В День соборности Украины, 22 января, в Харькове открывали мемориальную доску фашистскому прихвостню Юрию Шевелёву. Народу собралось немного. Пели гимн Украины и говорили речи. Член националистической организации «Рассвет» Вадим Поздняков заявил: «Харьков — это город, который по украинской сути не уступает даже Львову, и открытие мемориальной доски одному из самых мощных украинских языковедов только это подтверждает».

Казалось бы, ничего необычного в этом мероприятии нет. Событие рядовое. Сейчас на Украине (особенно на Галичине) памятники и мемориалы бандеровцам и прочим коллаборантам открываются постоянно. Но тут есть нюансы. Харьков – русский город, который упорно стараются украинизировать и насадить здесь национализм и своих «героев», несмотря на сопротивление людей. Ещё одна особенность в том, что эту мемориальную доску открывали второй раз. Первый раз её установили в сентябре 2013 года, незадолго до начала евромайдана. Инициатива установки принадлежала Харьковскому историко-филологическому обществу. Тогда устанавливали, как воры, – ночью накануне внеочередного заседания топонимической комиссии городского совета. Дело в том, что член Коммунистической партии Украины Владимир Лушницкий и глава Антифашистского комитета Харьковщины Нисон Ройтман обратились к местным властям о недопустимости чествования памяти Ю. Шевелёва, который «активно сотрудничал с оккупантами во время войны».

А спустя сутки уже днём на официальное открытие доски собралась горстка местных и приезжих националистов. Как пишет одна из участниц этого события, «мы принесли цветы, рушник и торжественно открыли доску».  Были здесь и «священники» из так называемого Киевского патриархата. Раскольники Денисенко-Филарета.

Провисела доска в честь Ю.Шевелёва в 2013 году меньше трёх недель. Бывший градоначальник Харькова Геннадий Кернес поддержал решение комиссии горсовета о её демонтаже. «То, что мне говорят, что я должен обратить внимание на учёные заслуги Шевелёва, я их признаю, а оккупированный Харьков ничего ему простить не может», – решительно заявил мэр. Харьковчане демонтировали доску кувалдами через полчаса после решения топонимической комиссии, одобренного градоначальником.

Демонтаж мемориальной доски Ю. Шевелёву в 2013 году
Демонтаж мемориальной доски Ю. Шевелёву в 2013 году

В 2014 году власть в стране поменялась в результате вооружённого переворота, и в чести теперь не освободители Украины от фашисткой оккупации, а пособники гитлеровцев. В 2015 году Харьковский апелляционный суд признал недействительным решение о демонтаже мемориальной доски и началась подготовка к её восстановлению. Деньги на это собирали долго и вот в 2022 году её всё же установили. Теперь харьковчане заключают пари: сколько она провисит на этот раз.

Жизненный путь Шевелёва извилист. Он менял убеждения и хозяев в соответствии с текущей ситуацией и легко приспосабливался к требованиям любой власти.

Он сын обрусевшего немца генерал-майора Русской армии Владимира Карловича Шнайдера, верой и правдой служившего царю и отечеству. В годы Первой мировой войны он сменил немецкую фамилию на русскую – Шевелёв, а после революции эмигрировал в Югославию.

Юрий Шевелёв окончил Харьковский университет, там же защитил кандидатскую диссертацию и впоследствии преподавал славянское языкознание. После нападения фашистской Германии на Советский Союз он уклонился от мобилизации и, воспользовавшись царившей тогда неразберихой, выехал из Харькова в эвакуацию, но «на Восток» не доехал и вернулся, так как считал, что фашисты быстро справятся с Красной армией. В своих мемуарах «Я, мені, мене … (і довкруги)» позднее он писал: «Я не имел ни малейшего желания проходить военную муштру, а ещё меньше – погибнуть в бессмысленном поединке Сталин – Гитлер, где ни один не защищал интересы ни мои, ни моего народа…» Сейчас на Украине это стало официальным взглядом на Великую Отечественную войну.

В Харькове семья Шевелёвых получила квартиру, ранее принадлежавшую еврейской семье, а он сам стал сотрудничать с немцами. Для начала Шевелёв стал писать в созданную оккупантами газету «Нова Україна» («Новая Украина»), а затем в альманах «Український засів» («Украинский посев»). Оба издания прославляли победы немецкой армии. Шевелёв писал свои статьи под несколькими псевдонимами и впоследствии вспоминал: «…я не отказывался от самого себя, не писал ничего такого, что бы противоречило мои убеждениям». Немцев он считал «культурными и идейными», а о большевиках писал, что те «оставили ужасное наследие».

Кроме работы в оккупационных изданиях, Шевелёв пошёл на службу в городскую управу и в библиотеку при ней. Здесь он занимался уничтожением советской литературы и «заведовал печатями» для различных учреждений. В 1942 году он стал преподавать украинский язык в обществе «Просвіта»  («Просвещение») для детей служащих управы. Его надежды  на скорую победу гитлеровцев не оправдались и перед освобождением Харькова от фашисткой оккупации Шевелёв перебрался во Львов, где работал над подготовкой немецко-украинского юридического словаря. В 1944 году с отступающими германскими войсками он бежал сначала в Югославию, а затем обосновался в ФРГ. Здесь Шевелёв работал доцентом славянской филологии Украинского свободного университета Мюнхена, где защитил докторскую диссертацию.  В 1950 году Юрий Шевелёв эмигрировал в США. В Америке он преподавал русский и украинский языки в нескольких университетах, занимался научной деятельностью. Главным делом своей жизни он считал борьбу с концепцией «общерусского языка», и в своих многочисленных работах доказывал, что украинский и белорусский языки не имеют ничего общего с русским и развивались самостоятельно.  В 1954 году Ю. Шевелёв написал работу  «Москва, Маросєйка» о Переяславской раде 1654 года. В ней он доказывал: «Три страшные врага украинского возрождения – Москва, украинский провинциализм и комплекс кочубеевщины…» Сейчас Шевелёв порадовался бы, увидев, как на Украине переписывают историю и пытаются окончательно разорвать все отношения с Россией. Все его научные изыскания весьма сомнительны, зато прекрасно вписываются в идеологию киевского режима «Геть від Москви» («Прочь от Москвы»). Именно поэтому его так чествуют сегодня на Украине. К слову, во времена самостийности Шевелёв был награждён орденом «За заслуги» ІІІ степени» (1999 г.), а в 2000-м получил Шевченковскую премию.

Юрий Шевелёв неоднократно посещал свою бывшую родину после разрушения СССР, но покинуть Америку и переселиться на Украину не пожелал. Умер в 2002 году в больнице Нью-Йорка.

Источник