Далеко не все гетманы, некогда претендовавшие на единоличное владение Малороссией, успели оставить о себе память, достаточную для помещения в анналы истории. Пытаясь преуспеть в предательстве, они, в свою очередь, были преданы и погублены, тем самым получив достойное воздаяние за коварные замыслы. В ряду подобных людей гетман Павел Тетеря, один из соратников Богдана Хмельницкого, занимает своё место. Его история взлетов и падений несколько похожа на авантюрный роман, но это характерно для взбалмошного XVII столетия.

Как и многие другие деятели Гетманщины, наш герой по месту рождения и происхождению не был казаком. По легенде, его матерью была бывшая монахиня, а отцом – польский шляхтич Моржковский из древнего рода, имевшего шляхетский герб Слеповрон.

Честно говоря, не совсем понятно, как союз родителей Тетери вообще мог состояться в консервативной католической стране, жившей по строгим религиозным законам. Не исключено, что будущий гетман несколько приукрасил факты своей биографии, чтобы сделать её более привлекательной и загадочной. Его задумка удалась – прошлое Тетери-Моржковского и по сей день является загадкой для историков.

По еще одной легенде, Павел был крестником самого Богдана Хмельницкого, который в последующем приблизил его к себе. Так это или нет, сказать сложно, однако то обстоятельство, что Тетеря неожиданно связал себя с казачьим восстанием, будучи польским шляхтичем, наводит на мысль, что какая-то связь с великим предводителем Гетманщины у него была.

Свою вторую фамилию (Тетеря) он получил от казаков после перехода на сторону Богдана Хмельницкого. В последующем гетман часто пользовался обеими фамилиями.

В юности Тетеря учился в Минской униатской школе, а потом некоторое время находился в услужении у знатных польских магнатов. Очевидно, что при всей древности рода юный шляхтич не мог похвастаться богатством. Он не получил блестящего домашнего образования и вынужден был довольствоваться второстепенными должностями, приносившими скромные доходы. Впрочем, к 1648 году будущему гетману удалось занять должность руководителя канцелярии городского суда во Владимире-Волынском.

Герб Слеповрон, по легенде – родовой Павла Тетери
Герб Слеповрон, по легенде – родовой Павла Тетери

Обстоятельства перехода Тетери на сторону казачьего восстания по сей день остаются покрыты мраком тайны. Не совсем понятна мотивация его поступка, предполагающего полный разрыв с прежним миром, семьёй и шляхетским кругом. Вероятно, юный Моржковский не надеялся сделать в Речи Посполитой блестящую карьеру, а образование и ум открывали ему грандиозные перспективы в казачьем стане.

Очевидно, что молодой человек не отличался моральной устойчивостью и не был верен идее – в последующем Тетеря неоднократно менял своих хозяев и легко предавал прежних друзей. Нельзя сказать, что подобное поведение в те времена было редкостью, однако Моржковский даже среди казачьей верхушки выделялся особенным цинизмом.

То, с какой скоростью Тетеря поднимался по карьерной лестнице при дворе Хмельницкого, свидетельствует о том, что ставку он сделал правильную – казакам были нужны грамотные люди. Уже в 1648 году он стал писарем Переяславского полка, а в следующем году возглавил посольство к трансильванскому князю Юрию II Ракоци.

Богдан Хмельницкий отчаянно нуждался в союзниках для борьбы с поляками. В этих условиях ему приходилось на многое закрывать глаза, лавировать между враждебными силами и даже идти на соглашение с извечными врагами Малороссии – крымскими татарами. Союз с Трансильванией оказался достаточно прочным и окончательно сложился к 1657 году. В последующем Тетерю часто привлекали к дипломатическим переговорам, к которым у него обнаружился большой талант.

Попробовал себя Тетеря-Моржковский и на военном поприще. В 1651 году он был одним из руководителей казачьей осады крепости Каменца-Подольского, а в 1653-м стал полковником Переяславского полка.

Кременец-Подольская крепость
Кременец-Подольская крепость

По иронии судьбы именно Тетере, недолюбливавшему Москву, выпала обязанность вести с ней переговоры о заключении долгосрочного союза. Для этого ему пришлось несколько раз посетить стольный город Московского царства и даже некоторое время провести при дворе царя Алексея Михайловича. После смерти старшего Хмельницкого он приложил много усилий, чтобы гетманом избрали сына великого казачьего предводителя Юрия.

Любопытно, что в это время Тетеря был связан родственными узами ещё с одним авантюристом схожей с ним судьбы Иваном Выговским. Он был женат на его родной сестре, которая умерла в 1657 году. Тем не менее после избрания Выговского гетманом отношения двух шляхтичей не задались, так как Тетеря сам претендовал на высокие посты в казачьей старшине.

После смерти Богдана Хмельницкого при казачьем стане крепли пропольские настроения. Новые гетманы один за другим обращались к польскому королю с тайными предложениями о вассалитете. Одним из главных переговорщиков являлся наш герой, который в свое время предал Речь Посполитую. Но поляки, кровно заинтересованные в разрыве казаков с Москвой, закрыли глаза на его прошлую измену.

Как известно, после впечатляющего разгрома Юрия Хмельницкого Малороссия раскололась на правобережную и левобережную части, а Тетерю в 1662 году избрали гетманом Правобережья. Польские власти надеялись, что талантливый дипломат сможет убедить казаков совместно выступить против Москвы. Расчет Речи Посполитой оказался ошибочным, Тетере не удалось добиться впечатляющих успехов. Впрочем, неприятностей Московскому царству он доставил великое множество.

Самым характерным в биографии Тетери стал осенне-весенний поход 1663-64 гг., когда союзные казачье- польско-татарские силы попытались захватить Левобережье. Первоначально всё складывалось для Речи Посполитой хорошо, однако внезапно вспыхнувшее в тылу восстание перечеркнуло грандиозные планы. Ещё несколько лет гетман пытался переломить ситуацию в свою пользу, однако в последующем утратил к делу интерес и даже покинул пределы Правобережной Малороссии.

Несколько лет бывший шляхтич провел в коренной Польше, пытаясь вернуться к доказачьей жизни и снискать расположение бывших соотечественников. Не удалось: поляки прекрасно помнили измену Моржковского и его опосредованное участие в погромах шляхетских имений во время восстания. С приходом к власти Михаила Вишневецкого на Тетерю начались форменные гонения, а потом он вообще был изгнан из государства. При этом было конфисковано и всё его имущество в Речи Посполитой.

В этой ситуации обиженный гетман (он всё еще так себя именовал) пошел на очередную измену, гораздо хуже предыдущих. Он предложил свои услуги турецкому султану Мехмету IV, намеревавшемуся завоевать Малороссию. К счастью, очередное предательство не удалось, при загадочных обстоятельствах Тетеря умер в 1570 году. Вероятнее всего, поляки отравили бывшего подданного, опасаясь его влияния на казаков Правобережья.

Украинская почтовая марка с изображением Павла Тетери
Украинская почтовая марка с изображением Павла Тетери

Можно ли назвать Тетерю-Моржковского выдающейся личностью? Определенными талантами он безусловно обладал, однако при этом отличался беспринципностью и коварством. Сложно сказать, имел ли этот человек какие-то твёрдые взгляды или руководствовался сиюминутными соображениями. Одно можно утверждать точно: Тетеря был сыном своего века и довольно типичным представителем Гетманщины. Как и многие другие лидеры казачьей верхушки, он легко предавал друзей и предлагал свои услуги врагам. В связи с этим решение Екатерины II, ликвидировавшей казачью автономию, было вполне логично: Россия не могла более полагаться на переменчивых нравом казаков, вступая в грандиозное противостояние с Османской империей. Под непосредственным руководством Петербурга казаки больше столетия верно служили России и совершили множество подвигов. Вряд ли подобное было бы возможно при существовании Гетманщины.

Аркадий ВЕРТЯЗИН