ФОТО: TATOHRA, ALEX ATIBA/SHUTTERSTOCK.COM

Экспансия Константинопольского патриархата против православного славянства продолжается. Вслед за вторжением в 2018 году на каноническую территорию Русской Православной Церкви на Украине и созданием националистической лжецеркви ПЦУ Фанар вторгся на каноническую территорию Сербской Православной Церкви, признав так называемую «Македонскую церковь» – раскольническое сообщество, возникшее ещё в 60-х годах прошлого века в «титовской» Югославии.

В последние месяцы даже у многих прежде далёких от политики русских людей раскрылись глаза на то, что конфликт России и Запада – не сиюминутные политические и экономические игры, но многовековое цивилизационное противостояние, самая настоящая борьба на уничтожение. Борьба, ведущаяся с одной стороны, поскольку Россия никогда не покушалась на идентичность и ценности своих соседей.

Соседи же, со времён нашествий крестоносцев на Ромейское Царство (Византийскую Империю) в 1204 году, а несколькими десятилетиями позднее и на Северо-Западную Русь (где знатно получили «по зубам» от святого благоверного Великого Князя Александра Невского), постоянно стремились навязать Христианскому Востоку не только свою власть, но и веру. Или, как сегодня, леволиберальное безбожие на грани сатанизма. Активно используя при этом всевозможные пятые и шестые колонны, одной из которых в новейшей истории стала бывшая православная Константинопольская (по сути, Стамбульская) церковь, ещё в XX веке оказавшаяся политической служанкой Запада.

Немакедонская неправославная нецерковь

Первый русский телеканал Царьград на протяжении нескольких лет подробно излагал предысторию и детали вторжения Константинопольского патриархата (Фанара) на каноническую территорию Русской Православной Церкви на Украине. А ровно два года назад довольно точно спрогнозировал, что следующим объектом экспансии станет бывшая югославская Республика Северная Македония, канонически относящаяся к Сербской Церкви, но уже на протяжении многих лет пребывающая в расколе.

И вот это случилось: 9 мая (!) 2022 года Константинопольский синод «подробно обсудил церковный вопрос Скопье и оценил на заключительном этапе прошение, поданное этой церковью Матери-Церкви, а также прошение государства Северная Македония». В итоге постановив «принять в евхаристическое общение иерархию, духовенство и народ церкви при архиепископе Стефане, исцеляя рану раскола и предоставляя «масло и вино» для ран наших православных братьев и сестер».

Напомним, «Матерью-Церковью» сегодняшний Стамбульский Фанар, уже давно являющийся лишь бледной тенью (если не кривым отражением) былого Вселенского Патриархата с центром в Царьграде, столице Великой Христианской Империи, считает самого себя в отношении всех остальных Православных Поместных Церквей. А столь «возлюбленный» им македонский раскол назван не «Македонской Церковью», а «Охридской» – из банального греческого национализма, не признающего за славянами права даже на самоназвание «македонцы».

Но что же за «церковь при архиепископе Стефане», именующая себя «Македонской православной церковью», признана и принята в общение Фанаром? Речь о раскольнической структуре, отколовшейся от Церкви Сербской ещё в 1960-х годах (с одобрения коммунистических властей этой, на тот момент югославской, республики).

Более полувека Сербский Патриархат пытался решить македонский вопрос в канонических рамках, однако местные раскольники все эти годы делали всё, чтобы не допустить служение канонических православных клириков на территории Македонии (с недавних пор переименованной в Северную Македонию). Так, глава автономной македонской Охридской архиепископии (канонической части Сербской Церкви) архиепископ Охридский и митрополит Скопийский Иоанн (Вранишковский) несколько лет провёл в тюремном заключении только за то, что совершал православные богослужения в македонских храмах.

В последние годы, в значительной степени благодаря миротворческой деятельности Русской Православной Церкви, македонские власти ослабили давление на каноническое православное духовенство, однако ситуация оставалась непростой. Так, в 2019 году Священный Синод Сербской Православной Церкви в своём заявлении отметил следующее:

Остаётся сложным состояние нашей автономной Охридской митрополии в Северной Македонии, где в настоящее время нет прямых гонений на архиепископа Иоанна, епископов, клириков, монахов и верующих, но над их головой постоянно висит Дамоклов меч нового судебного преследования. Несмотря на это, наша Церковь по-прежнему готова к диалогу с тамошней Церковью, которая на протяжении десятилетий пребывает в расколе. Сербская Церковь выступает за решение проблемы на канонической основе.

Свои предложения по каноническому решению македонского вопроса несколько лет назад предлагала Болгарская Православная Церковь (как известно, болгары с македонцами в этническом и культурно-языковом отношениях очень близки). Однако эти попытки на Фанаре были приняты в штыки: в феврале 2018-го Константинопольский синод объявил их «антиканоническими». И это было сделано отнюдь не в интересах Сербской Церкви, но исключительно ради восточно-папистских амбиций Фанара, из горделивой самоуверенности, что только Константинопольский патриарх имеет право разрешать подобные межцерковные конфликты.

Справедливости ради нужно признать, что Македонский раскол, в отличие от бандеровской ПЦУ или, например, карликовой сербофобской секты «Черногорская православная церковь», является религиозной организацией большинства македонцев. Но это ни в коем случае не оправдывает антиканоническое положение «Македонской православной церкви». И уж точно не даёт никакого права Фанару предоставлять ей автокефальный статус.

Антихристианская политическая авантюра

По сути, 9 мая патриарх Варфоломей повторил свою украинскую авантюру, взяв под свой контроль македонских раскольников. Нанеся очередной удар по православному славянству и всему каноническому Православию, с одной стороны, в угоду постхристианскому Западу, а с другой – из собственных греко-националистических горделивых амбиций. Столь же далёких от христианского понимания церковности, как леволиберальное безбожие.

При этом Фанар явно не оставляет «за скобками» и черногорский вопрос. Подтверждение тому – слова одного из архитекторов лжецеркви ПЦУ, недавнего константинопольского «экзарха» на Украине архиепископа Даниила (Зелинского). Этот персонаж, в своё время перешедший в Константинопольский патриархат из греко-католического униатства, несколько лет назад в своём интервью Би-би-си недвусмысленно заявил:

Я поддерживаю тезис о том, что у каждого народа, желающего иметь свою православную церковь, должно быть право её учреждать и просить её признания другими православными церквами. В том числе, если речь идёт о Македонии и Черногории.

И сейчас, когда Православную Черногорию в политическом отношении снова штормит, эта опасность вновь актуализировалась. Так, совсем недавно черногорским премьер-министром стал леволиберал-западник албанского происхождения Дритан Абазович. При этом в той же Северной Македонии почти половину (10 из 21) министерских портфелей уже получили представители албанского меньшинства. Пока что меньшинства.

К слову, официально албанцев в этой бывшей югославской республике примерно столько же, сколько русских в Казахстане, Эстонии и Латвии. Вот только Россия за последние 30 лет ничего не смогла сделать, чтобы в этих постсоветских республиках русские получили паритетное представительство в органах власти. А албанцы в Северной Македонии смогли. Причём не просто паритетное, а сверх того.

И если так пойдут дела, то уже в ближайшие годы, максимум десятилетие-другое, в этой республике власть станет албанской, славянское же население окажется в меньшинстве. И тогда сегодняшние действия Фанара на территории бывшей Югославии выглядят уже не только антиправославными, но и откровенно антихристианскими.

Что с того?

Русская Православная Церковь пока официально не отреагировала на произошедшее. Комментарии же представителей Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата сводятся к тому, что македонский церковный вопрос – исключительная прерогатива Сербской Церкви. И это абсолютно верно. Однако в сложившихся обстоятельствах вполне резонно не просто в очередной раз осудить действия Константинопольского патриархата, но чётко и желательно соборно поставить вопрос о его каноническом, а точнее – антиканоническом статусе.

Да, ещё в 2018 году Русская Церковь разорвала отношения с Фанаром. Но в итоге большинство Поместных Православных Церквей восприняли это исключительно как двусторонний конфликт. Хотя и в большинстве своём не признали украинской лжецеркви ПЦУ. Сегодня же для всех, кому дорого каноническое Православие, выбора не остаётся. Или либерально-обновленческий (по сути, даже не раскольнический, а еретический) путь Константинопольского патриархата, либо – верность Христу и Его Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Третьего не дано.

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ