Правление Александра I было золотым веком русского кругосветного мореплавания. Никогда прежде русские моряки так часто не бороздили воды океанов и северных морей, не совершали столько географических открытий.

Безусловно, одним из самых ярких событий в русской (да и в мировой) морской истории стало открытие нового континента — Антарктиды, которое совершили 16 (28 января) 1820 года русские шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

Карта Антарктиды с маршрутом экспедиции Беллинсгаузена – Лазарева
Карта Антарктиды с маршрутом экспедиции Беллинсгаузена – Лазарева

Пресловутый «Южный материк» долгое время оставался Terra incognita для европейских мореплавателей. Его поиски английскими, французскими и голландскими моряками не увенчались успехом. Джеймс Кук даже предположил, что, хотя существование континента является вероятным, но дальнейшие попытки его найти – пустая трата сил и средств. Это заблуждение предстояло развеять русским путешественникам.

Любопытно, что новый кругосветный проект с определённой целью поиска Южного материка был задумкой сразу многих русских мореплавателей. Среди них встречается имя кругосветного первопроходца – Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Между первым русским кругосветным плаванием и новой экспедицией прошло не так много времени – 17 лет. За это время флот приобрёл бесценный опыт в плаваниях, а сообщение между столицей Российской империи и её американскими владениями стало надежным и постоянным. Таким образом, наши моряки располагали широкой научной базой, которая и позволила им довести начатое дело до конца.

Русские моряки отчетливо осознавали, что их вояж будет сопряжён с многочисленными сложностями, ведь поиск нового континента нужно было вести в суровых погодных условиях. Поэтому экспедиция была должным образом обеспечена тёплыми вещами и подготовлена к плаванию в холодных морях.

Стоит сказать несколько слов о руководителях экспедиции.

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (Фабиан Готлиб Беньямин фон Беллингсгаузен) был остзейским немцем из русской Прибалтики. Русские немцы были в некотором роде уникальным явлением в русской истории. Потомки крестоносцев охотно поступали на государственную службу и становились настоящими патриотами России. Среди наиболее значимых имен – Крузенштерн, Врангели, Беллинсгаузен, Литке, Коцебу и другие.

Портрет Фаддея Беллинсгаузена
Портрет Фаддея Беллинсгаузена

Фабиан Беллинсгаузен не был исключением. В 1789 году он поступил в Морской корпус в Санкт-Петербурге, а уже в 1803 году принял участие в первой русской кругосветной экспедиции. После возвращения из плавания он некоторое время служил на Чёрном море, где командовал крупными судами. По отзыву Крузенштерна, Беллинсгаузен имел «редкие познания в астрономии, гидрографии и физике», а по таланту был равен только путешественнику Василию Головнину.

Что касается Михаила Лазарева, то он был на 10 лет младше своего коллеги, однако к моменту начала экспедиции успел достичь не меньших успехов. Более того, в 1813-1815 гг. он командовал фрегатом «Суворов», совершившим кругосветное путешествие в Русскую Америку и обратно. Таким образом, оба открывателя Антарктиды имели солидный опыт мореплавания в водах Атлантического и Тихого океанов.

Экспедиция отправилась в пусть 4 июля 1819 года под ликующие крики моряков и гражданских жителей Кронштадта. Незадолго до её начала руководители проекта были на аудиенции в Петергофе, где получили последние инструкции и напутствия императора Александра I.

Портрет Михаила Лазарева
Портрет Михаила Лазарева

Изначально эскадра состояла из четырех шлюпов – «Восток», «Мирный», «Открытие» и «Благонамеренный». Первым из них командовал капитан 2 ранга Беллинсгаузен, а вторым – лейтенант Лазарев.

Интересно, что, по крайней мере, на одном из кораблей были запрещены телесные наказания для нижних чинов. Так распорядился Фаддей Фаддеевич, который считал, что русского матроса нужно беречь. Подобные взгляды были тогда достаточно широко распространены среди русских морских офицеров, что неоднократно подчеркивается их морскими дневниками.

Первоначально путь экспедиции лежал в направлении Бразилии. Попутно корабли посетили Канарские острова, на которых запаслись свежей водой. 2 ноября 1819 года они прибыли в Рио-де-Жанейро. Там их приветствовал португальский король Жуан VI и знаменитый русский консул Григорий Лангсдорф (предпринимал географические экспедиции вглубь Бразилии)

Столица португальской Америки произвела на русских моряков двойственное впечатления. В дневнике Беллинсгаузена отмечены грязь и скотское отношение к чернокожим рабам. Как стоит отметить, остзейский барон был человеком весьма прогрессивных взглядов. В то же время некоторые другие участники экспедиции были впечатлены тёплым климатом и местной экзотикой.

К своей непосредственной задаче – поиску южного материка, русская эскадра приступила 22 ноября. При этом на юг отправились только 2 корабля – «Мирный» и «Восток». Уже через шесть дней путешественники попали под дождь и град, а погода стала подлинно осенне-зимней.

15 декабря корабли пришли к уже открытому, но малоисследованному субантарктическому острову Южная Георгия. Моряки занялись гидрографической описью его берегов. Здесь же они столкнулись с хохлатыми пингвинами, которых достаточно подробно описали натуралисты экспедиции.

После Южной Георгии русские суда начали спускаться на юг и делать одно открытие за другим. Им попадались многочисленные ледяные острова и дрейфующие льды. Новооткрытые земли представлялись морякам «бесплодными». Вероятно, что после тропических стран Антарктика действительно выглядела мрачно и безлюдно.

В общей сложности, скитания меж ледяных островов заняли больше трёх месяцев. Но даже в таких суровых условиях экспедиция Беллинзгаузена– Лазарева постоянно вела научные исследования. Можно представить испытания, выпавшие офицерам и матросам, однако их труд оказался в полной мере вознаграждён достигнутыми результатами. «Мирный» и «Восток» приближались к своей бессмертной славе.

16 (28 января) случилось то, ради чего люди претерпели многие страдания – моряки увидели береговых птиц. Осталось 20 миль до материка, эскадра находилась в районе Земли Принцессы Марты.

Эта дата считается официальным днем открытия Антарктиды. Отныне и навсегда она войдет в русскую и мировую историю.

Павел Михайлов. Вид о-ва Маквари с перешейка с северо-восточной стороны
Павел Михайлов. Вид о-ва Маквари с перешейка с северо-восточной стороны

К сожалению, экстремальные погодные условия не позволили русским путешественникам завершить исследования ледяных берегов. Пережив зиму в теплых водах Тихого океана, они попытались вторично приблизиться к Антарктиде. При этом были сделаны новые открытия. Тем ни менее, состояние кораблей не позволило завершить начатое в полной мере. «Мирный» и «Восток» повернули в сторону дома.

24 июля 1821 года корабли были на рейде Кронштадта. Экспедиция завершилась.

Путешествие Беллинсгаузена – Лазарева в настоящий момент принято считать антарктическим, хотя русские моряки провели много исследований в Тихом океане. Ими даже было открыто несколько новых островов. К сожалению, ни над одним из них в последующем так и не взвился российский флаг.

Успех экспедиции трудно переоценить – был открыт целый континент, исследованы воды вокруг Антарктиды. Что же касается астрономических, натуралистических и прочих находок, то простому их описанию может быть посвящена отдельная книга.

За успех экспедиции был произведён в капитаны первого ранга и награждён орденом Св. Владимира 3-й степени, а Лазарев стал капитаном второго ранга.

Впечатляет то обстоятельство, что русские моряки и учёные, будучи представителями разных народов, равным образом считали себя патриотами России и стремились сделать её имя великим. Немец Беллинсгаузен прославил империю не меньше, чем русский Лазарев. Российская империя была в своем роде уникальным государством – Отечеством для многих и многих, Отечеством по духу, по мировосприятию, по энергии созидания и открытий.

Евгений КОНСТАНТИНОВ