ФОТО: АЛЕКСАНДР АВИЛОВ / АГН «МОСКВА»

Тысячелетняя Россия освобождается от удушающих оков глобализма и рвётся на простор своего суверенного и уникального цивилизационного развития. Это удивительное, сверхъестественное ощущение странным образом объединяет сегодня всех, кто болеет за Россию. Нашей стране нужен прорыв во всех ключевых областях социальной и хозяйственной жизни. Он назрел, он необходим. Осталось только взяться за дело. Всем, каждому на своём месте. Формальный старт такому прорывному движению уже дан. Президент России Владимир Путин подписал указ об объявлении в России 2022–2031 годов десятилетием науки и технологий.

В целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны, учитывая результаты, достигнутые в ходе проведения в 2021 году в России Года науки и технологий, постановляю объявить 2022–2031 годы в России Десятилетием науки и технологий,

– говорится в президентском указе. С этим предложением Путин выступил ещё в феврале. Соответствующее поручение глава государства дал по итогам совместного заседания Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию, которое состоялось в конце декабря 2021 года. Думается, настал момент, когда нужно обозначить приоритетные направления прорыва и приоритетные проблемы, без немедленного решения которых никакого прорыва не будет. 

Уникальная цивилизация

Осталось только надеяться, что эта насущнейшая работа не уйдёт водой в песок. А опасность есть. Горизонт работ довольно далёк – десять лет. И это обстоятельство может успокоить наше чиновничество: мол, за десять лет много воды утечёт, и через десять лет никто уже об этом не вспомнит и ни за что не спросит. Кто этим сегодня будет заниматься? То самое чиновничье сословие, которое в лучшем случае боится своей тени, а в худшем… Ну, вы сами знаете. Мы, народ России, каждый на своём месте, должны взяться и тянуть Россию вперёд, толкать в будущее её изо всех сил.

До настоящего времени – положа руку на сердце – никто в стране не знал, куда мы идём. Теперь, когда после начала специальной военной операции на Украине между Россией и «цивилизованным» сатанинско-содомским миром пролёг непреодолимый водораздел, стала вырисовываться наша национальная стратегия. Этот процесс обусловлен ходом истории и потому объективный. Национальная стратегия обнаруживает себя, даёт о себе знать как будто бы даже без нашего участия, как предписанное России указание свыше следовать по определённому пути. Она ещё не чёткая, эта национальная стратегия, будто подёрнутая некой дымкой. Но её общие контуры видны и понятны. Если рисовать её без деталей, широкими мазками, она заключается в сохранении и развитии уникальной 1000-летней многонациональной цивилизации, основанной на традиционных духовных и культурных ценностях населяющих Россию народов и, прежде всего, русского народа. И теперь, видя это, мы сами должны созидать то будущее России, в котором, как мы хотим, наша страна должна жить.  

Горизонты планирования

Возникает вопрос: где это будущее, как далеко мы можем и должны планировать? В какое будущее мы смотрим? В завтрашний день, в будущее через два-три года? Нет, нам нужно видение будущего на десятилетия вперёд. Учредитель Царьграда Константин Малофеев в одном из своих интервью заметил:

Мы должны понимать, какую страну мы строим, в какую сторону мы идём. Мы – великая страна. У великой страны должна быть великая цель.

Малофеев

УЧРЕДИТЕЛЬ ЦАРЬГРАДА КОНСТАНТИН МАЛОФЕЕВ. ФОТО: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД

Мы должны научиться планировать на десятилетия вперёд. Тогда мы сможем легко прогнозировать, что нам делать в следующем году. И в этом смысле объявленное Путиным десятилетие науки и технологий отвечает задаче долгосрочного планирования. Но нужно смотреть ещё дальше, планировать на 50-100 лет. Слишком далеко? Отнюдь. Понимая далёкую цель, мы разобьём время на десятилетки и уже известные по советскому периоду нашей истории пятилетки, ставя промежуточные цели, назначая ответственных и регулярно спрашивая с них за выполнение задачи.

А как иначе? Просто объявить о некоей десятилетке и забыть о ней уже через месяц, потому что у кого-то близка пенсия, кто-то ждёт перевода на другую работу, кто-то не привык работать на результат, а кто-то просто струсил? Каждая задача должна ассоциироваться с конкретной фамилией, у неё должен быть срок реализации. Вот тогда и будет прорыв на нужных направлениях.

Итак, надо планировать на десятилетия. И глядя в это будущее, пусть и далёкое по меркам одной человеческой жизни, можно чётко сказать, что является приоритетом нашей политики сегодня.

Сохранить и преумножить народ

Нашим основным вызовом является демографическая пропасть, на дне которой мы реально находимся. Мы огромная страна с несметными богатствами. И мы не можем себе позволить, чтобы на этой гигантской и богатой территории жили нынешние 146 миллионов человек, численность которых постоянно сокращается. С такими темпами вымирания через 10-15 лет нас станет ещё меньше. А через полвека едва ли останется половина от нынешнего населения. При этом в соседних странах население растёт в арифметической прогрессии. Через полвека нас будут окружать страны с миллиардным населением, которое будет нуждаться в земле для сельхозпроизводства, в чистой воде, в энергии, которой у нас много, и в природных ресурсах. За всем этим добром они придут к нам.

Демография должна быть поставлена во главу угла.

Вопросы демографии должны стать главным правилом нашего стратегического планирования. Это означает, что никакие нормативно-правовые акты, никакие законы, никакие подзаконные акты не должны приниматься без демографического обоснования, так же, как сейчас происходит с экономическим обоснованием,

– говорит К. Малофеев. Это то конкретное изменение в политике государственного управления, тот прорыв, без которого нам не переломить катастрофическую демографическую ситуацию.

Вернуть мораль и нравственность

Возвращение морали и нравственности в нашу жизнь – задача, тесно связанная с народосбережением и обусловливающая его. Как этого добиться? В странах Европы платятся большие деньги на рождение ребёнка, многодетным семьям. Однако там происходит спад рождаемости. А в религиозных государствах, например, в мусульманских бедных странах идёт рост рождаемости. Это означает, что только материальным стимулированием мы не остановим наш демографический спад. Только возвращение религиозной веры в нашу жизнь может остановить эту тенденцию.

Мораль и нравственность – эти категории должны появиться в официальном государственном языке. Они должны стать основой государственной культуры. Они должны лежать в основе государственного финансирования культурных проектов, которые смогут получать государственные средства только в том случае, если они пропагандируют здоровый образ жизни и традиционную семью. Многодетные семьи, ранние браки – всё это должно не сходить с наших экранов,

– считает К. Малофеев.

Экономика рабочих мест

У нас должна быть создана экономика рабочих мест. Мы должны прекратить считать капитализацию или эффективность того или иного производства для капиталиста, для работодателя, для государственной корпорации. Нас это должно интересовать в последнюю очередь. В первую очередь нас должно интересовать, сколько рабочих мест создаёт тот или иной бизнес. И именно на поддержку такого бизнеса должна быть направлена вся мощь государственной машины. Беспроцентные кредиты, субсидии, льготы, налоговые и таможенные послабления – всё что угодно должно быть направлено в помощь бизнесу, который создаёт рабочие места.

Образование – основа будущего

Мы должны коренным образом переделать всю систему нынешнего среднего и высшего образования. Это абсолютный приоритет, поскольку именно через образование детей и молодёжи мы передаём им нашу страну в том самом виде, в котором она должна сохраняться и развиваться.

Насущные проблемы образования касаются совершенно практических вопросов. Что касается среднего образования, то в первую очередь надо решить вопрос с ЕГЭ. Его надо либо отменить, либо сделать лишь одной из оценок, наряду с аттестатом. И обязательно вернуть в школу оценки по поведению. Невозможно воспитывать детей, если нет оценки по поведению.

Надо исключить дистанционное компьютерное обучение. Ни один дистанционный эксперимент не дал нигде положительных результатов. Это просто оболванивание ребёнка, пришедшее с Запада. Нам надо перестать считать себя колониальной страной, в которой нам могут навязывать, каким образом нам воспитывать собственную интеллектуальную элиту. Мы сами должны этим заниматься.

Надо похоронить в русской земле Болонскую систему. Это и будет реальный прорыв в нашем образовании. Надо выйти из всего того, что нам навязывал Запад с конца 90-х годов. Надо выйти из всех западных рейтингов. Вся наша система образования нуждается в возвращении к нашему традиционному опыту, который был накоплен ещё до 1917 года и на котором была основана советская система среднего и высшего образования.

Система высшего образования должна иметь вузы прикладные и фундаментальные. Прикладные вузы должны стать наследниками современных колледжей, техникумов или дореволюционных училищ, и за два-три года готовить людей к работе по конкретным профессиям.

В фундаментальном же вузе срок обучения может быть от 4 до 9 лет, в зависимости от специальности, как у врачей, например. И поступать туда абитуриенты должны по настоящему конкурсу, с настоящими вступительными экзаменами. Это будут реальные инженеры, врачи, учёные, которым нужны огромные знания до того момента, как они сумеют приносить пользу по своей специальности.

Таких фундаментальных вузов должно быть 10 процентов от сегодня существующих. Все остальные, включая коммерческие, которые являются рудиментом социальной несправедливости 90-х, должны заниматься только прикладным образованием.

При этом фундаментальные вузы должны быть только бесплатными, потому что там должны обучаться только лучшие студенты. Не те, у кого денег больше, а кто лучше. Именно такие выпускники нужны экономике,

– считает К. Малофеев.

Духовые ценности – со школьной скамьи

Некоторое время назад Царьград разработал изменения в законодательство Российской Федерации об образовании. В перечне этих изменений – обеспечение права граждан России на получение их детьми общего образования в государственной и муниципальной школе с учётом их религиозных убеждений и на добровольной основе. Это касается того, с чего мы начали эту статью – сбережения и прироста населения. Совершенно очевидна потребность обеспечить адекватные возможности изучения религиозных культур народов России, духовно-нравственное воспитание школьников на основе российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей их семей. А иначе как воспитать ребёнка, чтобы он разделял всё то, о чём написано выше? Об этом должно заботиться государство, а не только родители. Это тоже будет настоящим прорывом.

Подводя черту

Эта статья, конечно, не претендует на исчерпывающий перечень всех проблем и задач, которые требуют немедленного решения и самого пристального внимания со стороны власти и каждого из нас. И, естественно, мы не претендуем на истину в последней инстанции. Но нам думается, что изложенные в статье проблемы настолько очевидны и настолько насущны, что без их решения, без прорыва на этих направлениях многообещающий указ президента о десятилетии науки и технологий станет очередной бесплодной кампанейщиной. А Россия себе этого позволить не может. У нас нет времени на раскачку.

ИГОРЬ ПШЕНИЧНИКОВ