ФОТО: АНТОН КАРДАШОВ / АГН «МОСКВА»

«Болонки» больше в России нет, вместо неё будет новая, национальная система образования. Большие парламентские слушания о стратегии развития высшей школы анонсированы на 27 июня. Общественность встревожена. ЕГЭ отменяют или всё-таки нет? Бакалавриат с магистратурой останутся? А что со специалитетом? Многие ждут возврата к советской системе образования со специалитетом, но правительство непреклонно: к советской школе полностью мы не вернёмся. А на днях Вячеслав Володин вообще заявил, что высшая школа нашей страны в будущем может учесть опыт царской России. О чём же могла идти речь?

Поколения недоучек

Петербурженка Ирина А. работает риелтором и сейчас находится на грани отчаяния. Рынок встал, жить скоро будет не на что. Надо искать альтернативу. Вообще по образованию девушка экономист, но так уж в своё время сложилось, что после бакалавриата поступать в магистратуру не хватило времени и денег, так что на рынке труда она оказалась неконкурентоспособной.

Сначала я думала – достаточно просто «вышку» получить. Получила. Поработала бухгалтером в небольшой фирме, потом учредитель начал урезать расходы, от моих услуг отказались – оставили только главбуха. Потом многие вообще стали обращаться к аутсорсинговым компаниям, рынок для таких недоучек, как я, схлопнулся. И я занялась недвижимостью. До недавнего времени на хлеб с маслом хватало, но сейчас, после начала спецоперации, рынок просто встал. И я не знаю, что делать. Страшно, накопления заканчиваются. Куда идти? Квалификации не хватает, опыта тоже,

– поделилась печалями Ирина.

Сколько жителей России младше 35 лет работают по профессии, на которую учились? Как показало исследование рекрутинговой компании HeadHunter, таких чуть больше половины. Скольким удалось доучиться в магистратуре и стать достаточно квалифицированным специалистом на старте? Вопрос риторический.

Одной из главных ловушек Болонской системы для России стала предустановка на то, что бакалавриат будет преимущественно бюджетным, а магистратура – на 80% платной.

Фактически мы тогда подписали развитию страны приговор, готовили поколения недоучек. Оплатить обучение в магистратуре мало кто способен. Да и необходимости люди не видят. И в результате на первом этапе всё образование человека заканчивается. Специалитет позволил бы решить эту проблему, но везде ли он необходим?

Родом из монастырей

Сейчас в связи с отказом от Болонской системы высшей школы активно муссируется реформа образования. Самый стройный хор голосов звучит, разумеется, в защиту возвращения к советской школе. Внезапно появились новые вводные: Вячеслав Володин заявил, что высшая школа России может взять на вооружение наработки царской России.

Совершенно не исключено, что спикер Госдумы имел в виду то, чего многие русские люди так опасаются: сохранения двухуровневой схеме высшего образования. Как минимум – частично.

Как рассказал Царьграду президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук и международного права Сергей Комков, как таковое разделение образования на бакалавриат, магистратуру и аспирантуру (с последующим повышением научного статуса) придумали вовсе не для Болонской системы. Оно существовало в России, как и в Европе, ещё до революции 1917 года.

Первые европейские и русские университеты создавались при монастырях. И обучение там строилось по двухуровневой системе. Первая ступень, так называемый бакалавриат – квалифицированные чтецы священного писания, люди, которые умели грамотно и толково его читать и изучали некоторые основы философских знаний и наук, связанных с ним. Вторая ступень – магистры – специалисты, толковавшие священное писание и на основании своих толкований умеющие писать трактаты.  Потом появилась третья ступень – те, кто должен обучать и первых, и вторых. Они становились докторами, профессурой, получали высшую учёную степень. Трёхуровневая система была сформирована ещё при Российской Империи. И когда у нас в России был учреждён Московский государственный университет, там действовала именно такая система обучения,

– рассказал Сергей Комков.

Позже, когда появилась потребность в экономическом развитии и рывке, высшая школа начала развивать инженерные специальности. В рамках университетского образования появились соответствующие курсы – это были первые зачатки специалитета. По мнению Комкова, сегодняшний спор о Болонской системе лишь косвенно связан с двух- и трёхуровневым высшим образованием. Для начала стоит понять, откуда растут у этой системы ноги.

Всё началось с потребности самой Европы согласовывать между собой образовательные системы разных стран. Например, во Франции и Италии обучали специалистов по приготовлению вин. А в той же Швеции они просто не нужны, потому что там нет виноделия. Где-то есть металлургия, а где-то её нет. И когда в Болонье в 1999 году собрались представители европейского сообщества, речь шла о согласовании этих учебных планов и программ для возможности учитывать дипломы при переходе и переезде студента или специалиста из одной страны в другую.

Белая ворона

Для России в Болонской системе приготовили особую роль.

Мы почему-то решили, что если войдём в Болонское соглашение, то автоматически все свои программы и учебные планы согласуем с Европой. Но процесс, мягко говоря, затянулся. Была создана специальная межправительственная комиссия, она долго что-то там изучала и готовила, но так ничего и не согласовала. И несмотря на это в 2003 году мы подписали это соглашение. Но по факту наши дипломы как не признавались, так и не признаются до сих пор,

– обрисовал суровую правду Комков.

Нужна ли России двухуровневая система? Смотря о каких профессиях идёт речь. Например, для философов, юристов, историков, богословов она, по мнению профессора Комкова, вполне годится. Но совершенно исключена для тех, от чьей работы здесь и сейчас зависит будущее страны. Например, для учителей, медиков, инженеров, специалистов в области космоса – они должны освоить свою специальность цельно, с первого по последний курс.

Ещё одно серьёзное заблуждение, в которое впадают руководители страны: они считают, что планы по подготовке кадров можно согласовать с работодателями. Но работодатели сами порой не понимают, какого уровня специалисты им нужны. Кроме того, они сами часто довольно низкоквалифицированные специалисты с единственной задачей: получить прибыль любыми средствами. Как можно больше и как можно быстрее. Менее квалифицированный работник хуже оплачивается? Значит, прибыли будет больше. О последствиях они редко задумываются,

– поделился мнением Комков.

Спецоперация России на Украине помогла реализовать то, что раньше казалось невозможным: выйти из Болонской системы. Каким станет новое национальное образование? Как оно учтёт опыт царской, советской, современной России, как интегрирует этот опыт в образование будущего? Сергей Комков уверен: формирование новой образовательной системы нельзя поручать только чиновникам и депутатам.

Надо спокойно собрать наконец-то научное и профильное сообщество и провести Образовательно-педагогический научный съезд, который не собирался со времен СССР, хотя потребность в нём назрела давно. И на этом съезде у специалистов – ведущих педагогов, ректоров, экспертов в области подготовки профессиональных педагогических кадров и вообще кадров – спросить их мнение. Не у чиновников, при всём моём к ним уважении. И не у депутатов. А у профессионалов. И разработать чёткую позицию о том, как это всё выстроить грамотно. У нас есть мощные, серьёзные силы, которые смогли бы сформировать совет – везде в Европе все эти вопросы решают профессионалы, а не чиновники. И это тоже своего рода имперский опыт, когда у научного и педагогического сообществ была значительная самостоятельность в плане проработки своих дальнейших планов,

– резюмировал собеседник Царьграда.

Что с того?

Уход от Болонской системы – огромная победа и прорыв для России. Это и независимость от мнения по поводу образования в России европейских чиновников. И возможность выстроить собственную национальную систему подготовки кадров. Ту, которая нужна именно нашей стране, а не некоему международному сообществу. Эта система позволит достойно общаться, взаимодействовать нашим научным сотрудникам с коллегами из других стран. И самое главное, уход от Болонской системы позволит решить проблему утечки мозгов за границу.

Потому что ценных кадров государство обучает и воспитывает для себя. Главное – делать это осмысленно. Хорошо, качественно и на перспективу.

АНАСТАСИЯ АНТОНОВА