В США уже были однажды два президента и две партии, провозгласившие победу на выборах: тогда – пронесло, так как было за счёт кого договариваться, сейчас – посмотрим.

Всё новое – это хорошо забытое старое. Президентские выборы 2020 года (хотя, по большому счёту, нужно дождаться, чем они закончатся) – это не первые украденные выборы в США. И они вполне могут поспорить за титул «самых грязных выборов» в истории страны с президентскими выборами 1876 года, на которых победил проигравший.

Разница с нынешней ситуацией только в том, что, во-первых, остального мира это тогда особенно не касалось, а во-вторых, сторонники проигравшего победителя выборов этим исходом в конечном счёте оказались в целом… довольны, чего об избирателях президента Дональда Трампа совершенно не скажешь.

Прежде чем мы расскажем о той давней, но весьма поучительной истории, просьба иметь в виду, что за последние полтора века демократы и республиканцы в США поменялись местами, переродились друг в друга, сохранив взаимное неприятие. Поэтому тогдашние демократы по своим вкусам, убеждениям и политике – это сегодняшние республиканцы.

Как у Байдена и Трампа

Президентские выборы 1876 года состоялись через 11 лет после завершения Гражданской войны, в которой погибло больше американцев, чем во всех внешних войнах США вместе взятых, а половина страны превратилась в руины. Поскольку победители-северяне, уступая часто южанам на поле боя и якобы очень сильно хотевшие освободить от рабства негров (а на самом деле – завладеть утекавшими в Англию ресурсами Юга для развития промышленности Севера и дешёвыми чёрными рабочими руками), применяли тактику выжженной земли.

На этих выборах демократ (повторим, сейчас это был бы республиканец, а его оппонент – демократом) Сэмюэл Тилден, борец с коррупцией, опередил по числу голосов выборщиков (и общему числу голосов тоже) республиканца Ратерфорда Хейза. Сразу после выборов у Тилдена было 184 голоса в коллегии выборщиков, у Хейза – 165. И ещё 19 голосов оспаривались обоими кандидатами, партии которых заявили о победе на выборах. Речь шла о Флориде, Луизиане и Южной Каролине, возникли проблемы и в Орегоне. Однако в результате закулисной сделки, не имеющей никакого отношения к демократии, победителем был объявлен с результатом 185 против 184 голосов Хейз.

Как такое могло случиться?

Всё очень просто. Республиканский кандидат – вернее, его команда договорилась с демократами-южанами о прекращении оккупационного режима, пообещала свернуть Реконструкцию ещё вчера рабовладельческого Юга и не мешать его белому населению жить так, как оно привыкло, перестать настаивать на правах чернокожих. В ответ на эти обещания выборщики-южане из числа демократов поддержали и сделали президентом проигравшего кандидата-республиканца.

Данное соглашение, известное как «Компромисс 1877 года», привело к удалению негров из государственных органов власти с помощью законов о «налогах на выборы» (большинство чёрных не имело средств, чтобы их платить), а благодаря так называемой «дедушкиной оговорке» у негров отобрали фактически и право голоса, запретив неграмотным голосовать. За одним исключением, которое касалось белых.

В общем, мавр сделал своё дело, дав северянам безупречный моральный повод для Гражданской войны и установления в результате неё своего контроля над Югом, повторно пригодился республиканцам в виде отступного для заключения выгодной политической сделки и теперь мог отправляться на все четыре стороны, с глаз долой. Так ещё почти на 100 лет апартеид и угнетение негров задержались в южных штатах США.

Как это практически провернули?

Технически фальсификация выборов 1876 года – примерно как сейчас ЦРУ, ФБР, Министерством внутренней безопасности, Агентством по кибербезопасности и другими совершенно открыто помогающими демократам госструктурами – обеспечивалась федеральной армией и чиновниками, которых контролировали тогдашние «демократы» — республиканцы. Администрация уходящего президента Улисса Гранта ввела войска из северных штатов во Флориду, Южную Каролину, Луизиану и Орегон, после чего там начался пересчёт голосов. Они были подсчитаны «правильно», хотя и не сразу. Демократы возмутились бесцеремонной кражей выборов и оспорили результаты во всех этих штатах. Из этого ничего не вышло.

Завершилась эта эпопея – и тоже не без проблем – в конгрессе США. Для того чтобы палата представителей, где у демократов было большинство, не избрала президентом демократа Тилдена (а она могла по закону это сделать), для решения «конституционного кризиса» была придумана откровенно жульническая схема с участием судей Верховного суда, в результате реализации которой республиканец Ратерфорд Хейз с преимуществом в один голос был избран президентом. Его инаугурация прошла под охраной федеральной армии, а прозвище «Ратер-жулик» (Rutherfraud) сохранилось до наших дней. Джо Байдена, если госпереворот против Трампа окажется успешным, ожидает то же самое.

Хейз был объявлен победителем всего за два до истечения президентских полномочий Гранта и уже в следующем месяце в виде благодарности за поддержку со стороны руководящих демократов в рамках заключённой с ними сделки вывел федеральные войска с Юга, поставил точку в эпохе Реконструкции, «сдав» негров южанам. Бывшие конфедераты торжествовали, это был их реванш, ставший возможным благодаря президентским выборам. Зато сторонники Демпартии в северных штатах – негодовали.

Happy end останется в прошлом

Между тем, согласно окончательному подсчёту, Тилден получил почти 58% голосов избирателей, а ставший президентом Хейз – чуть более 42% (если бы сейчас считали по-честному, то между Трампом и Байденом была бы, вероятно, такая же разница). В виде утешения (Трамп, если окажется в такой же роли, этого, конечно, не удостоится) палата представителей приняла резолюцию, объявившую Тилдена «должным образом избранным президентом США».

Отказавшись бороться за власть, настоящий победитель даже напоследок пошутил: «Я могу уйти в личную жизнь с сознанием того, что получу от потомков благодарность за то, что был избран на высшую должность, но без каких-либо забот и обязанностей, связанных с этой должностью». Трамп поведёт себя, скорее всего, иначе – в 2020 году развязка будет другой, более драматичной, ведь и на кону стоит значительно больше, чем полтора века назад.

Автор:
Сергей Латышев