РБК опубликовало статью главы Министерства развития Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова о том, как нам обустроить Сибирь и Дальний Восток. Статья средних размеров, около 14 тысяч символов, в противоположность обычной мундирной публицистике вышла довольно занимательной. Настолько, что при беглом прочтении мы в Царьграде даже забеспокоились было за судьбу министра – чиновники, искренне болеющие за судьбы России, долго на своих постах не задерживаются. К счастью, более внимательный анализ текста показал, что министр проработает ещё долго и успешно.

Вряд ли Чекунков писал свою статью сам, тем более что ранее он в творчестве замечен не был. Нам даже не с чем сравнить стиль, поскольку диссертацией министр не отметился (и это вызывает уважение, а то у нас пол-Думы учёных, не способных два слова связать). Но Алексей Олегович, по крайней мере, подписался под этим текстом. Причём подписался непосредственно перед поездкой всего политического и военного бомонда на вверенную ему территорию – начинаются учения «Восток-2022» и Восточный экономический форум.

Более того, практически одновременно с публикацией статьи Владимир Путин учредил новую медаль – «За развитие Сибири и Дальнего Востока». На форуме явно будут награждения, и вполне возможно, что одну из первых медалей получит как раз новоявленный публицист.

Кстати, что мы о нём знаем?

Алексею Чекункову 41 год, родился в Минске в обеспеченной семье – он был внуком советского дипломата Фёдора Чекункова; отец нынешнего министра Олег родился в Потсдаме, а сам Алексей пять лет детства провёл во Франции. Перед нами, таким образом, мажорная номенклатурная семья – что, конечно, не исключает возможности появления достойных представителей. У этих ребят – исключая совсем уж отмороженных – как минимум приличное образование и широкий кругозор.

Кстати, нечастый случай: когда Алексей уже работал в русских госструктурах, его отец оставался белорусским госслужащим высокого ранга, а именно послом во Вьетнаме. Учитывая союзнические отношения двух стран, службы собственной безопасности не сочли это обстоятельство препятствующим карьере Алексея Олеговича. Наоборот – отчасти благодаря «вьетнамскому папе» парижского минчанина сочли специалистом по хитросплетениям Дальнего Востока и Восточной Азии.

Многие геополитические статьи наших политиков и журналистов с их «догоним и перегоним», «сожмём и разобьём», «в три дня до Львова» хочется назвать национальной стратегией в смешном переводе Гоблина (сам Гоблин, к слову, в своей публицистике куда разумнее). Статья Чекункова же, даром что пронизана оптимизмом (работа у него такая), не содержит в себе никаких элементов шапкозакидательства с одной стороны и написания бесплодных стратегий с другой. Это честный план работы на ближайшие десятилетия.

Что ж, прокомментируем основные тезисы этого плана.

Мы уйдём на Восток

Многолетние трещины в международных отношениях наконец привели к тому, что мир лопнул. Он поделился на «золотой миллиард» и остальные 7 млрд человек. Условный Запад и ещё более условный Восток. Россия – в эпицентре разлома. После трёхсот лет западных ценностей наступает прозрение.

Проблем в связи с санкциями – море.

Для Дальнего Востока главной сферой напряжения в новой реальности стала логистика (странное место – а что, раньше было иначе?). Даже раньше не хватало мощностей для перевозки в Азию угля, нефтепродуктов, удобрений, металлов (безоглядной торговли ресурсами – но министр так сказать не может), а сейчас даже контейнеров нет, оказывается, они произведены не в России.

Люди могут быть отрезаны от «материка», потому что и самолёты у нас не свои.

Модель тридцати последних лет исчерпала себя. Но годы прожиты не зря. У нас появилось много зданий и техники, но всё ещё недостаточно знаний и технологий.

Разворот на Восток необходим, но это не простая смена маршрута экспорта, а «перезапуск всей экономической модели для достижения принципиально других темпов роста с ориентиром на 8% в год» (тут всё-таки запахло Кудриным). Надо учиться у экономик Азии, тем более что стартовая позиция у нас лучше, много ресурсов.

Пять из шести

После этого бодрого постулата, к счастью, запах Кудрина развеивается, ибо идёт какая-никакая, но попытка объективного разбора обстоятельств азиатского экономического чуда (Тайвань, Корея, Сингапур, Малайзия и т. д.). Автор выделяет «шесть тактов»:

  1. Решение проблемы продовольствия. У нас давно решена.
  2. Быстрая индустриализация. Готовы.
  3. Концентрация капитала. Здесь есть призыв сосредоточить ресурсы в «больших кулаках», что явно понравится придворным королям господрядов, которые тоже слетятся во Владивосток.
  4. Использование национальных особенностей. У них – качественный дешёвый труд, у нас – природные ресурсы. Не хватило только утверждения, что один кореец лучше двух с половиной русских. Что ж, доля русофобии необходима, чтобы в правительстве хотя бы дочитали материал, они без этого, как без соли.
  5. Экспорт. У нас без проблем.
  6. Внедрение технологий, тут мы сильно отстаём, потому что буксуем на колее «ВПК – атом – космос».

Вывод: по пяти из шести «тактов» Россия готова повторить путь быстрого успеха. Не хватает только технологий. Про коррупцию – ни слова, хотя, например, Сингапур начал именно с этого, да и в других странах нетерпимость к злоупотреблению должностным положением возведена в принцип. Что ж, автор, кем бы он ни был, явно не хотел обидеть некоторых коллег Алексея Чекункова по нынешнему составу правительства.

Ну и далее – главный перл: заявлено, что Россия должна пойти по канонам Сунь Цзы (в тексте именно так, без дефиса). Причём с внятным разбором того, что такое цзы и куда его сунуть. Главный призыв – не торопиться:

Это кампания на несколько поколений, где каждое предыдущее передаёт следующему верный пас.

И далее идёт разбор первых пасов.

Добываем

Нужно существенно нарастить объём инвестиций, а для этого, если потребуется, то и объём долга в экономике. Отличный тезис, Царьград кричит о необходимости этого все годы своего существования. Правда, на сей раз рост инвестиций и долга связывается исключительно с экспортом ресурсов, для чего придуман красивый софизм:

Нас пугали, чтобы мы не стали «сырьевым придатком», а мы стали экспортной супердержавой.

Это примерно как поросёнок Пятачок вернулся из армии кабаном Полтинником. Звучит лестно, но экспортная супердержава, напомним, каждый день отслеживает, кто там в Европе ещё готов покупать её ресурсы, и поставляет их чаще всего по первому же запросу.

Многие добывающие проекты базируются на Дальнем Востоке и в Арктике – этой констатацией автор наконец переходит к предмету своей работы в правительстве. Здесь перечисляются крупные предприятия, ни одного перерабатывающего в списке нет. Впрочем,

… добыча вытащит за собой целый букет отраслей. Техника, трубы, буровые, химия и т. д. Не говоря о новых дорогах, железных дорогах, портах и электростанциях.

Залезть в долги, чтобы добывать и продавать ещё больше ресурсов. Простите, это точно хорошая стратегия?

Строим

Действительно, добыча – не всё. Второй механизм, который запускается одновременно с первым, – это жилищное строительство. Довольно интересная идея, учитывая отток населения из вверенного министру региона. Но и тут парадокс наготове:

«Дальневосточная ипотека» показала, как можно удвоить темпы ввода жилья за четыре года на рынке, где всё ещё сокращается количество населения.

Даже в Китае, на который явно ориентируется министр (даже слишком ориентируется), есть пустые города, построенные в эпоху строительного бума, но так толком и не заселённые. Не рискуем ли мы тем же? И кто будет строить это жильё – корейцы, таджики, китайцы, русские? Этот вопрос министр обходит молчанием.

Зато он предлагает «взяться за города как за полноценные объекты планирования и трансформации» – и здесь мы слышим голос наших реноваторов, которые порой трансформируют города так, что живого места не остаётся.

Форсированное развитие ресурсной базы Дальнего Востока и Арктики и создание новых транспортных коридоров, прежде всего СМП, для экспорта этих ресурсов даст толчок российской экономике.

Интересный момент. Экономист Елена Ведута говорила Царьграду, что первоочередное строительство инфраструктуры для вывоза ресурсов – первый признак колониальной экономики, которая строится на развитии не территорий, а ресурсной базы. А тут целый министр называет те же действия «толчком экономике». Кто прав? Или что тогда понималось под словом «толчок»?

Учимся

Наконец, после добычи и строительства речь идёт о третьем векторе для победы в технологическом развитии – инвестициях в образование. Тут речь идёт о развитии вузов по программе «Приоритет-2030 – Дальний Восток» и более узкой программе «Муравьёв Амурский – 2030», которая даст региону «управленческий спецназ».

И всё это вместе – пять пунктов из опыта азиатов и три первых шага Сунь-Цзы – приведёт к расцвету России. Так себе распасовочка.

Что с того?

К Чекункову и его спичрайтерам вопросов не так много. Они действительно постарались и нарисовали хотя бы реалистичную картину – в наше залихватское время это дорогого стоит.

Но для кого всё это развитие, господин министр? На кого работать-то нужно?

Говоря о демографической проблеме, Вы ни словом не упомянули этническую, хотя для этого был не один повод. Дальний Восток заселяется китайцами, они с лёгкостью выигрывают конкурентную борьбу в мелком бизнесе за счёт беспроцентных кредитов от своих банков, они контролируют уже целые населённые пункты. Русское население продолжает уезжать, несмотря на неплохие в целом программы привлечения жителей.

Рассказать об «азиатских тиграх», не упомянув борьбу с коррупцией, – это поистине гениальный ход. Скорее всего, Вы опасались разгневать «начальника», которому много раз докладывали, что эта проблема решена.

«Что мы будем кушать зимой», если все ресурсы продадим, а технологии почему-то не появятся, – тоже неясно, «плана Б» Вы нам не предложили.

Так для кого вся эта сунь-цзы? Если, как выходит по тексту, для распильщиков госзаказа, этнических группировок и чужой экономики, то, может быть, и не нужно нам такое развитие?

МИХАИЛ МЕЛЬНИКОВ