Сообщив о снижении прибыли на 44,6% в третьем квартале 2020 года, ведущий нефтяной гигант саудитов компания Aramco нанесла серьезный удар по стратегиям экономической диверсификации и общей стабильности Саудовской Аравии

Прибыль саудовских нефтяников за этот квартал составила критические 11,79 миллиардов долларов. Год назад прибыль составляла 21,29 миллиардов долларов.

Результаты крупнейшего производителя нефти ОПЕК прямо противоречат оптимизму, выражаемому руководителями Aramco в СМИ.

Cаудиты апеллируют к тому, что у такие международных нефтяных компаний, как Shell, BP, Total и Chevron, дела идут еще хуже. Но дело в том, что успех Aramco напрямую связан с амбициозными планами наследного принца Королевства Мохаммеда бен Салмана. Ожидается, что в ближайшем четвертом квартале 2020 года результаты Aramco будут еще хуже. Очевидно, что Саудовская Аравия уже испытывает серьезные экономические проблемы.

Глядя на статистику по третьему кварталу, трудно оправдать оптимизм, выраженный саудитами во время последней встречи ОПЕК в Вене. Если посмотреть на рынки Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), США, Индии, Ближнего Востока и Северной Африки, то у ОПЕК почти не на кого надеяться.

Самая дорогая нефтяная компания в мире явно не потянула свою ношу, пытаясь контролировать мировые нефтяные рынки и обеспечивать саудовские власти столь необходимыми денежными вливаниями. Продолжающийся крах нефтяного рынка и падение спроса из-за пандемии не сулит ничего хорошего Королевства. По нынешним прогнозам, как минимум четвертый квартал 2020 года и первый квартал 2021 года будут такими же плохими, как третий квартал 2020 года, а возможно, даже хуже. И все это без учета возможной победы на выборах Джо Байдена и возобновления добычи нефти в Иране, Ливии и Ираке.

Не секрет, что Байден планируют проводить на нефтяном рынке деструктивную политику, что сильно беспокоит не только американских нефтяников, но и саудовских.

Текущая дивидендная позиция Aramco основана на обещании, ежегодно выплачивать дивиденды по IPO в размере 75 миллиардов долларов в течение пяти лет. Если это обещание не будет выполнено, последствия для Aramco будут очень серьезными. Основная причина роста цен на акции на главной саудовской бирже – это сила и мощь Aramco. Любые сомнения относительно будущих дивидендов и прибыльности нефтяного гиганта не только повлияют на стоимость акций, но и на рейтинг доверия к самой компании.

Это может привести к серьезному внутреннему финансовому кризису, поскольку граждане Саудовской Аравии делают ставку на повышение цен на акции. Удар по бирже это удар по всей саудовской экономике.

Финансовая сила Aramco является ключевым фактором общей стабильности Саудовской Аравии. Без стабильного нефтегазового сектора Саудовская Аравия свалится в кризис за очень короткий срок. Снижение доходов сильно повлияет на положение и репутацию и без того скандального наследного принца Королевства Мохаммеда бин Салмана. Без получения денежных средств, стране будет сложно поддерживать уровень достатка населения, а безработица покажет высокий рост.

Рыночная стратегия саудитов, диктуемая ОПЕК, явно терпит неудачу. И если некоторые члены ОПЕК, такие как Ливия и Ирак, выполнят свои обещания по увеличению объемов нефтедобычи, катастрофические последствия для экономики Саудовской Аравии наступят уже с января 2021 года.

Текущий бюджет королевства требует цену на нефть около 50 долларов за баррель.

Столкнувшись с дефицитом бюджета в размере более 11 миллиардов долларов в третьем квартале, правительство Саудовской Аравии испытывает огромную нехватку денежных средств. Есть признаки того, что бюджетный разрыв увеличился на 27% в 2020 году по сравнению с годом ранее.

При бюджете, основанном на 50 долларах за баррель, кризис неизбежен.

Экономический спад, внутренний финансовый кризис и задержка новых проектов в Королевстве уменьшат не только глобальную мощь Саудовской Аравии, но и внутреннюю мощь Мохаммеда бен Салмана. Это тревожные времена для нефтяного королевства.+

Владимир Карасёв, специально для News Front