Украинское правительство упорно и безрезультатно ищет способы преодоления топливного кризиса. Один из недавних шагов – отказ от государственного регулирования цен на горючее. По мнению министра экономики Юлии Свириденко, это поможет операторам рынка насытить его необходимым ресурсом и позволит закрепить предельные цены на дизтопливо и бензин. Решение вызвало полярные оценки: от «победы спекулянтов» до «мудрого шага правительства». Но проблему с топливом так и не решило. Своим мнением о том, что мешает очередной «перемоге» власти, поделился в своем telegram-канале директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн.

По его словам, главная причина дефицита горючего в Украине – отсутствие достаточного объема поставок из Европы, которая сама сейчас испытывает дефицит топлива. «К примеру, Польша – наш главный партнер – должна искать для себя по импорту 7 млн.т. дизтоплива и бензина в год. Это даже больше, чем все наше прогнозное потребление в послевоенный период», – говорит бизнесмен, обращая внимание на то, что Украина – первая страна Европы, лишившаяся российских энергоносителей. И теперь на собственном опыте украинцы убеждаются, как сложно было европейцам принять решение об эмбарго. Ни одна страна Европы, говорит Куюн, не имеет опыта 100% переориентации на новые источники снабжения, поэтому, Украина оказалась перед серьезными вызовами. «С ресурсами мы определились, даже их законтрактовали, но теперь не можем довезти горючее из европейских портов, НПЗ, нефтебаз на Украину. И это еще одна большая проблема», – отмечает бизнемен. Для того, чтобы решить этот вопрос, необходимо время – минимум два-три месяца. Но это при условии обеспечения безопасной транспортировки, чего опять-таки, никто не может гарантировать во время военных действий.

Но из любой ситуации есть выход, говорит Сергей Куюн. И предлагает заполнить рынок встречным методом – ограничением потребления. Ведь никто не станет отрицать, что в условиях ажиотажа автолюбители бросились скупать топливо, заполняя им не только баки машин, но и все имеющиеся в наличии емкости. Здесь с автором публикации можно поспорить: в постсоветских странах у населения выработался рефлекс на дефицит. И никакие ограничения не остановят желание человека сметать с полок товар, чтобы закупиться впрок. Как показала ситуация с бензином, после того, как некоторые заправки ограничили продажу до 10 литров в бак, активизировались «решалы», предлагающие свою помощь, и спрос на топливо вырос в несколько раз. Граждане быстро стали трейдерами – весь OLX занялся продажей талонов на горючее.

В Кабмине понадеялись, что как только поставки из-за границы наладятся, проблема рассосется. Но после того, как министр экономики Юлия Свириденко лично побывала в Варшаве на «дизельных» встречах с союзниками, оценка перспектив, судя по всему, изменилась. «По понятным причинам правительство не хочет называть вещи своими именами, но тяжелое решение об отмене госрегулирования (даже временное, на два-три месяца) преследует цель сбить спрос. Прямой и спекулятивный. Расчет на очереди себя не оправдал, потому перешли к следующему шагу», – комментирует шаги власти Сергей Куюн. И дает совет правительству – не создавать лишние ожидания и объяснить населению, что Украина столкнулась с необходимостью совершить невозможное – изменить энергетический рынок мира, развернув потоки углеводородов с Запада на Восток.

Чтобы навести порядок в топливной сфере, говорит Куюн, нужно вернуть акцизы. И решать проблему не за счет высокой наценки, а за счет налогов. Например, человек покупает бензин за 70 гривен, понимая, что 15-20 из них пойдет на восстановление страны. А параллельно с этим, советует бизнесмен, нужно методично работать над развитием транспортных коридоров. При этом, пора признать, что Польша и Румыния не обеспечат требуемый объем. Значит, нужно искать новых партнеров в Западной Европе и прокладывать пути из Средиземного моря. Но самое главное, говорит Сергей Куюн, правительство должно наконец-то научиться говорить людям правду и не бояться объявить своим гражданам, что легко с топливом уже не будет. Как минимум, до окончания войны.

Александр Крыжановский