Именно так «дядо Владыка» – дедушка Владыка – с любовью и по-семейному называют святителя Серафима (Соболева) в Болгарии. Его мощи покоятся в крипте Свято-Никольского храма (называемого в народе Русской церковью) Софии. И сюда постоянно приходят богомольцы. Для них возле гробницы установлен специальный ящик, который постоянно увеличивается в размерах. Да, все правильно: святителю пишут письма. Он сам на пороге смерти, как и многие духовные подвижники, завещал: «Когда вам станет тяжело, вы напишите мне письмо и оставьте его у моей могилы. Если получу милость у Господа, утешу вас и помогу вам». И эти письма не остаются без ответа.

Гробница святителя Серафима и богомольцы

Гробница святителя Серафима и богомольцы

Гробница святителя Серафима и богомольцы

Русский Свято-Никольский храм Софии

Русский Свято-Никольский храм Софии

На самом же надгробии по воле святителя Серафима написана строка из 70-го псалма: «От чрева матере моея Ты ecи мой Покровитель». Будущий владыка был десятым ребенком в небогатой, но богомольной, семье Рязанских мещан Соболевых. Его появление на свет можно назвать чудесным. Мать, Мария Николаевна, никак не могла родить, мучилась страшно. Тогда врачи, ради спасения ее жизни, решили сделать операцию, в результате которой ребенок должен был погибнуть. Однако роженица, придя в сознание, категорически запретила убивать ребенка. И вот, ранним утром 1 декабря 1881 года, с первым ударом колокола местного храма, младенец, наконец, появился на свет Божий. При крещении его назвали Николаем. Уповать по помощь Божию и настойчиво преодолевать. казалось бы, непреодолимое – таким стал жизненный путь будущего святителя, исполненный скорбей. Всего в семье было 12 детей, 7 из них умерли в детстве и юности. Мало того, когда Николаю было 6 лет, с инсультом слег отец – и больше не поднялся, был прикован к постели 14 лет, до самой смерти. Сам Николай страдал тяжелой формой туберкулёза, а также всю свою жизнь ухаживал за еще более тяжело больным братом.

Ещё мальчиком он принял решение – ни в чём не огорчать Христа. И следовал ему всю жизнь, несмотря на все трагедии первой половины ХХ века. Его православное христианство было безукоризненным и кристально чистым. Призвание к монашеству Николай почувствовал в юности, во время обучения в семинарии. Однако на 4-м курсе Петербургской духовной академии он долго не решался на постриг, боясь, что не сможет понести тягот монашеского пути. Свои сомнения он разрешил парадоксальным способом. Друг – будущий митрополит Вениамин (Федченков) – привёз ему в подарок из паломничества в Саровскую пустынь икону и житие новопрославленного тогда преподобного Серафима Саровского. Вот у него юноша и решил просить совет. Помолившись, он наугад открыл книгу и прочитал: «В 1830 году один послушник Глинской пустыни, чрезвычайно колебавшийся в своем призвании, нарочно прибыл в Саров, чтобы спросить совета у преподобного Серафима. Упав в ноги преподобному, он молил его разрешить мучивший его жизненный вопрос: ″Есть ли воля Божия поступить ему и брату его в монастырь?″. Святой старец отвечал послушнику: ″Сам спасайся и брата своего спасай!″» Эти слова были восприняты как благословение. При постриге Николай был наречен Серафимом, в честь преподобного – по обету отца-ректора академии. Монашеский постриг принял и брат молодого монаха.

Епископ Серафим (Соболев)

Епископ Серафим (Соболев)

Отличительной чертой отца Серафима была подлинно Христова любовь к людям. Так, в 1912 году он был возведен в сан архимандрита и получил назначение на должность ректора Воронежской духовной семинарии. Это учебное заведение считалось худшим в Российской империи по состоянию дисциплины и по революционным настроениям студентов. Во время приветственного выступления нового ректора некоторые семинаристы вели себя вызывающе, не стеснялись оскорблять отца Серафима. Инспектор (должность, равная нынешнему проректору) составил список смутьянов и настаивал на их исключении. Но новый ректор поступил иначе. Он беседовал с каждым. И всех переубедил. В результате худшая семинария стала лучшей.

В Воронеже будущего святителя застала революция и Гражданская война. В начале декабря 1919 года город заняли войска генерала Деникина. Но в конце месяца город был уже во власти красных. Решение уйти на юг вместе с армией Деникина было трудным. Мать умоляла его покинуть город. Но решающими стали слова местного прозорливого старца Аарона: «Не беспокойся, ты попадешь в хорошую сторонушку». Архимандрит Серафим и его брат иеромонах Сергий покинули Воронеж в последний момент в открытом вагоне с углём для паровоза.

Святитель Серафим (Соболев), архиепископ Богучанский

Святитель Серафим (Соболев), архиепископ Богучанский

Оказавшись в Крыму, архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Но попасть на эту кафедру Господь не судил. Белые были выбиты из Крыма. Генерал Врангель отдал приказ об эвакуации. Но владыка Серафим следовал благословению старца – епископа Димитрия (Абашидзе). 14 ноября 1920 года Владыка Серафим вместе с братом покинул родину. На корабле «Херсонес» – последнем, уходящем из Севастополя – они прибыли в Константинополь. Некоторое время русский епископ преподавал догматическое богословие в Высшей духовной школе на острове Халки. Однако в 1921 году владыка Серафим был назначен настоятелем русского храма святителя Николая в Софии, а затем и управляющим русскими приходами в Болгарии. Таково было благословение святого патриарха Тихона. Так Болгария стала второй родиной святителя. Так исполнилось пророчество старца Аарона.

Несмотря на тяжелую болезнь – свою и брата – владыка Серафим активно занимался благотворительностью для русских эмигрантов, в том числе афонского монашества, а также нетрудоспособных прихожан. И не только Никольского храма. В его ведении находились приходы в Варне, Пловдиве, Пернике, Русе, Пещере, на Шипке, а также монастыри: Ямбольский Святого Спаса (Александро-Невский) и Асеновградский святых Кирика и Иулиты. Владыка Серафим – ревностный защитник православия от экуменизма, модернизма протестантизма и ересей, возникших в недрах Зарубежной церкви. Не чужд он был и политики: был сторонником идеи симфонии властей, церковной и государственной. Этой теме посвящены книги «Русская идеология» и «Об истинном монархическом миросозерцании».

И, конечно же, основой жизни, её смыслом были богослужения, которые епископ, а потом и архиепископ Серафим совершал с особым благоговением. Прихожане заметили и особые дарования, которыми Господь отметил владыку: во время исповеди он часто называл скрытые или забытые грехи, в беседах предсказывал события будущей жизни, по его молитве решались нестроения и беды в жизни тех, кто обращался за помощью. Сам же святитель, улыбаясь, говорил: «Это случайность».

Дядо Владыка и прихожане

Дядо Владыка и прихожане

Началась Вторя мировая война. Как известно, Болгария была на стороне гитлеровской Германии. Однако её армия не воевала на территории СССР – царь Борис боялся роста прорусских настроений. Тем не менее болгары участвовали в оккупации Греции и Югославии. Это дало возможность отправки на Восточный фронт немецких дивизий. В самой же Болгарии было очень сильно движение сопротивления. В него входили люди с различными политическими убеждениями – от коммунистов до монархистов. Среди подпольщиков было немало духовных чад владыки Серафима. Сам он принципиально не служил обязательные молебны за победу Германии. Не участвовал в Архиерейском совещании 14 иерархов Русской православной церкви заграницей в Вене и не подписывал никаких его документов. Причина – «патронаж» немцев. Также был резко против намерений части эмиграции воевать на стороне Гитлера. Говорил, что воевать против своей родины – грех. В годы войны старался поддерживать духовенство на Родине, передавал книги, священные сосуды и церковную утварь. Причем делалось это нелегальными путями – из-за противодействия германских властей.

После освобождения Болгарии от фашистов и по окончании войны пришло время возвращения на Родину. В 1945 году владыка Серафим перешел в Московский патриархат, а в 1946-м получил советское гражданство. Он был близок со Святейшим Патриархом Алексием (Симанским). В 1948 году архиепископ Серафим отправился в Москву на Всеправославное совещание, где резко выступил против экуменизма и модернизма в церковной среде, а также против перехода на новый стиль.

Венцом деятельности русского владыки на болгарской земле стало основание в 1949 году в пригороде Софии Княжево женского монастыря. Событие можно назвать уникальным, так как в те годы храмы и монастыри, наоборот, закрывались. На нужды новой обители патриарх Алексий I выслал в Болгарию около 11 тысяч рублей. А также подарил насельницам Козельщанскую икону Пресвятой Богородицы – святыню монастыря.

Однако 26 февраля 1950 года Господь призвал к Себе архиепископа Серафима. Сказались болезнь, труды и лишения. И, конечно же, смерть брата в 1948 году. Почитание дядо Владыки в народе началось сразу же после кончины. Однако канонизация состоялась только 3 февраля 2016 года на Архиерейском соборе РПЦ. В Болгарии прославление святителя Серафима произошло 25-26 февраля того же года. И стало настоящим всенародным торжеством.

Крестный ход в Софии в день прославления святителя Серафима

Крестный ход в Софии в день прославления святителя Серафима

Крестный ход в Софии в день прославления святителя Серафима

По улицам Софии от Подворья Московского патриарха к Патриаршему собору святого благоверного князя Александра Невского прошел многотысячный крестный ход. Чин прославления возглавил Святейший Патриарх Болгарский Неофит. Ему сослужил митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) и целый сонм духовенства не только болгарского и русского, но и румынского. Присутствовали дипломатические работники и деятели культуры. А еще тысячи богомольцев, приехавших из разных районов Болгарии: их дядо Владыка прославлен во святых!

Прислушаемся к его словам: «Свято и неукоснительно храните нашу православную веру, как в ее канонах, так и в ее догматах. Приспосабливайте не веру к своей жизни, а свою жизнь — к вере. От истинно православной веры черпайте все свое счастье. Тогда вы будете истинными сынами Православной Церкви и Господь изольет на вас еще здесь Свои несказанные милости»…

Вера НАДЕЖДИНА