ФОТО: ANDREI KOBYLKO / SHUTTERSTOCK.COM

Никогда такого не было, и вот опять: бытовой конфликт, в котором приезжий агрессор наносит травмы местному жителю. Но на сей раз пошло немного дальше: ответственность за случившееся с буйным охранником должен разделить его наниматель – известная на всю Россию торговая сеть «Магнит». А если это случится, то очень много вопросов возникнет и к застройщикам, и к управляющим компаниям, и особенно – к агрегаторам такси.

Вряд ли предполагал московский строитель Иван Девятайкин, что обычный поход в магазин «Магнит» может обернуться для него крупными неприятностями. А всего-то – когда вечером шёл с работы, позвонила жена и попросила заскочить в магазин купить пакет молока для полуторагодовалого сына. Успел за три минуты до закрытия. Времени, в общем-то, вполне достаточно, чтобы пакет молока взять и оплатить, да и продавцы понять должны – люди ведь. Оказалось – нет. Не повезло парню – напоролся на продавца с «горячей кровью». Излишне горячей. Который сначала вытолкнул Ивана из магазина, а потом зверски его избил, нанеся серьёзные травмы. При этом директор магазина стояла рядом и спокойно смотрела на происходящее.

Всё, что оставалось Девятайкину в такой ситуации, – это написать заявление в полицию, что он и сделал. Есть, однако, серьёзные опасения, что дожидаться открытия дела сотрудник с явной среднеазиатской внешностью (предположительно – мигрант) не станет. Администрация магазина уже по-быстрому его уволила, и ищи-свищи потом хулигана этого на бескрайних русских просторах, а то и на исторической родине.

Не виноватая я…

Разумеется, сразу после избиения обидчик поспешил скрыться. Впрочем, по рассказу потерпевшего, когда вокруг этой истории поднялся информационный шум, он сам приехал к Девятайкину: мол, «прости, брат, но компенсировать ничего не буду». Но ещё более интересна позиция директора магазина. Как рассказал сам Девятайкин:

Когда он меня бил… рядом стояла директор магазина и бездействовала. Скорую мне не вызвали, первую помощь не оказали, говорили – уходи. Он убежал, скрылся с места сразу, а мне директор говорит: уходи, а то у тебя проблемы будут.

Начальство «Магнита» отреагировало ожидаемо. Как заявил руководитель управления по внешним коммуникациям сети «Магнит» Антон Карпов:

Мы не приемлем применения силы по отношению к нашим покупателям. Продавец, который участвовал (?!) в потасовке, и директор магазина будут уволены.

Насчёт «не приемлем», впрочем, верится с трудом. В Костроме месяц назад двое охранников того же «Магнита» с явно неславянской внешностью ногами избили покупателя, уронившего со стеллажа и разбившего бутылку с алкогольным напитком.

Впрочем, грешит рукоприкладством не только персонал «Магнита». Как сообщал недавно «Первый русский», в Санкт-Петербурге охранник-мигрант из магазина «Пятёрочка» избил 15-летнего пацана, снимавшего на мобильник просроченные продукты, и разбил ему телефон.

Резонный вопрос: кто должен за подобные вещи отвечать? Да, несомненно – их непосредственно совершившие. Но не только они. Законом предусмотрена и ответственность нанявшего подобных работников работодателя. Статья 1068/1 Гражданского кодекса России однозначно гласит:

Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причинённый его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Автор этой статьи исходит из того, что действия работника, осуществляемые под контролем и по заданию работодателя, с точки зрения правоотношений воспринимаются как действия самого юридического лица. В данном конкретном случае это тем более очевидно, что директор магазина находилась рядом и не только не воспрепятствовала очевидно хулиганским действиям своего сотрудника, но и фактически их поощряла.

Что же касается самого Ивана Девятайкина, то здоровью его нанесён серьёзный ущерб, и оставлять это без последствий он не намерен. «Меня мучают ужасные головные боли, и я не могу работать. Сына поднимаю на руки – у меня нос кровоточит», – говорит Иван. И поскольку по специальности он строитель, Иван и его бригада лишились за это время нескольких заказов.

В эксклюзивном интервью «Первому русскому» Иван Девятайкин заявил:

Хотел бы обращение сделать – к Собянину, Путину и нашим правоохранительным органам – когда прекратится такой беспредел?!.. Дело заведено, но мне нанесены увечья, и я буду подавать иски не только к нападавшему, но и к сети «Магнит», и к тому, кто сдаёт им помещение.

Что, по нашему мнению, совершенно правильно, ибо работодатель обязан отвечать за действия нанятых им людей при выполнении ими служебных обязанностей. И разделять с ними ответственность.

Садишься в такси – смотри, кто за рулём

Как тут не вспомнить и другую историю, закончившуюся куда более трагически. В Воронеже удалось задержать сбежавшего из Санкт-Петербурга 27-летнего приезжего таксиста «неназываемой национальности» Джаббара Атакишиева. Того самого, который недавно набросился с ножом на двух своих пассажиров.

Дело было так. Таксист подвозил с работы двух мужчин 56 и 38 лет. Те были выпивши, и поэтому домой решили отправиться на такси. Когда остановились, обнаружилось, что наличных денег с собой у пассажиров нет, и тогда один из них, 38-летний Александр, пошёл снять деньги в ближайшем банкомате, а второй (по имени тоже Александр) остался в машине с водителем. О чём они говорили и о чём повздорили – ещё предстоит выяснить. Но Джаббар выхватил нож и нанёс человеку, годящемуся по возрасту ему в отцы, 17 колотых ран (в сердце, лёгкое, печень), от которых тот умер на месте.

Сделал бы он это «в состоянии аффекта» (как наверняка будут настаивать адвокаты и диаспора), то, осознав, что натворил, сбежал бы с места преступления. Но парень, как видно, из полицейских телесериалов знал, что свидетелей оставлять нельзя. И потому, дождавшись возвращения второго пассажира, всадил ему в грудь нож. По счастью, на сей раз обошлось – человек выжил и попал в реанимацию. Сам же «джигит», как водится, из города сбежал. И вот теперь задержан в Воронеже, дело против него возбуждено по статье «убийство», а значит, есть высокая вероятность, что негодяй получит по заслугам и сядет до конца жизни.

Что важно отметить, в этой истории мы также сталкиваемся с полной безответственностью нанявшего мигранта работодателя. Атакишиев, работавший и в «Яндекс-такси», и в «Ситимобиле», и в других агрегаторах, таксовал на машине Hyundai, зарегистрированной на некоего 26-летнего Минаса Д., которая официально «не используется в коммерческих целях». Что интересно, машина эта за 2 года попадала в шесть (!) ДТП, но при этом ни у кого из автоинспекторов (не говоря о работодателе) не возникал вопрос: кто за рулём, чем и на каком основании он занимается. И вот таких машин, вообще не регистрируемых как такси, а сдаваемых водителю в посуточную аренду, катаются по нашим городам сотни – это обычная система для нелегальных таксопарков.

Когда калининградский губернатор Антон Алиханов принял у себя жёсткие ограничения для мигрантов, запретив им работу в ряде сфер, включая транспорт, немало нашлось «мигрантофилов», усмотревших в этом «дискриминацию». Но время всё расставляет на свои места, и сегодня, должно быть, калининградцы, узнав о том, что случилось в Петербурге, начали понимать своего губернатора гораздо лучше.

Что с того?

Помнится, в советское время, случись работнику какого-нибудь предприятия нарушить закон, тут же сообщали на работу, и «воспитывать» виновного принимались все парткомы, профкомы и прочие «комы». А их, в свою очередь, «пинали сверху» – и непосредственное начальство, и райком КПСС.

Может, это и перебор, но ответственность за свои принятые на работу кадры у руководителей была. И вот это – именно то, чего сегодня нам в сегодняшней России катастрофически не хватает. Особенно же это касается работодателей, нанимающих мигрантов. Которых, если те набедокурят, можно запросто задним числом уволить, открестившись от всякой ответственности.

Что, собственно, и проделала сеть «Магнит» с драчливым сотрудником и его директором. А в «Яндекс-такси» в ответ на претензии о таксисте-убийце, сделав невинные глаза, заявили, что, мол, машина с такими номерами у них числится заблокированной, так что «я – не я, и лошадь не моя». Но так быть не должно.

Работодатель должен отвечать за тех, кто на него работает! За нанятых им мигрантов – тем более. Возможно, тогда кадровый вопрос перестанут решать, нанимая кого угодно по принципу «числом поболее, ценою подешевле».

 

ВЛАДИМИР ХОМЯКОВ