ФОТО: ДЕНИС ГРИШКИН / АГН «МОСКВА»

Вокруг процесса тотальной вакцинации в России продолжают бушевать скандалы. Вот и Госдума России подкинула дровишек в костёр, скоропостижно свернув расследование о возможных интересах Татьяны Голиковой и Анны Поповой в извлечении прибылей от вакцин. Царьград разобрался, почему подозрения в корыстных схемах чиновников из Оперштаба по борьбе с COVID-19 только множатся и какие есть основания подозревать борцов с эпидемией в достижении личных целей.

Громкое парламентское расследование, инициированное спикером Государственной думы России Вячеславом Володиным, рискует стать самым стремительным в истории нашей страны. Поскольку от ряда народных избранников уже последовали заявления о том, что никого конфликта не обнаружено и все подозрения беспочвенны.

Но впереди – ответ от прокуратуры и Следственного комитета. А Оперштаб по борьбе с эпидемией в это время продолжает свою насыщенную событиями жизнь, детали которой наводят на интересные мысли.

Феноменальная скорость и дипломатичный ответ

Напомним, депутат Госдумы России Николай Коломейцев обратился в Вячеславу Володину с просьбой проверить степень личной заинтересованности главы Роспотребнадзора Анны Поповой в массовом распространении в России «одной из вакцин» (судя по некоторым данным, речь идёт про «ЭпиВакКорону»). Парламентарий заявил:

Нам стало известно, что Анна Юрьевна Попова является соавтором патента на одну из вакцин, которую она же даёт разрешение применять.

Тут важно учесть, что соавторы патента получают 30% доходов от оборота запатентованного средства.

В свою очередь, спикер нижней палаты 7 декабря поручил провести парламентское расследование. Закончилось оно стремительно, практически даже и не успев начаться. Как сообщает ИА Regnum, 9 декабря вице-спикер Государственной думы Александр Жуков заявил, что из правительства России получен ответ о том, что личная заинтересованность руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анны Юрьевны Поповой совершенно не влияет на «надлежащее объективное и беспристрастное исполнение ею должностных обязанностей». И объяснил, что авторское вознаграждение действительно может выплачиваться, если между работодателем и разработчиком заключён договор авторского вознаграждения, но в случае с вакциной «ЭпиВакКорона» такого договора не заключалось.

Впрочем, не будем забывать, что господин Коломейцев сделал запрос не только в Госдуму, но и в Генеральную прокуратуру, а также в Следственный комитет России. И результаты этих проверок хоть и будут опубликованы не так скоро, зато они могут быть куда интереснее.

Что же касается ответа от правительства России, то о возможности такого исхода ранее говорил иммунолог, кандидат медицинских наук Николай Крючков.

Каким образом депутат будет проверять? То есть он, видимо, будет писать какие-то депутатские запросы. На депутатские запросы ему будут отвечать вполне себе дипломатично. О том, что фактов таких нет, выплат таких не проводилось, скорее всего, и так далее, и тому подобное. Ну и, мне кажется, расследование закончится соответствующим образом,

– предвидел события эксперт.

Надо сказать, несмотря на оперативный ответ из правительства и заверения в том, что никакого «конфликта интересов» у Анны Поповой и иных чиновников из оперштаба нет, сомнения у людей остаются. 

Нехорошие подозрения и лекарства от всех болезней

Помимо Поповой, в этом деле фигурирует ещё и вице-премьер Татьяна Голикова, которая, собственно, оперштаб всей страны и возглавляет.

По поводу коммерческого интереса Голиковой в деле распространения вакцины и прочих препаратов, «помогающих от коронавируса», подозрения возникали уже не раз.

И здесь начать стоит с такого персонажа, как миллиардер из списка Forbes Виктор Харитонин. Ему, в частности, принадлежат такие компании, как АО «Фармстандарт» и АО «Биокад», а также патент на такой лекарственный препарат, как «Арбидол». Хотя ещё в нулевых на уровне президиума Формулярного комитета Российской академии медицинских наук лекарственная эффективность данного препарата против какого бы то ни было заболевания была признана, мягко говоря, сомнительной. В частности, в заключении президиума говорилось:

Немедленно изъять из перечня лекарственных средств, по которому осуществляется лекарственное обеспечение, устаревшие препараты с недоказанной эффективностью.

Что через несколько лет совершенно не помешало включить «Арбидол» в список рекомендаций по лечению от ковида.

Ну а господин Харитонин к «Арбидолу» имеет самое непосредственное отношение. Некоторая, скажем так, связь с этой историей прослеживается и у Татьяны Голиковой.

В частности, два партнёра по бизнесу Виктора Харитонина, Андрей Реус и Андрей Дементьев, когда-то были заместителями супруга Татьяны Голиковой, Виктора Христенко. Реус с Харитониным входят в совет директоров «Отисифарм» – подразделения, которое непосредственно занимается производством того самого «Арбидола».

Чтобы примерно было понятно, о каких суммах прибыли идёт речь, достаточно просто привести данные, уже обозначенные в ряде расследований Царьграда. Только в марте 2020 года стоимостный объём продаж компании «Отисифарм» составил 5,2 миллиарда рублей. И есть подозрение, что львиная доля его приходилась именно на «Арбидол».

Кроме того, Андрей Реус является партнёром пасынка Голиковой Владимира Христенко в компании «Нанолек», которая планирует заниматься производством «КовиВака», ещё одной вакцины от COVID-19. «Нанолек», что характерно, уже стал индустриальным партнёром Центра имени Чумакова, в котором и был разработан данный препарат. Правда, судя по последним данным, запуску полноценного производства пока мешают некие технические и аппаратные трудности.

Стоит отметить и тот факт, что на текущий момент четыре компании из тех, что производят вакцину «Спутник V», а именно: ЗАО «Биокад» (Санкт-Петербург), ЗАО «Фармацевтическая фирма «Лекко» (Владимирская область), ОАО «Фармстандарт-Уфимский витаминный завод» (Башкирия), – так или иначе связаны с «Фармстандартом». То есть с Харитониным, который как минимум хорошо знаком с госпожой Голиковой и её мужем.

Стоимость двух доз «Спутника V» сейчас оценивается примерно в 1800 рублей. По крайней мере летом этого года именно такие суммы называл министр здравоохранения России Михаил Мурашко. Вакцина сейчас производится даже не миллионами, а десятками миллионов доз. А это значит, что прибыль, которую получают структуры Харитонина, занимающиеся производством «Спутника V», исчисляется миллиардами рублей.

Время удивительных историй

Понятно, то все вышеописанное – это даже не столько родственные, сколько дружеские, неформальные, да и формальные тоже «горизонтальные» связи. В конце концов, даже «Нанолек», где в руководстве подвизался Христенко-младший, занимается сейчас орфанными препаратами, а работа с «КовиВаком» – хоть и в ближайших и почти оформившихся, но всё же планах.

Понятно также, что все эти люди так или иначе долгое время вращались примерно в одной среде и попросту не могли не наладить партнёрских взаимоотношений. Но, как неоднократно отмечалось ранее, слишком уж тесно выглядят эти горизонтальные связи и слишком их много.

Важно подчеркнуть, что вся эта история не про эффективность или неэффективность вакцин. И даже не про кампанию по массовой вакцинации, которая постепенно превращается в вакцинацию принудительную.

Всё это про то, что даже такую беду, как пандемия, некоторые граждане могут использовать как повод лишний раз получить громадные прибыли. В том числе и посредством определённого неформального патернализма – если не со стороны государства в целом, то от отдельных его представителей.

Что с того?

Скорость проведения «парламентского расследования» наводит на очень неприятные мысли. Поскольку ответ правительства в данном контексте сильно напоминает фразу из фильма «Чокнутые» про то, что «у нас в клубе джентльменам принято верить на слово».

История, конечно же, на этом не заканчивается, поскольку «Первый русский» провёл своё расследование и располагает рядом небезынтересных сведений о том, как происходило становление карьеры господина Харитонина и на чём зиждется нынешнее могущество его «Фармстандарта». Эту информацию сделаем достоянием широкой общественности уже в ближайшее время.

АЛЕКСАНДР ЧАУСОВ