«Наша религия национализм! Наш пророк Степан Бандера!» — раздаётся в киевском парке Шевченко вечером 1 января. Рядом, буквально в пятидесяти-ста метрах — наряженная ёлка, гуляющие в новогодние праздники семьи. Они как бы не замечают происходящего прямо у них перед носом. Не замечают, даже если и не одобряют, так проще.

Издалека собравшиеся — плотная масса. Но достаточно на несколько минут углубиться в рой готовящихся к «традиционному» маршу в честь дня рождения «проводника украинской нации», а заодно польского террориста и гитлеровского коллаборанта Степана Бандеры, как видишь безумный сюрреалистический паноптикум. Здесь тебе и штурмовики праворадикального экстремистского «Нацкорпуса», все как на подбор в форме и все как на подбор несовершеннолетние или, в лучшем случае, двадцатилетки; здесь тебе и архаичные вислоусые деды из «Свободы» в так называемых шапочках-мазепинках; здесь и косплеющие украинских крестьянок XIX века истеричного вида и бальзаковоского возраста дамы; здесь откинувшиеся вчера с кичи за разбой лысые гопники со взглядом убийц. Ну и, ясное дело, толпа журналистов и блогеров, которые, снуя туда-сюда, создают впечатления массовости и активности мероприятия.

А вот кого нет, так это крупных политиков и т.н. активистов-волонтёров, которые из дорогих машин и кабинетов любят бить себя в грудь, божась, что идеи Бандеры — их идеи. Реально, ни одного, хоть это и Киев. Только свободовец Ильенко, выглядящий так упитанно, будто это именно он съел все продукты во время голодомора, руководит построением — «Нацкорпус» направо, «Свобода» налево, остальные в центр. Прямо-таки боевые порядки, как будто их не охраняет полиция, или как будто в ближайшем переулке затаился Путин, чтобы напасть.

Кстати, в толпе только об этом и разговоры: Россия, Путин, ОПЗЖ, Медведчук. А ещё кто-то с усмешкой говорит: «Завтра это всё будет в российских СМИ, снова скажут, что мы тут Бандеру чествуем». А кого вы чествуете на бандеровском марше? Ленина что ли?

Два вусатых (именно вусатых, а не усатых) деда ругаются под памятником Тарасу Шевченко.

— Доставай прапор.

— Да на шо воно надо?

— Доставай прапор, я тебе говорю. Только жёлтый снизу, смотри не перепутай!

Начинаешь обращать внимание на прапоры. Действительно, у одних он жёлто-блакытный, а у других — блакытно-жовтый. Знающие люди рассказывают легенду о том, что «раньше» цвета флага якобы располагались в обратном порядке, а когда в 1991 году при провозглашении независимости его поднимали над Верховным Советом в Киеве, то случайно перепутали и так и осталось. Это, конечно бред. Историческая байка гласит, что в марте 1918 года киевская Центральная рада по настоянию иконы украинских националистов советского академика Грушевского в УНР утвердили жёлто-синий флаг (с жёлтым сверху) — таковы правила столь любимой патриотами Украины немецкой геральдики. Однако нет ни одного подтверждающего это документа, поэтому байка остаётся лишь байкой. Деды-бандеровцы правы, переворачивать флаг не надо. Но в толпе много таких, перевёрнутых, что можно было бы трактовать как проявление неуважения к государственной символике, если бы было кому трактовать.

Какие-то странные люди, видимо почему-то находящиеся в Киеве белорусские оппозиционеры, достали бело-красно-белые флаги. Спрашивается, какое отношение они, европостремительные демократы, выступающие против «диктатуры» Лукашенко, имеют к нацистскому пособнику Бандере? Или, может, имеют?

Из микроавтобуса желающим раздают факелы, и толпа по бульвару Шевченко стартует в сторону Майдана. Рядом дежурят пожарные и медики. Из громкоговорителя периодически раздаются уже набившие оскомину неонацистские, взятые прямо у Третьего рейха, лозунги вроде «Одна мова, одна нация, одна держава!» или «Слава Украине! Героям слава!». Колонна с зажжёнными факелами, навскидку тысячи полторы человек — совсем не много для столицы после 7 лет агрессивной и 23-х — обычной пропаганды национализма, растягивается по проезжей части. Прохожие поглядывают на марширующий паноптикум с недоверием и опаской. Радостно приветствующих «мирных митингувальников», как это обычно бывает на 9 мая, нет и в помине. Так долго и нудно идут и идут, идут и идут, время от времени покрикивая: «Москалей на ножи!». Это, кстати, массовые публичные призывы к убийствам на национальной почве, но полиция ничего не слышит.

Через час-полтора после начала шествия ко мне подходит знакомый европейский журналист ливанского происхождения, только что приехавший из Нагорного Карабаха в Киев, чтобы снять марш Бандеры.

— И это всё? — спрашивает он на ломаном английском.

— Наверное, — отвечаю я, — а что ты ещё ожидаешь увидеть?

— Так тут одно сплошное бла-бла-бла.

— Ну да.

— Понятно, тогда я закончил и иду пить коньяк.

Так что до финального митинга он не додержался. А стоило бы. Но конечно не из-за речей, которые толкали организаторы. Там всё банально — нам не нужна внешняя помощь, «здобудем державу» или погибнем, национализм приведёт к процветанию (без объяснений, как и кого конкретно приведёт), и зачем сегодня нужно чтить Бандеру. Почему-то ничего не было про Путина и российскую агрессию. Наверное, потому что к шествию не присоединились ни Порошенко, ни Билецкий, ни даже Тягнибок, которому, казалось бы, попиариться не помешает. В общем, про Путина сказали только, что он нехороший человек (снова не объясняя, почему), зато Зеленского полоскали и в хвост, и в гриву, как тирана и диктатора, который закрывает в тюрьмах «патриотов». Оказывается, на Украине таки есть политзаключённые. Чудеса, да и только.

Стоило же побывать на финальном митинге по одной простой причине — из полутора тысяч марширующих на нём осталось человек 100. Причём половина — это организаторы, т.е. нацкорпусята и свободовцы, а половина — журналисты. Прочитав с кулаком на груди т.н. молитву украинского националиста и затушив факелы в грязной луже около палаток протестущих ФОПовцев, они рассосались по близлежащим туалетам. Что же, у героев тоже есть физиологические потребности.

Фото — Валерии Евдокимовой

Павел Волков