Военный конфликт в Карабахе закончился подписанием мирного договора между Арменией и Азербайджаном при посредничестве и активном миротворчестве России

Но после войны, как всегда, началась «большая политика», которая сразу вышла за рамки армяно-азербайджанского конфликта и затронула как некоторые страны Европы и Азии, так и США.

Во вторник, 17 ноября, состоялись переговоры госсекретаря США Майка Помпео и министра иностранных дел Франции Жан-Ива Ле Дриана. По итогу дипломаты выступили с совместным заявлением, в котором, в частности, говорится:

«Мы по-прежнему привержены нашей роли как сопредседателей процесса Минской группы, признавая действия, предпринятые Россией, которые привели к прекращению огня, которое действительно удержалось на протяжении недели».

Но при этом высокие стороны попросили у России пояснить роль Турции в данном конфликте и его мирном урегулировании.

Тонкости глобальной дипломатии

Роль Турции в карабахском конфликте, разумеется, не проста. Дело в том, что и Франция, и США — это страны НАТО, равно как и сама Турция. И пояснений и французы, и американцы могли бы попросить непосредственно у Эрдогана. Впрочем, нельзя сказать, что они не пытались.

Буквально на днях был анонсирован визит Майка Помпео в Турцию. В рамках этого визита предполагалась и встреча с Эрдоганом. Но внезапно, сегодня же, турецкая сторона объявила, что президент не сможет встретиться с американским госсекретарем «в силу слишком плотного графика». В переводе с дипломатического на русский это означает, что господин Эрдоган демонстративно господина Помпео проигнорировал. Можно даже сказать, что с особым цинизмом.

И в итоге у США, да и у НАТО остался единственный вариант хоть как-то вклиниться в ситуацию и совсем уж не остаться за бортом политики в регионе — это Россия и минский формат, с которым все тоже очень интересно. Это сейчас США говорят о важности и нужности Минской группы, а еще в 2017 году из уст бывшего госсекретаря Кондолизы Райс звучали слова о неэффективности данного формата переговоров, а также, что Штатам нужно бы из Минской группы выйти.

Здесь нужно пояснить, что обычно в западноевропейской и американской политической практике, чтобы озвучить что-то резкое и критичное, назначается спикер из бывших чиновников. С одной стороны, позиция озвучена, с другой — в случае чего, — ответственности никакой. Чиновник-то бывший. Собственно, с минским форматом и произошла такая история. Теперь он оказался очень важен, нужен и полезен.

Интересен также тот факт, что после того, как переговоры Помпео и Эрдогана не состоялись, Вашингтон озвучил свою обеспокоенность по поводу «роста военной мощи Турции».

Беспокойные соседи

Еще раз стоит повторить: США — член НАТО, Турция — член НАТО, но один из союзников по военно-политическому блоку внезапно обеспокоен ростом военного потенциала другого своего союзника по тому же блоку.

С точки зрения реальной геополитики, все это означает, что по факту в регионе есть четыре стороны: Армения и Азербайджан, Россия и Турция. И никаких НАТО, Европы или США для урегулирования отношений этим сторонам попросту не нужно. Ни в минском формате, ни в каком другом. По сути, это и есть реальная политическая многополярность.

Более того, заявления Вашингтона про обеспокоенность турецким военным потенциалом — это формулировки, которые говорят о расколе в НАТО. Ну или как минимум о том, что Турция Альянсом не воспринимается как полноценный партнер и союзник. То есть на бумаге в рамках официальных договоренностей — да, а вот фактически — уже нет.

Правая сторона

И здесь стоит отойти от внешней политики и поговорить о российских информационных реалиях. Во время конфликта часть российского информационного поля охватили панические настроения относительно того, что «РФ теряет Кавказ», что «мы опять сливаем все, что можно и нельзя». В общем, дежурная песня про «все пропало». И нет, мы сейчас не про армян и азербайджанцев, живущих в России. У людей есть свои национальные интересы, и это можно понять. Мы о сторонних по отношению к конфликту «аналитиках» и «экспертах», которые в нынешней ситуации больше похожи на белок-истеричек из небезызвестного мема. Потому что по итогу в регион введены российские миротворцы, РФ укрепила свои дипломатические позиции, выступила и посредником, и миротворцем, да еще и решила вопросы с Турцией, как с заинтересованной стороной, у которой с Азербайджаном весьма тесные связи.

Более того, сейчас именно Россия выступает важнейшей стороной переговоров уже с Европой и США в том самом «неэффективном» минском формате. И именно от России Штаты сейчас просят хотя бы минорного включения в политические процессы региона, где им просто отказали в присутствии.

И отдельным бонусом здесь идет фактическое, публичное обнародование того факта, что Североатлантический альянс — не так уж един, неделим и привержен одной цели и идее. Есть, как оказалось, в НАТО такие члены, которые «хорошо бы были послабее других».

При этом на деле был продемонстрирован и реализован принцип многополярной политики, который был и остается основой основ внешнеполитической доктрины нашей страны.

Если это — не дипломатическая победа России, то, право слово, непонятно, что тогда называть победой.

Александр Чаусов, ФАН