Министерство культуры России – ведомство не только дорогостоящее для нас, налогоплательщиков, но и не очень понятное по своим функциям. Казалось бы, оно должно защищать российскую культуру и вообще – нести её, так сказать, в массы. Но раз за разом «культурное министерство» шлёпается в грязную лужу, поощряя и поддерживая деструктивные проекты и авторов-русофобов. При этом мимо внимания ведомства удивительным образом проходят ситуации, когда разрушаются и распродаются объекты культурного наследия России – не до этого, видимо. Особенно если в деле замешаны чьи-то коммерческие интересы, как в истории с Царской усадьбой в подмосковном Ильинском.

Скандалов, в которых упоминается Министерство культуры, и раньше было немало. А уж в последнее время и вовсе – как прорвало: ещё не прошёл у публики шок от выставки в Третьяковке, романтизирующей террористов, а тут уже новые «постукивания со дна».

Скандал или провокация?

В последние дни октября в московском «Театре.doc» прошла премьера новой постановки под названием «Сказка о шамане». Сопровождался первый показ инцидентом, который некоторые «независимые» СМИ уже назвали «провокацией неизвестных активистов с целью сорвать показ». На самом же деле «провокацией» был назван вопрос одной из зрительниц о том, «с какой целью создаются такие спектакли и не являются ли они заказом».

Афиша «кукольного» спектакля сообщает, что проект был реализован при поддержке Союза театральных деятелей и Министерства культуры России. Это же указано и на сайте Театра.doc. Скриншот: Telegram/ t.me/odnako_s

Что же это была за постановка? Речь в «кукольном спектакле» идёт о том самом странном якутском шамане Александре Габышеве, который всё пытается пешим ходом добраться до Москвы, чтобы «изгнать демона, засевшего в Кремле». А «демон», по его мнению, вселился в главу государства. То есть шаман своим предназначением считает «изгнание Путина».

Вот об этом «путешествии» и рассказывается в постановке с явным политическим окрасом. Правда, авторы этой постановки – Беата Бубенец и Михаил Башкиров – уверяют, что «никакой политики нет, есть только искусство».

«И если кто-то видит во всём этом исключительно политическую составляющую, то на самом деле всё намного глубже и сложнее», – заявила в беседе с журналистом одного из изданий автор этого «образчика документального искусства» Беата Бубенец. То есть «политическая составляющая» всё-таки есть, но смотреть надо куда-то «ещё глубже».

В афише «совсем не политического спектакля» указано: при поддержке Союза театральных деятелей и Министерства культуры России. Неужели представители этих славных организаций не были в курсе того, что и кого они поддерживают? Им ничего не известно о фигуре режиссёра этого «кукольного представления»?

Менестрель украинских неофашистов

Беата Бубенец (настоящее имя – Елена Степанова) некоторым читателям уже известна своими фильмами о Майдане («так хотелось революции», что решила в ней поучаствовать) и о Донбассе, причём на ситуацию она смотрела глазами неофашистов из батальона «Айдар». «С ними мне было очень хорошо, очень органично, я в душе такая же, как они», – признавалась Бубенец-Степанова.

Поэтому, видимо, и снимала о карателях трогательно-апологетические фильмы, которые потом демонстрировались в России, вызывая гневное недоумение у большей части публики и едва ли не восторг у либерально-ориентированной. Причём один из таких фильмов, «Полёт пули», был показан в 2017 году не на какой-нибудь частной вечеринке, а в московском кинотеатре «Октябрь» на Арбате. А до этого его продемонстрировали в Санкт-Петербурге на фестивале авторского документального кино «Артдокфест – 2017». Звучит дико, но фильм об «айдаровцах», который сражаются «против российской агрессии», в России получает главный приз.

Сама же автор так говорила о «героях» своей ленты: «Крутые рисковые пацаны с автоматами, которые живут одним днём и которые почему-то именно на войне чувствуют себя хозяевами жизни». А вот защитников Донбасса она называет «трусливыми сепаратистами». Недаром Бубенец-Степановой в 2015 году был вручён приз украинского феста «Докудейз» за фильм «Божья воля» про «страшных православных погромщиков».

Ещё один документальный «шедевр» о Донбассе Бубенец-Степановой называется «Чечен», а заглавный герой ленты всю жизнь занимался тем, что «воевал с русскими». Это – «дело всей его жизни», а ничего другого он и не умеет.

Стоит, наверно, упомянуть и документальную ленту, снятую Бубенец в 2016 году, – фильм «Выбор» о кандидатах Ходорковского и партии «Открытая Россия». Тоже «замечательное» сотрудничество.

История «про изгнание демона»

И вот эта «режиссёр(ка)-айдаровка», иначе её назвать не могу, не только поставила спектакль про не очень психически здорового человека «шамана» Габышева, но даже сняла про него фильм «Шаман vs Путин». Сейчас я процитирую строчки официальной аннотации к ленте:

У якутского шамана Александра есть цель – изгнать из Кремля «демона-Путина» в 2021 году. Шаману пришло откровение от Бога, что президент России Владимир Путин – демон, которого он должен изгнать из Кремля, чтобы наступила новая светлая эпоха для России и всего мира… В то же время российские власти разглядели опасность в этом быстро становящемся очень популярным благодаря соцсетям движении. Сам шаман был арестован и отправлен обратно в Якутск. Власти одновременно обвинили его в экстремизме и в сумасшествии, над ним нависла угроза оказаться или в российской тюрьме, или в психушке.

Чтобы было понятно, что такое «быстро становящееся популярным движение», автор(ка) сообщает, что за всё время «похода шамана на Кремль» в прошлом году к нему присоединились аж 30 человек. Зато сам Габышев стал «героем мировой прессы»: о нём писали The New Times, BBC, Guardian etc. Вот она, слава!

Режиссёр спектакля про шамана, который смело идёт «изгонять Путина», Беата Бубенец (на самом деле – Елена Степанова) известна своей трогательной дружбой с украинскими неофашистами, снимает о них фильмы, за что «рукопожатные» жюри стабильно присуждают ей призы. Скриншот: Twitter/Eugene Shil

Аннотация к фильму вполне подошла бы и к «кукольному спектаклю» – это один и тот же проект, воплощённый на экране и на театральных подмостках. Так что заявление о некой «провокации активистов» на премьере «Шамана» – конечно, очередное враньё, поскольку провокацией является сам спектакль и имя его создательницы. Да и использование в своих политических целях не очень здорового человека и его мании – беспринципно. Но разве это имеет значение, если фактура из него получается зрелищная и легко монетизируемая?

…»Осадочек остался»

Вполне возможно, что на постановку скандального «Шамана» само Министерство культуры никаких денег не выделяло, не исключено, что в ведомстве ничего даже не знали об этом проекте, а участие его в этой истории было «чисто номинальным». Вот и зампредседателя по творческим вопросам СТД Росcии Дмитрий Мозговой в беседе с Царьградом рассказал, что спектакль «Сказка про Шамана» был отобран экспертным советом Союза, куда не входят штатные сотрудники Минкульта.

«Отбор проходил в рамках гранта для негосударственных театров. Суммы подобных грантов обычно небольшие –  от 200 тысяч до 400 тысяч рублей. Но независимые театры рады и таким деньгам. А сам спектакль, уверен Мозговой, к политике никакого отношения не имеет, рассказывает «о якутской мифологии», а главный герой – «просто собирательный образ».

Конечно, «собирательный» – ведь Беата Бубенец, «собирая образ», даже часть пути «на Кремль» прошла вместе с этим самым «шаманом». Но почему-то кажется, что уважаемый господин Мозговой немного лукавит, когда говорит о некой «якутской мифологии». Ведь в анонсе на сайте театра указано прямо:

Это кукольный документальный спектакль про Александра Габышева, в медиапространстве известном как Шаман, который шёл до Москвы… В один день он выходит из дома и отправляется в путешествие к великой цели, а уже на пути встречает союзников и борется с препятствиями. У постановки открытый финал, так как развязка в реальной жизни ещё не наступила. Каждый раз мы планируем немного видоизменять спектакль – создавая таким образом театральное отражение судьбы человека.

Как бы там ни было, история получилась грязноватая. И «осадочек остался». Тем более, что от Минкульта по поводу постановки и собственного логотипа на афише никаких комментариев не последовало. Неужели наш Минкульт никак не смутил этот его логотип на афише «спектакля»? И ведь не только логотип! На сайте «Театра.doc», как говорится, чёрным по белому написано: «Проект сделан при поддержке Министерства культуры РФ и Союза театральных деятелей». Никого там, в «культурном» ведомстве оторопь не взяла? А между тем в театре уже приглашают зрителей на второй показ этого спектакля.

Хотя всё это уже не кажется странным в свете того, что вообще происходит под крылом этого ведомства. Сколько фильмов про унылую российскую жизнь, про пропащих мрачных алкоголиков, населяющих нашу страну, снято «при поддержке Министерства культуры»? Сколько лент, в которых радостно оплёвывается наша история, выпущено под этим логотипом или под логотипом Фонда кино? Хотите снять кино про зомби в блокадном Ленинграде? Пожалуйста, вот вам денежки – и Фонд кино, который, как Министерство культуры, является государственным регулятором кинопроизводства и кинопроката в России, выделяет 60 миллионов рублей.

Про спектакли с «голыми пионерками» и напоминать не стоит – театральные постановки в порнографическом стиле в театрах, существующих на государственные, а значит, народные деньги, никого уже не удивляют. И в «культурном» ведомстве от такой «культурки» никого не корёжит.

Спасти «рукопожатных»

И в Союзе театральных деятелей, как выяснилось, считают, что поддерживать государственные театры – это «маловато». Надо ещё и о негосударственных не забывать и «как можно быстрее оказать им реальную поддержку». С такой просьбой к президенту России обратился глава СТД, известный актёр и режиссеё Александр Калягин на проходившем 27 октября заседании Совета по культуре и искусству. Трудно, мол, таким театрам, на грани закрытия они, вот-вот «невидимая рука рынка» удушит.

Конечно, давайте поддержим их, чтобы было у подобных «независимых театров» ещё больше возможностей ставить спектакли «про шаманов» или, скажем, содомитов. Пусть и дальше самовыражаются какие-нибудь «беаты бубенцы».

Разве можно позволить утонуть всему этому классу «творческой интеллигенции», в основном внутримкадной? Вот и не позволяют, вливая средства, используя любые лазейки, в театры, в которых и «рулят» либералы, и посещают такие же либералы. Непременно и даже обязательно необходимо поддержать весь этот «рукопожатный охлос», а потом можно снова наивно удивляться, почему же таким буйным цветом там цветёт русофобская среда и от них же распространяется дальше. А ведь если бы при Минкульте была бы комиссия, способная верно оценить те или иные постановки с идеологической точки зрения, не было бы скандалов с «Шаманом» или фильмом «Аутло», повествующим о проблемах ЛГБТ-сообщества и старших школьников.

Но такой комиссии, видимо, нет. А поэтому можно поддержать и Людмилу Улицкую, как это сделала подведомственная Департаменту культуры Москвы библиотека имени Некрасова, выкупив и подарив обсервационному центру в Сокольниках энное количество её книг. А «Московский дом книги», который тоже относится к культурному ведомству столицы, представляет на своей площадке новые произведения либеральной писательницы.

Той самой, которая считает граждан нашей страны «грязными больными дикарями», а также стыдится и русского гимна, и русского народа, и России в целом. Она же несколько лет назад активно продвигала книги из детского проекта «Другой, другие о других». Цель проекта понятна из названия – воспитание в детях толерантного отношения к «другим». В некоторых книгах этого проекта можно было узнать о педофилии и инцесте как о чём-то само собой разумеющемся.

Конечно, не всё так плохо в «культурном королевстве». Есть и хорошие новости. Вот, к примеру, Министерство культуры одобрило проведение восстановительных работ во Владимирском театре драмы, который серьёзно пострадал во время недавнего пожара, и решило обратиться в Минэкономразвития и Минфин России с предложением о выделении дополнительного финансирования. Кроме того, Минкульт будет содействовать гастролям этого театра в рамках проекта «Большие гастроли». И это правильно, не всё же «рукопожатных» либералов-частников поддерживать.

Автор:
Аля Самитова