Многие привыкли считать, что научный потенциал современной России минимален – всё разбазарили, всё потеряли. Между тем бюджет страны наполняется во многом за счёт передовых научных разработок. Доказательства – ниже.

Имитация и наука

Что вы представляете себе при словах «инновации», «цифровизация»? Скорее всего, что-нибудь из рекламы, которая внушает, что удобство платежей и замена телефонных операторов интеллектуальными ботами являются вершинами человеческих достижений. Нет, 30 институтов, 44 центра компетенций, 20 тысяч учёных – это не банк. Это «Роснефть».

16 февраля, через несколько дней после празднования Дня российской науки, крупнейшая нефтяная компания России провела пресс-конференцию, посвящённую своим научным разработкам. О своей работе в популярной форме рассказали директор департамента научно-технического развития и инноваций Александр Пашали, его коллега из департамента технического регулирования и развития корпоративного научно-проектного комплекса Эдуард Тимашев и генеральный директор Арктического научно-проектного центра шельфовых разработок Михаил Болдырев.

Журналисты задавали множество вопросов по специальным тематикам; поскольку Царьград – издание всё же не техническое, остановимся лишь на тех моментах, которые имеют важнейшее значение или для потребителей продукции «Роснефти» (бензины и другая нефтехимия) или для будущего России.

Вместо западного

Главное, что волнует нас сейчас в нефтяной отрасли, – это перевод технологий на российские рельсы. Мир нефтедобытчиков узок и интернационален, все технологии запатентованы, «изобретать велосипед» накладнее, чем выкупить право пользования той или иной разработкой. И после начала войны санкций те компании, которых коснулись торговые ограничения, оказались в сложном положении. Вплоть до того, что доброжелатели предсказывали прекращение поиска новых месторождений в России к 2020 году.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «РОСНЕФТИ» – ЭТО  ОГРОМНЫЕ ПЛАТЕЖИ В БЮДЖЕТ, ПОСОБИЯ, ПЕНСИИ, МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ. ФОТО: ROSNEFT

Как видим, ничего подобного не случилось: «Роснефть» и по сей день открывает больше нефти, чем добывает, а от расширения добычи её удерживают исключительно договорённости в рамках ОПЕК+.  И всё же зависимость от западных технологий, оборудования, расходников была. Поэтому на пресс-конференции много говорилось про импортозамещение в нефтяной сфере.

Так специалистам компании удалось разработать передовые катализаторы для нефтехимических процессов, в частности производства бензинов. Эти катализаторы и по сроку «жизни», и по другим параметрам превосходят ранее использовавшиеся импортные аналоги, и перед «Роснефтью» стоит задача полного перехода на отечественные решения.

Управление – это просто

Много работают в компании над совершенствованием системы управления – эти разработки могут пригодиться не только «Роснефти», но и любому крупному предприятию с большим количеством проектов. Более не нужно проводить отдельные исследования по каждому объекту: фирменная Система типового проектирования компании (СТПК) позволила внедрить более 280 типовых решений, а это, на секундочку, более 36 млрд рублей прямой экономии. Бизнес-процессы по возможности переводят в цифровую форму – не моды ради, а пользы для. Конечно, «каждый заправщик» не сможет управлять нефтяной компанией, но работа над упрощением системы управления, над повышением её прозрачности ведётся постоянно.

Извлекут откуда угодно

Все простые, лёгкие для добычи месторождения на планете давно уже обнаружены. Почти все новые находки относятся к ТРИЗам – трудноизвлекаемым запасам. Александр Пашали ярко показал, как благодаря научным исследованиям вчерашние ТРИЗы становятся сегодня типовыми, стандартными месторождениями с понятной системой добычи. «Роснефть» стала одним из ключевых исследователей ТРИЗов в мире. По итогам одного только 2020 года введены в эксплуатацию 9 горизонтальных скважин с многостадийным гидроразрывом пласта; технологические показатели скважин улучшены в 1,5–3 раза по сравнению с показателями всего лишь пятилетней давности.

Виртуальные породы

Важнейшим для всей мировой геологии является созданный совместно с компанией «Иннопрактика» и МГУ имени М. В. Ломоносова прототип корпоративного программного комплекса «РН-Цифровой керн». Специалисты умудряются создать полную цифровую копию… нет, не гражданина-потребителя, а горной породы. Поскольку «цифра» не портится, на ней можно проводить миллионы экспериментов, тогда как исследовать реальные образцы во много раз сложнее и затратнее. В лабораторных условиях теперь можно выяснить все свойства керна, его реакцию на то или иное воздействие, а значит – спланировать бурение скважин таким образом, чтобы порода не разрушалась, сохраняла свои стабильные свойства. В этом изящном высокотехнологичном решении сливаются воедино интересы экономики и экологии.

СПЕЦИАЛИСТАМ КОМПАНИИ УДАЛОСЬ РАЗРАБОТАТЬ ПЕРЕДОВЫЕ КАТАЛИЗАТОРЫ ДЛЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ФОТО: ROSNEFT

Также необходимо упомянуть симулятор гидроразрыва пласта «РН-ГРИД» – благодаря этому программному обеспечению можно точно рассчитать все операции, необходимые для бурения пород и извлечения запасов. Уже сейчас на «РН-ГРИД» рассчитано 15 000 дизайнов гидроразрыва, продано более ста коммерческих лицензий на использование этого ПО.

Быстро развернём, за собой уберём

Выходя из лаборатории под низкое северное небо, мы тоже не остаёмся без технологий. Руководство «Роснефти» гордится своим модульным мобильным комплексом для подготовки добываемой продукции – это блоки контейнерного типа, которые легко доставить на участок, собрать и запустить: больше никаких многодневных, а порой и многомесячных строек. Подсчитано, что 20 ближайших установок дадут экономический эффект в 5 млрд рублей.

Даже если что-то, не дай Бог, пойдёт не так, решения проблем уже существуют. Чрезвычайно интересна технология уничтожения последствий нефтяных  загрязнений с помощью «специально обученных» бактерий, питающихся именно углеводородами. Подобные разработки ведутся и в других странах, но именно «Роснефть» создала уникальную систему доставки микроорганизмов прямо к месту бедствия в контейнерах с гидрофобной оболочкой.

Нефть природе не враг

Разработка месторождений в местах, где прежде не ступала нога человека, – дело крайне ответственное с точки зрения даже не экономики, а экологии. Поэтому специалисты Арктического центра заняты отнюдь не только исследованиями шельфа – так, им удалось составить полную карту лежбищ моржей на Земле Франца-Иосифа, внести большой вклад в изучение миграции белых чаек, сделать множество ценных наблюдений за живой и неживой природой. Собранная информация поможет сберечь краснокнижные виды, исключить пагубное влияние промышленности на уникальную северную природу.

Деятельность «Роснефти» – это  огромные платежи в бюджет, пособия, пенсии, материнский капитал, национальные проекты. И двадцать тысяч человек из крупнейшего в Европе научного центра, работают не просто на нефтяную компанию, они работают на наше с вами будущее, не особо обращая внимание на многочисленные палки в колёсах.