ФОТО: EXSILENTROOT / SHUTTERSTOCK.COM

В понедельник, 27 декабря Конституционная комиссия Белоруссии опубликовала поправки в Основной закон Республики, которые планируется вынести на референдум в будущем году. Документ получился занятным, с массой неожиданных сюжетных поворотов.

Начнём с главного

Пожалуй, основным серьёзным новшеством является конституционное закрепление статуса Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия. Правда, функционал у этого органа прописан общо и размыто. Оно должно «определять стратегические направления развития общества и государства, обеспечивать незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие». И этим будут заниматься сразу 1200 человек.

Нет, 1200 – это предельное количество, но что-то подсказывает, что оно будет полностью вычерпано. Кто ж откажется позаседать и «поопределять направления развития общества» за казённый счёт. Казённый счёт, правда, будет непрямым. Поскольку все делегаты будут работать, не отрываясь от основной работы, но членам Собрания наверняка обеспечат нефинансовые «вкусняшки». Например, служебные машины. Не за свой же счёт передвигаться уважаемому человеку.

Конкретика по компетенциям Собрания всё-таки есть. Но вот эта самая конкретика откусывает значительные функции нынешнего белорусского парламента. Делегаты Собрания будут:

  • утверждать основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития Белоруссии;
  • заслушивать премьер-министра о выполнении программы социально-экономического развития Белоруссии;
  • предлагать изменения и дополнения в Конституцию, проведение республиканских референдумов;
  • принимать решение о смещении президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления;
  • вводить на территории Белоруссии чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия президента по этим вопросам;
  • утверждать председателя и судей Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и членов Центральной избирательной комиссии;
  • по предложению президента принимать решение о возможности направления военнослужащих за пределы страны.

Про Собрание – туманно

Как видно из вышеперечисленного, ряд полномочий белорусского парламента передают в ведение нового органа. При этом декларируется, что часть полномочий самого президента тоже передаются Собранию, но как-то достаточно номинально. Утверждения судей, избирательной комиссии и т. д. будет происходить по представлению президента. В сущности, меняется только вывеска организации, которая будет утверждать согласованные кандидатуры. Достаточно декоративная поправка. При этом сам парламент останется. Зачем? Ну, потому что. Республика богатая, бюджетных денег на декорации хватает.

Довольно занимательно выглядит, что новая Конституция «исключает военную агрессию со своей территории против других государств». Постойте! А как же «по предложению президента принимает решение о возможности направления военнослужащих за пределы страны»? Белорусские военные будут действовать за пределами республики не агрессивно или что? Или имеется в виду запуск ракет «со своей территории против других государств»? Ну, если что, ракеты может и Россия запустить – абсолютно не нарушая Конституцию Белоруссии, разнести, например, Польшу, если та сильно захочет. А то, что Польша этого очень хочет, абсолютно явно вытекает из её поведения последних лет.

То есть в тексте есть положения, которые вызывают вопросы, и ответы на них повисают в воздухе.

Про президента – конкретно

Совсем другое дело, когда речь заходит о президентской власти и выборах. Тут всё предельно ясно и чётко. Запрещается, например, финансирование выборов иностранными гражданами и организациями, что абсолютно справедливо. Странно, что раньше можно было.

Есть ещё масса разного рода поправок практически на каждой из 50 страниц текста, но самым важным лично для Александра Лукашенко, безусловно, стал пункт о том, что

Президент Беларуси, прекративший исполнение полномочий, не может быть привлечён к ответственности за действия, совершённые на посту.

Если змагары устроят переворот, этот пункт мало чем поможет, но если власть будет передаваться законным путём – то вполне себе индульгенция.

Ну, например. На случай, если какой-то гипотетический президент Белоруссии начнёт совершать государственные преступления или, оборони Господь, измены – на это есть Всебелорусское собрание, которое, не отрываясь от основной работы, быстренько отправит его в отставку. А вот если этот самый президент, который по новой Конституции, кстати, теперь будет править не четыре, а пять лет, по тихой грусти начнёт заниматься воровством и всяческими неявными безобразиями – то вот, будьте любезны, статья 89 новой Конституции.

Нужен пример? Да хотя бы соседняя Украина. Там Зеленский уже наисполнял обязанностей так, что нескольким десяткам будущих поколений зеленских не нужно будет исполнять вообще никакие обязанности. Причём не подкопаешься. Этот представитель национального меньшинства унавоживает бюджеты Украины под вывеской «Велике будивнитство» (большая стройка – прим. ЦГ), а если что – обязанности исполнял.

Здоровей видали

Отдельно хочется остановиться на забавном пункте, на который, думается, мало кто обратит внимание даже при изучении текста Конституции наизусть. Статья 45-я нам сообщает, что

… гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение за счёт государственных средств в порядке, установленном законом.

Троекратное «ура». И вряд ли кто будет спорить, что в братской республике здравоохранение находится в приоритете у власти, чего не скажешь про наших доброхотов от медицины.

Но! Заканчивается этот пункт довольно странным пассажем:

Граждане обязаны принимать меры по сохранению и укреплению собственного здоровья.

То есть в Основном законе на полном серьёзе будет прописана обязанность гражданина принимать меры по «сохранению и укреплению». А это, собственно, что означает? Какие именно меры обязан принимать гражданин Белоруссии? Ходить в бассейн? Или, например, срочно получить QR-код, от всех болезней спасающий? И вот ещё вопрос: а если алкоголик с утра начинает пить горькую, ибо совсем плохо ему, то он заботится о своём здоровье – или, наоборот, утрачивает право на бесплатное лечение?

Довольно странно встречать подобные обороты в тексте, который должен не ставить вопросы, а, наоборот, их снимать.

Жонглирование словами

Ещё один вопрос возникает по поводу нового термина в Конституции «предварительное согласие». Ранее было просто «согласие». Палата представителей теперь должна давать предварительное согласие президенту на:

  • назначение на должность премьер-министра;
  • назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора, председателя Комитета государственного контроля, председателя и членов правления Национального банка.

Но вот что значит само понятие «предварительное согласие» и чем оно отличается от обычного согласия-утверждения кандидатуры – неизвестно.

Что с того?

После ознакомления с поправками в Конституцию Белоруссии возникает стойкое ощущение, что документ верстался под одного человека, и что этот человек действительно собрался в отставку, как и обещал. Встать во главе нового законодательного органа Всебелорусского народного собрания – вполне себе калибр Александра Лукашенко.

Назвать эту должность на азиатский манер «Отец нации» не наш фасон, а вот председатель президиума Собрания соответствует духу и в скором времени букве закона Белоруссии. Тут главное, чтобы Александр Григорьевич не нарушал договоренности по Союзному государству и интеграции с Россией. А остальное не так уж и важно. Век Тихановской не видать.

СЕРГЕЙ СИНЧЕНКО