ФОТО: KISELEV ANDREY VALEREVICH, VIEWIMAGE / SHUTTERSTOCK.COM

На Западе комическому актёру Владимиру Зеленскому уже присудили титул «самого популярного политика Европы», попытавшись выдвинуть на Нобелевскую премию мира. Сериал «Слуга народа», принёсший комику не только экранную, но и политическую популярность на Украине, в президентской реальности обернулся многосерийным трагическим хаосом. Сегодня Зеленский хочет сыграть одновременно Сальвадора Альенде и Пиночета, Гамлета и Ричарда III. Но выходит лишь подлый «капустник» с кровавой подложкой. Однако в финале спектакля режиссёры уже заготовили для глупого героя красивую трагическую гибель всерьёз.

Карты, деньги, два ствола

В новейшей истории Украины комик Зеленский смог устроить для этой исконно русской земли такое «представление», которого не смогли потянуть ни жадный куркуль Порошенко, ни даже откровенный маньяк – «кровавый пастор» Турчинов. Не смогли, потому что истинного артистизма не хватало, да и саму пьесу западные режиссёры ещё не прописали. А тут всё сошлось в нужной точке – и популярный артист налицо, и трагикомедия с открытым финалом. Амплуа – не беда, его можно переписать по ходу действия.

Примечательно, что олигарх Игорь Коломойский, мнивший себя кукловодом паяца Зели, выведенного в первом акте на политическую сцену, не рассчитал, что спектакль окажется отнюдь не в его руках, а актёр возомнит себя героем всерьёз. Именно так, по меткому определению актрисы Марии Шукшиной, Зеленский стал «аватаркой Вашингтона», которого быстро сломали власть, гордыня и деньги.

ЗЕЛЕНСКИЙ БЫСТРО СТАЛ «АВАТАРКОЙ ВАШИНГТОНА». ФОТО: SHEALAH CRAIGHEAD/WHITE HOUSE/GLOBAL LOOK PRESS

Состояние Зели ещё в феврале этого года оценивалось в миллиард двести миллионов долларов. А за март, по некоторым сведениям, возросло чуть ли не вдвое. Но зелёные бумажки, как предсказано классиками, в условный час обратятся в конфетные обёртки, а президентский лимузин – в тыкву.

Из клоунов в «слуги народа»

А начиналось всё смешно и даже мило. По крайней мере для большинства публики, которая ценит невзыскательный юмор и комедийный жанр в современном прочтении. Весёлые хохмы команд КВН «Запорожье – Кривой Рог – Транзит» и «95-й квартал», где Зеленский стал капитаном, послужили стартовой площадкой для остроумного еврейского мальчика из Кривого Рога. Юмор, правда, зачастую был «ниже пояса», но «пипл хавал», причмокивая, – и в Киеве, и в Москве. Вообще КВН для политического и бизнес-старта в начале нулевых оказался очень даже востребован, что ярко характеризует эпоху.

ФОТО: PAVLO GONCHAR/ZUMAPRESS.COM/GLOBAL LOOK PRESS

Безудержное веселье закончилась, как часто водится, слезами. Но это позже. А пока юный Вовчик Зеленский набирал обороты. Как шоумен, продюсер и киноактёр. Писал сценарии для корпоративных вечеров и концертов. И одновременно получал первые роли в кино: эпизодическая в «Казанова поневоле», главная  – д’Артаньян в украинской стёбной версии «Трёх мушкетёров». А за этим ещё около пятнадцати проектов – ситкомы, ромкомы, сериалы. От харьковской «Милицейской академии» до «Слуги народа».

То есть от весёлого героя-любовника и ловкача – этакого украинского Фигаро – Зеленский дорос до президента Голобородько – «слуги народа». А между тем внедрился и в российскую киноиндустрию, сыграв главные роли в картинах «Ржевский против Наполеона», «8 первых свиданий», «Любовь в большом городе», ремейке «Служебного романа», спродюсировав комедийные сериалы «Папаши» и «Сваты». Некоторые из этих кино-бизнес-продуктов с треском провалились в прокате как, например, «Ржевский» или «Служебный роман. Наше время», другие, как «Сваты», что называется, «зашли». У игравших с Зеленским отечественных актёров складывалось о нём впечатление как о весёлом и лёгком партнёре, этаком остроумном пареньке. Правда, очень уж любящем деньги – готовым за них на любую роль.

Но вот этого паренька на волне успеха «Слуги народа» взяли, да и выдвинули в реальные президенты – в шутку, как сперва казалось многим. А потом взяли, да и избрали. Он ведь обещал закончить войну в Донбассе, перестать прессовать русский язык, договориться с Россией. Но за океаном, куда шоумен ездил на «смотрины», ему прописали другую роль, снабдив целой командой «тьюторов». Только вот не в меру наивные украинцы этого не знали, всё ожидая, когда с Банковой покажет себя «настоящий Голобородько».

ЗЕЛЕНСКИЙ В РОЛИ «СЛУГИ НАРОДА» ГОЛОБОРОДЬКО. СКРИНШОТ КАДРА СЕРИАЛА YOUTUBE.COM

Но жизнь – не кино. И псевдо-Голобородько начал с рвением исполнять роль, предписанную ему американскими кукловодами. А именно – не прекращая террор в Донбассе, славя Бандеру с Шухевичем, готовить большую войну с Россией. Точнее, конечно, не готовить, но играть роль «национального лидера» при настоящих распорядителях Украины, отдав американским и британским спецслужбам карт-бланш делать «что требуется». Немудрено, что из прежних приятелей-артистов в России, хорошо относящихся к нему, остались единицы. Столь же помрачённые, как и он сам.

Фарс с запашком серы

И здесь лёгкий жанр бурлеска с фарсом закончился, началось инферно. Человек с быстрым комбинаторным умом, Зеленский не мог не знать или хотя бы догадываться, что «варят» в американских биолабораториях и к какой тотальной зачистке готовят Донбасс. Наконец, как, используя украинское «пушечное мясо», англосаксы планируют нанести прямой удар по России. Более того, он в эту новую игру включился с актёрским упоением, заговорив вслух о возврате Незалежной ядерного статуса. И это уже было не «Остапа понесло» – паяц всерьёз вообразил себя мировым политическим деятелем, «равным Черчиллю», как говаривал старина Мюллер.

У профессиональных актёров есть специальные давно известные психометодики, дабы не «заиграться» – не начать переносить свои роли в обычную жизнь. С Зеленским, похоже, случилось психическое расстройство посложнее: он вошёл в чужие амплуа и начал пытаться в жизни играть не свойственные ему трагические роли – «спасителя нации», «крёстного отца», а то – благородного Сальвадора Альенде, окружённого фашистами.

ЗЕЛЕНСКИЙ ВОШЁЛ В ЧУЖИЕ АМПЛУА И НАЧАЛ ПЫТАТЬСЯ В ЖИЗНИ ИГРАТЬ НЕ СВОЙСТВЕННЫЕ ЕМУ ТРАГИЧЕСКИЕ РОЛИ. ФОТО: PRESIDENT OF UKRAINE/KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBAL LOOK PRESS

Явно «просев» в начале СВО, он ныне со «спецподдержкой» иностранных фармакологов как бы обрёл второе дыхание, начал пыжиться явно сверх своих сил. Хромакеи за спиной и декорации европейских парламентов уже мало помогают – роль провалена. Последняя его импровизация с переодетым Медведчуком, взятым в заложники, – «вашего парня», которого предлагается обменять на «наших парней» – это что-то из американского вестерна. Только с жалким и подлым оттенком.

Художественный руководитель Ярославского театра драмы имени Ф. Волкова, заслуженный артист России Сергей Пускепалис признался «Первому русскому», что говорить о Зеленском ему по-человечески «противно»:

Мне кажется, это был достаточно талантливый, характерный комедийный актёр. Но тут уже вряд ли уместно рассуждать о каких-то талантах. Речь идёт уже о старой дилемме – «гений и злодейство», которые, как мы помним по Пушкину, «две вещи несовместные». Пока Зеленский занимался своим делом и смешил людей, он был на своём месте. Но потом соблазнился ролью, которая ему никак не подходит. Да и не роль это вовсе. Парня использовали в своих целях, а он не смог отделить игру от жизни, главное от не главного. Поэтому, когда он как бы перенёс свой персонаж Голобородько в реальную жизнь, то начался ад. Я не берусь судить, какую из ролей он пытается сыграть сегодня. Он для меня ныне человек абсолютно отрицательный – инфернальный «Джокер». И этим всё сказано.

«Джокера» ждёт трагический финал

Повторим, все скидки на актёрство этого персонажа для нормальных людей давно закончились. Лицедейство, театральность густо залиты кровью жертв Бучи, Краматорска, Мариуполя. И это не клюквенный сок. То, что бывший комик санкционировал эту кровь и цинично перекладывает её на русскую армию, есть уже деяния настоящего, а не экранного злодея. Близко знающие Зеленского люди характеризуют его теперь не как былого «весёлого еврейского паренька», но как персонажа с чрезвычайно высоким самомнением, самовлюблённого, эгоистичного, капризного.

Да, возможно, его держат в искусственно созданном пространстве, докладывают откровенную туфту о «военных успехах» ВСУ, накачивают наркотиками. Но всё это не оправдывает его как человека, подписавшего контракт с дьяволом. Известно, как последний поступает со своими «контрактниками». И заигравшегося лицедея Зеленского, увы, ждёт неминучий личный трагический финал. Колосники уже подпилены, занавес снабжён динамитом, в суфлёрской будке сидит человек с ружьём. Жалости у зрителей представления к провалившемуся актёру, увы, не осталось.

Что с того?

Частная история актёра комического жанра Владимира Зеленского весьма печальна и поучительна для потомков. Безусловно, небезынтересна для будущих писателей и кинодраматургов. В своём роде приквелом к ней может служить фильм Иштвана Сабо «Мефисто» по роману Клауса Манна – история провинциального актёра из Гамбурга, пошедшего на сделку с нацистским режимом ради блистательной карьеры и славы. И если главного героя фильма Хендрика Хофгена в финале лишь символически ослепляют прожекторами, то его украинского последыша, скорее всего, просто и примитивно придавят какие-нибудь укоронацисты. Или «обнулят» британские спецагенты, переодетые в форму русских десантников. Они мастера на такие штуки.

Но, безусловно, жизнь и судьба отдельного Зеленского меркнет перед тем, что с его ведома или без ведома натворили (и ещё натворят) на земле Малороссии его адские кураторы. В схватке добра и зла, идущего на земле, актёрству нет места: маски сданы в реквизит, всё взаправду. А потому очень бы хотелось, чтобы кровавый комик дожил до грядущего Русского трибунала над укронацизмом и русофобией.

АНДРЕЙ САМОХИН