Российская космическая программа должна быть, прежде всего, национальной и по форме и содержанию

Как сообщила пресс-служба минобороны РФ, орбитальный блок в составе разгонного блока «Бриз-М» и габаритно-массового макета полезной нагрузки отделился от третьей ступени тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5», запущенной с космодрома Плесецк в понедельник.

  Таким образом, второй испытательный запуск новой  тяжелой ракеты-носителя, фактически, первой со времен СССР, можно считать состоявшимся и вполне успешным. С чем можно от всей души поздравить российскую космонавтику, которая спустя  тридцать лет после безвременной кончины советской смогла доказать, что у России «есть еще порох в пороховницах».

Теперь остается только решить, причем  основательно и надолго, вопрос стабильной полезной нагрузки. По сути, это главный вопрос всей мировой космонавтики, поскольку никто не хочет выстреливать в космос миллиарды денег, не получая взамен адекватной компенсации. Именно поэтому захирела, в конечно итоге, космонавтика 20 века, которая в своей основе была именно военной. И как только была достигнута её предельная полезность в военно-стратегической области, в виде создания ракетно-ядерного щита, как усилия в этой сфере тут же пошли на убыль.

Поэтому новые замечательные ракеты-носители, это, безусловно, очень хорошо. И  вообще именно то, без чего нельзя обойтись, если  иметь какие-то планы дальнейшего освоения Космоса. Но в еще большей степени эти ракеты не смогут обойтись без указанных планов. Точнее, они просто окажутся ненужными.

Причем, планы эти не должны напоминать ту беспочвенную маниловщину, которой в последние годы, чего греха таить,  стали явно злоупотреблять некоторые местные деятели от космонавтики. Которые обожают презентовать прессе фантастические проекты. вроде «плавающего в атмосфере Венеры космического зонда», или рассказывать об освоении Марса с помощью «космических ядерных тягачей», которых еще не существует в природе.

 «Роскосмос» до конца текущего года запланировал подписание контракта, предполагающего разработку атомного космобуксира «Нуклон», который в 2030 году будет запущен к одному из спутников Юпитера, сообщил ТАСС исполнительный директор госкорпорации по перспективным программам и науке Александр Блошенко.»

Юрий Селиванов: Что положим на батут?

В любом случае одного  хотелось бы совершенно  определенно — чтобы главная ставка в будущих космических планах РФ не была сделана, как в прежние годы,  на услуги космического извоза для иностранных заказчиков. Это, во -первых, унизительно для первой в мире космической державы России. И, во-вторых и в главных, абсолютно бесперспективно. Запад, и не только он один, уже сегодня все делают и будут делать, чтобы лишить РФ такой возможности. Поэтому полагаться на милость зарубежных конкурентов, это самое последнее, что можно пожелать российскому Космосу. Сожрут и даже косточек не оставят!

Недавняя российская история – самое наглядное тому подтверждение. Именно после перехода к так называемому «международному сотрудничеству в космосе», Россия, под бурные и продолжительные аплодисменты американцев, уничтожила свою уникальную орбитальную станцию «Мир», с  тем, чтобы фактически промышлять извозом на практически аналогичную МКС в интересах НАСА.

Именно в интересах западных «партнеров» России, которым мы в то время еще полностью доверяли (непонятно, правда, зачем и почему) это и было сделано. А все демагогические россказни насчет того, что Мир», якобы, безнадежно обветшал, «покрылся плесенью»  и буквально требовал срочного затопления, являются всего-навсего неуклюжим прикрытием этого  факта.

Юрий Селиванов: Что положим на батут?

И уже сегодня, когда вновь пошли разговоры о необходимости строительства Россией собственной орбитальной станции, нам объясняют, что она станет практически вечной, потому что будет состоять из легко заменяемых блоков. Но ведь ровно тот же самый модульный принцип применялся и в конструкции «Мира»! И в нем точно так же можно было периодически заменять один модуль другим, обеспечивая неограниченное время существования станции.

Но ставка на космический извоз и на заработок жалких копеек за границей, вместо бесконтрольно уплывавших туда триллионов российских нефтедолларов, сделала свое черное дело и «Мир» был уничтожен.

Кстати, российским космонавтам, именно после этого перестали давать звания Героев России, признав тем самым, что статус извозчика при иностранном  заказчике, мягко говоря, не вполне соответствует статусу этой высокой награды. Предусматривающей, прежде всего,  подвиг в значимых интересах собственной страны, а не только в деле «скирдования» американских долларов. Хотя, надо честно  признать, были и такие годы, когда без этих презренных зеленых бумажек, российская космонавтика могла просто прекратить существование.

   Ровно то же самое касается и ряда других российских национальных космических программ, суливших России возможность вернуть себе лидерство в космосе. Своеобразным символом их печальной участи стала катастрофа  в 2011 году российского межпланетного зонда «Фобос-Грунт»,  по причинам, которые до сих пор остаются до конца невыясненными.  Хотя и были указания на то, что тогда не обошлось без «внешнего вмешательства»

Именно поэтому, рассуждения о том, что новые ракеты –носители, дескать, «позволят России улучшить свои конкурентные позиции на мировом  рынке космических услуг»  воспринимаются не иначе, как попытка  повторения пройденного – нового витка в беге по замкнутому кругу, который не ведет никуда.

Необходимости в этом сегодня нет никакой. Тем более, что и возможность опоры на импортные заказы, практически эфемерная. Кроме того, нынешняя Россия отнюдь не тождественна своей бледной тени образца «лихих девяностых», когда западные финансовые подачки были едва ли не главным средством  «поддержания штанов» российского Космоса.

Сегодня Россия вновь возвращает себе статус полноценной мировой державы. В том числе и в космической области, где наша страна не так давно была первопроходцем. Именно поэтому создание нового семейства российских ракет-носителей следует рассматривать, не столько как заведомо безнадежную попытку «дважды войти в одну и ту же реку», сколько как создание необходимой основы и материальной базы для нового большого рывка вперед.

Что же касается пресловутой материальной отдачи от такого рывка, то не зря говорят, что под лежачий камень вода не течет и что  дорогу осилит идущий. И если мы не хотим, сидя на печи,  кусать локти от досады,  наблюдая за тем, как в уже недалеком будущем наши зарубежные партнеры начнут открывать и осваивать  «новые Америки» в большом Космосе, надо что-то делать уже сегодня. Кстати говоря, во времена Колумба, Магеллана и прочих первооткрывателей  новых земель с их несметными богатствами, сказочно обогатившими Европу, тоже было предостаточно скептиков, твердивших, что все эти заморские  путешествия – напрасная трата сил и  денег и лучше бы старикам похлебку пожирнее сварили.

Юрий Селиванов: Что положим на батут?

Если мы хотим пропустить еще одну эпоху Великих географических открытий, на этот раз космического масштаба, то таким брюзжанием можно и ограничиться. Вот только жаловаться в этом случае будет не на кого, кроме как на самих себя.  Думаю, что в российском руководстве эту логику прекрасно понимают, на печи не сидят и к освоению дальнего Космоса готовятся самым серьезным образом. Порукой чему стала ракета-носитель нового поколения и её успешный старт в будущее космической России.

Конечно, по мере возможностей, продвигать свои услуги на мировой рынок в любом случае необходимо. Но только собственная программа освоения космоса, подобная советской, может обеспечить выживание и стабильный прогресс российской космонавтики. Иначе труба дело…

Является ли дальнейшее освоение Космоса одной из жизненно важных задач для обеспечения будущего России?
Нет, не является. В космосе холодно, нечем дышать, там нет ничего ценного. А все эти полеты в космос только напрасная трата сил и средств. Лучше бы пенсионерам отдали и за ипотеку долги списали
3.17%
Освоение Космоса и планет Солнечной системы имеет потенциал в тысячи и миллионы раз превосходящий результаты эпохи Великих географических открытий. Даже одна планета или планетоид, с их неисчислимыми природными богатствами, из которых прямо на месте можно будет производить необходимую продукцию, окупит все усилия Человечества в этой области. И в первую очередь тех стран, которые будут первопроходцами. Россия должна быть в их числе
96.83%

Юрий Селиванов, специально для News Front