ФОТО: KARASEV VIKTOR / SHUTTERSTOCK.COM

Белоруссия получит на льготных условиях кредит в размере 500 миллионов долларов от России на возведение в порту Усть-Луга (Ленинградская область) терминала, предназначенного для экспорта своего хлоркалия за рубеж. Партнёрам по Союзному государству необходимо переваливать 12 миллионов тонн ежегодно. Пока обеспечить Минск такими мощностями наша страна не в состоянии. И хотя инициатива о строительстве нового терминала правильна, возникает вопрос: почему глава другого государства, пусть и дружественного, может добиться от правительства России кредитов на инфраструктуру, а отечественный бизнес нет?

Интервью президента Белоруссии Александра Лукашенко, которое он дал журналисту Владимиру Соловьёву, было полно всевозможных курьёзов. Глава белорусского государства в своей обыкновенной манере «отжигал», рассказывая о сыне Коле, которого тестируют специалисты из Академии наук, о том, что до сих пор не дождался звания полковника русской армии от нашего лидера, о «бесхребетном» Зеленском. В общем, зрелище неплохое. Однако меня, естественно, интересовала не эта словесная дымовая завеса, а мотор и сердце политики – экономика.

Отсель грозить мы будем Клайпеде

Как сообщает телеграм-канал «Незыгарь», Белоруссия запросит у России кредит в размере 500 миллионов долларов на строительство терминала калийных удобрений в порту Усть-Луга Ленинградской области. Завершить строительные работы планируется к 2024 году.

Сам Лукашенко подтверждает эту информацию. В интервью он сказал, что на данный момент пригодных терминалов в России нет, поэтому придётся создавать их с нуля.

Вы не сможете [перевалить] все 12 миллионов (тонн калийных удобрений в год). Не хватает мощностей портовых. Мы строим, предоставили нам площадку и прочее,

– заявил глава республики Владимиру Соловьёву.

В прошлой статье мы отдельно останавливались на проблеме отсутствия должной портовой инфраструктуры у России для полноценного переключения транзита. В том, что ситуация настолько плачевна, безусловно, виноваты либеральные монетаристы в экономическом блоке. В самых важных стратегических отраслях – зияющие дыры. Не хватает мощностей для наращивания экспорта угля в Китайскую Народную Республику, не то что для вывоза хлоркалия в дальнее зарубежье. Министерство финансов во главе с Антоном Силуановым решительно отказывается от инвестирования денежных средств в прорывные проекты, проводит не просто осторожную, а по-настоящему параноидальную макрофинансовую политику.

Главная причина того, что наше правительство скупо выдаёт кредиты для собственного бизнеса на развитие инфраструктурных проектов, является неуверенность в их окупаемости. То есть чиновники правительства, ответственные за инвестиции, не понимают, в какой степени надёжности те деньги, которые они раздают бизнесу. Вернутся ли эти деньги назад или нет? И кто выступит гарантом возврата тех кредитов, которые они выдают? Главное преимущество иностранцев состоит в том, что у них в части выдачи кредитов лучше налажена система оценки рисков при выдаче кредитов. Соответственно, иностранцы выдают кредиты под более низкие ставки. Тут ещё важно понимать, что чиновники ужасно боятся обвинений в коррупции. То есть они выдают деньги, которые затем не возвращаются, пропадают, а дальше чиновников обвиняют в том, что они эти деньги украли. Именно поэтому кабмин крайне осторожен в выдаче кредитов бизнесу без чётких гарантий возврата вложений,

– считает директор Центра социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве России Алексей Зубец.

Проект белорусского терминала политический, а потому «взлетит»

Что касается белорусского проекта, то он в данном случае является, можно сказать, безубыточным и гарантированным, по мнению эксперта. Потому что для этого проекта имеется поставщик, который будет обеспечивать загрузку терминала в Усть-Луге на многие годы вперёд с понимаемой отдачей данного проекта для России. Кроме этого, мы прекрасно понимаем, что терминал в Усть-Луге – это политический проект, консолидирующий русское сближение с Белоруссией и интеграцию двух экономик. Поэтому здесь экономические факторы окупаемости проекта не всегда находятся на первом месте. Поэтому Белоруссия получила деньги на строительство терминала (да и вообще РБ сильно должна России – более 8,1 миллиарда долларов, по данным Всемирного банка). А русские компании, не имеющие такой геополитической поддержки, могут оказаться без возможности получить такие кредиты.

Причина того, что Белоруссия получила деньги на строительство терминала, состоит в том, что это политический проект. Хотя, с точки зрения здравого смысла, наверное, надо было бы дать деньги на строительство этого терминала отечественной компании, которая потом договорилась бы о транзите белорусских удобрений через свои мощности. А в данном случае получается, что Россия строит терминал фактически за свои деньги и передаёт его Белоруссии. И при этом надо понимать, что доходы России от транзита белорусских грузов через терминал, который принадлежит Белоруссии, будут минимальными. Потому что управлять финансами своего проекта они будут самостоятельно. И делать они будут так, чтобы минимизировать платежи в русские бюджеты от транзита собственных грузов через территорию России.

Наверное, было бы лучше, если бы это была русская компания. Но здесь геополитические риски перевешивают. И кредит получает не она, а белорусская компания, что снижает возможности России пользоваться выгодами от этого проекта. Но и надо понимать, геополитические выгоды этого проекта, привязки Белоруссии к России не железные. Можно сказать, мы идём на этот проект, потому что это обеспечивает единство наших государств и невозможность Белоруссии отказаться от сотрудничества с Россией. И те, кто так думают, преувеличивают возможности России блокировать поставки белорусской продукции через другие каналы, если Лукашенко удастся завтра наладить отношения с Западом. Строительство терминала и сегодняшняя договорённость о транзите грузов через него не являются гарантией того, что эта традиция сохранится на неограниченное время. Всё будет зависеть от политической ориентации Лукашенко, которая, как известно, имеет свойство меняться,

– добавил Зубец.

Что с того?

Нам часто говорят: то, что Россия является сырьевой державой, – большая беда. Стыдно зависеть от экспорта природных ресурсов, нужно инновационное развитие. В то же время никаких конкретных рецептов, помимо популизма в стиле «не надо воровать», никто не даёт. Акценты, таким образом, смещаются не туда, куда следует. Наличие у нас огромных ресурсов – большой подарок Всевышнего. А главная беда в том, что мы этим подарком не пользуемся в полной мере. Надо всего лишь как минимум добыть и доставить продукт. Деньги на развитие добычи и строительство транспортной инфраструктуры есть, но средства почему-то складируются в резервах и сгорают бессмысленно и бесславно в огне инфляции.

А ведь можно было профинансировать расширение Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, строительство Северного широтного хода, вложиться в развитие Северного морского пути, который позволит сократить путь из Дальнего Востока в Европу сразу на 9000 километров, реализовать амбициозные проекты высокоскоростных магистралей Москва – Санкт-Петербург и Москва – Казань.

То, что белорусы построят, пусть и на наши кредитные деньги, терминал в Усть-Луге – это плюс. Как бы то ни было, строительство будет идти на территории Ленинградской области. И регион получит качественную инфраструктуру. В противном случае не построят ничего. Однако очень грустно осознавать, что главе другого государства, пусть и союзного, гораздо легче добиться от правительства России льготного кредита на возведение инфраструктуры, чем представителям отечественного крупного предпринимательства. Приоритеты у нас явно расставлены не так, как нужно.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ