Власти региона с упрямством, достойным лучшего применения, несколько лет подряд игнорируют и Администрацию президента России, и обращение Патриарха Кирилла. Часть исторического наследия, на которое не поднялась рука даже у советской власти, уже уничтожена – безвозвратно. Оставшиеся элементы некогда величественного архитектурного ансамбля Ильинского сейчас крушит спецтехника: буквально недавно был снесён флигель постройки начала XIX века, первый этаж Царского дворца с галереями и солнечные часы. Депутат Госдумы Николай Земцов, соучредитель общественного движения «Бессмертный полк» и эксперт центрального штаба ОНФ, обратился с заявлениями в адрес прокурора Московской области Сергея Забатурина и вице-премьера Дмитрия Чернышенко с просьбой вмешаться в ситуацию и остановить этот беспредел.

Совершенно невероятное, с точки зрения разума, происходит сегодня буквально напротив государственной резиденции Ново-Огарёво. Там уничтожают – в прямом смысле слова – единственную Царскую усадьбу Подмосковья – Ильинское, древнюю вотчину московских князей, с уникальными архитектурными постройками.

И делается это при прямом попустительстве Главного управления культурного наследия Московской области, которое, по идее, должно быть самым ревностным хранителем истории в регионе.

Но региональному ведомству, судя по всему, абсолютно безразличны и прямые рекомендации рабочей группы при президенте России (по вопросам установления границ территорий объектов культурного наследия), и обращение Святейшего Патриарха Кирилла на имя губернатора МО Андрея Воробьёва (с просьбами сохранить усадьбу), и даже решения, принятые собственным руководством.

Хотя стоит ли удивляться? Достаточно упомянуть, что варварским уничтожением русской истории занимается некая компания «Берег», аффилированная со структурами крупнейших девелоперов страны, владельцев ТЦ «Европейский», гостиницы «Украина» и оптового рынка «Фуд Сити» Года Нисанова и Зараха Илиева. А остальные участки усадьбы также принадлежат компаниям богатейших людей страны.

Есть информация, что там, на месте усадьбы, собираются свить свои гнёзда современные хозяева жизни: стоимость земли в этих местах считается одной из самых высоких в Подмосковье – примерно как в Барвихе, до 20 млн рублей за сотку.

Историческое место – даже советские власти не решились его тронуть

Село Ильинское когда-то было вотчиной московских князей, в XVII веке оно принадлежало богатому боярскому роду Стрешневых, представительница которого была замужем за Государем Михаилом Фёдоровичем. При Стрешневых там возвели Ильинскую церковь – шедевр русского барокко.

В 1775-м усадьба отошла к графу Остерману, а потом ею владел его внучатый племянник, герой Отечественной войны 1812 года граф Александр Остерман–Толстой – именно при нём создавался целостный архитектурно-парковый ансамбль, одной из достопримечательностей которого стала подъездная липовая аллея – Аллея Славы в честь соратников, павших на полях сражений с Наполеоном.

Так некогда выглядела эта усадьба. Фото: предоставлено Царьграду Московским областным отделением ВООПИиК

Во второй половине уже XIX века Ильинское приобрёл Император Александр II и подарил своей супруге – Императрице Марии Александровне, а ещё через некоторое время усадьба перешла во владение Великого Князя Сергея Александровича и стала любимым имением его супруги – святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны.

По инициативе Императорской, а затем Великокняжеской семьи усадьба была перестроена, там был расширен и благоустроен парк, а в сёлах Ильинское и Усово открылись объекты, как бы сейчас сказали, социального и благотворительного назначения – школы для мальчиков и девочек, родильный приют и ясли, образцовая ферма.

Там в разные годы бывали и жили многие члены Царской семьи, известные деятели культуры.

Как ни странно, после революции советские власти не погубили памятник архитектуры, хотя народным-то, конечно, он не стал – в усадьбе сначала сделали санаторий, а потом там селились высокопоставленные партийные деятели: там был пансионат московского горкома КПСС, где, к слову, работал поваром дед президента Владимира Путина – Спиридон Иванович Путин, который и похоронен неподалёку, на сельском кладбище.

После распада Союза, разумеется, Ильинское постепенно приходило в упадок. В 2000-х усадебным комплексом владела компания «Визит-Москва», соучредителями которой выступали правительства столицы и Подмосковья: поместье стало элитным пансионатом.

Территорию усадьбы поделили между богатыми людьми

Однако, видимо, затея вскоре надоела чиновникам. И усадьбу стали буквально делить на части, рассказывает зампред Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Евгений Соседов.

По его словам, это происходит последние лет пятнадцать, и сейчас там выделены три крупных участка.

Первый – крайний – принадлежит Виктору Вексельбергу, владельцу ГК «Ренова». На его территории в 2013-м, на глазах у местных жителей, снесли символ Ильинского – ротонду – беседку «Елизаветинский павильон» (1810–1820-х годов постройки), имевшую статус выявленного объекта культурного наследия. Потом вырубили часть парка и построили на освободившемся месте ряд новых сооружений.

Снесённая одной из первых в ансамбле беседка «Елизаветинский павильон» на участке Вексельберга. Фото: предоставлено Царьграду Московским областным отделением ВООПИиК

Другой участок отошёл к одной топливной компании.

Третий же, центральный, принадлежит упоминавшемуся «Берегу», где в прошлом году официально сменились учредители: в их число вошли люди, близкие к Году Нисанову.

Новые собственники снесли остатки дворца (в 80-х пожар уничтожил верхний его деревянный этаж, но зато уцелел нижний, где сохранились роскошные кирпичные галереи со сводами; в 90-х его укрепили), а также флигель под названием «Приют для приятелей» (1820-х годов постройки) и солнечные часы – тоже большая редкость, мраморная тумба с циферблатом.

Ужасно, что нет теперь единой целостности усадьбы, она разделена огромными заборами. Теперь всё перерыто. Остались ещё два флигеля, конный двор, домик-кухня для Августейших детей, то есть Царевичей – в России такое нигде не сохранилось вообще, – плюс сам парк,

– говорит Соседов.

Власти игнорируют даже администрацию президента

Удивительно, однако, другое. С 2002-го усадьба Ильинское вообще находится под охраной государства – именно как архитектурный ансамбль, выявленный памятник культурного наследия.

Потом в течение года он должен был обрести статус именно исторического памятника – с конкретным описанием, перечнем, а собственник территории, на которой он расположен, соответственно, должен нести ответственность за его состояние.

Тем не менее этого не случилось.

Полное игнорирование всего, что касается этой усадьбы, со стороны подмосковных властей. Хотя, казалось бы, куда уж выше – и решения из администрации президента, и обращение Патриарха. Но – ничего,

– отмечает Соседов.

Но все попытки включить усадьбу в госреестр и утвердить её границы встречают упорное (но странно это, конечно, только на первый взгляд) сопротивление со стороны органов охраны памятников и собственников земельных участков на территории усадьбы.

Уничтоженный флигель «Не чуй горя». Фото: предоставлено Царьграду Московским областным отделением ВООПИиК

Например, Минкультуры Московской области в 2015-м была прекращена работа по экспертизе усадьбы для включения её в реестр, несмотря на уже выделенное бюджетное финансирование и фактически проведённую экспертизу. Официально – из-за невозможности прохода экспертов на территорию объекта. В реальности же эксперты и сотрудники Минкультуры неоднократно осматривали территорию, но работы остановили под давлением «заинтересованных лиц».

Спустя ещё два года по заказу фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» эксперты ВООПИиК провели государственную (!) историко-культурную экспертизу усадебного комплекса, выполнив масштабные историко-культурные, архивные и натурные исследования, определив границы и предмет охраны усадьбы, выявив целый ряд исторических построек.

«Всё снести и оградить колючей проволокой: это место для избранных»

Казалось бы – что ещё нужно?

Но… в феврале 2018-го Главное управление культурного наследия МО отклонило эту экспертизу – по надуманным основаниям.

Тем не менее в том же году сделали ещё одну экспертизу, и её даже опубликовали на сайте ГУКН, вот только она получила многочисленные возражения и протесты со стороны собственника одного из участков (структуры Вексельберга), и в результате её так и не приняли.

Кроме того, подмосковное ведомство отказало в охранном статусе целому ряду исторических мемориальных построек, это – и здание яслей памяти Великой Княгини Александры Георгиевны, переоборудованное затем в лазарет для раненых воинов Русско-японской войны памяти Сергея Александровича Романова, и дом для садовых служителей, и дом настоятеля Спасского храма в Усове священника Константина Махаева.

Флигель «Приют для приятелей», разрушенный буквально на днях. Фото: предоставлено Царьграду Московским областным отделением ВООПИиК

Заявления о постановке под охрану указанных объектов, в нарушение действующих регламентов, не рассматривались с 2016 года. А когда в мае 2018-го их всё-таки вынесли на обсуждение научно-методического совета по сохранению культурного наследия при ГУКН, ценность этих построек была официально признана экспертами.

И что же? Правильно: подмосковные «охранители наследия» просто, не заморачиваясь на «мелочи», отказали в этом, исключив их из списков объектов, обладающих признаками культурного наследия.

Более того, ведомство пыталось подменить охранный статус усадьбы с «ансамбля» на «достопримечательное место», что позволяло в соответствии с законом вести новое строительство на исторической территории. И даже финансирование разработки этого проекта включено в программу «Культура Подмосковья» на 2019 год, но лишь под давлением общественности уничтожительный проект не был реализован.

Кроме беседки «Елизаветинский павильон», горе-собственники снесли флигель «Не чуй горя» (1830), построив другое здание на его месте и обнеся участок со всех сторон многометровым забором, вырубили усадебный сад (там тоже стройка), уничтожают постепенно подъездную Аллею Славы.

Таким образом, один из важнейших исторических памятников России и немногочисленные объекты, непосредственно связанные с жизнью одной из самых почитаемых святых Русской Церкви – преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны – находятся под угрозой гибели.

Более того, вопреки положениям Водного кодекса РФ нынешние владельцы территории усадьбы ограничили свободный доступ для граждан к находящейся, на минутку, в госсобственности 20-метровой береговой полосе Москвы-реки: береговая зона обнесена заборами с колючей проволокой. И традиционный Елисаветинский крестный ход из Ильинского в Усово, на который приезжают паломники со всей России и из других стран, вынужден обходить усадьбу «Ильинское» по шоссе.

«Ещё раз полезешь – проблемы будут, понял?»

Попасть туда сегодня просто невозможно – даже полиции. А тем, кто попытается зафиксировать факт уничтожения старинной усадьбы, грозят серьёзные неприятности. Как это случилось, например, с зампредом центрального совета ВООПИКа Евгением Соседовым во время съёмки сноса объекта культурного наследия – галерей Царского дворца, флигеля «Приют для приятелей», солнечных часов, вырытый котлован на их месте и строительные работы.

Клиновые леса применяются при проведении ремонтных, реставрационных, отделочных и строительных работ. Леса с клиновым креплением обеспечивают надежность и прочность, долговечность и универсальность сфер применени. Аренда клиновых лесов в СПб предоставляет компания «ПрофМастер», ставшая за 7 лет своей работы крупнейшим поставщиком строительных лесов и расширяющая свое присутствие на другие города России.

Сначала его задержали охранники и объявили, что не выпустят до «решения руководства». Тогда он вызвал полицию, но… стражи просто не пустили дежурного Ильинского отдела полиции УМВД по Красногорскому округу Сергея Шлыка. И отказались выполнить его требование –  отпустить Соседова.

Стоп-кадр с восстановленой записи из телефона Соседова: охрана отказывается отпустить его, потом скручивает и игнорирует даже полицию. Фото: предоставлено телеканалу Царьград Евгением Соседовым

А как только Соседов начал снимать явный беспредел на телефон, его скрутили – причём он успел убрать аппарат в карман, но оттуда его забрали. И лишь после прибытия уже руководства Ильинского отдела УМВД, всех, включая охранников, удалось вывести за территорию «хозяйства». Кстати, заодно выяснилось, что никаких документов, подтверждающих полномочия на охрану, у тех и не было.

Зато приехали некие «руководители» территории, один из которых с заметным акцентом хамил мне и грозил проблемами. Он же в присутствии сотрудников полиции стал говорить, что не знает, где мой телефон, что я сам его потерял, хотя про телефон его никто даже не спрашивал. На следующий день трубку они «нашли» – в мокром виде – и принесли в полицию,

– рассказал Царьграду Соседов.

Между тем, записи-то удалось восстановить, вот в чём дело. И, по идее, ретивых стражей следует привлечь к ответственности как минимум за самоуправство, хулиганства, а в худшем случае – за грабёж.

Впрочем, есть вероятность, что и тем, кто вообще отдал приказ разрушать историческую усадьбу, тоже придётся ответить. И не только им, но и чиновникам.

Не просто бездействие, а коррупция

Депутат Государственной Думы Николай Земцов, к которому обратился Правозащитный центр Всемирного Русского Народного Собора, направил запросы в адрес прокурора Московской области Сергея Забатурина и вице-премьера России Дмитрия Чернышенко, отвечающего в правительстве за сферу культуры, в которых он обращает внимание на «многочисленные нарушения уголовного и природоохранного законодательства», совершаемые в отношении единственной Царской усадьбы Подмосковья.

«По непонятным причинам усадьба до сих пор не включена в Единый госреестр объектов культурного наследия и границы её не утверждены, что приводит к варварскому уничтожению исторического памятника», – отмечает парламентарий.

При этом, подчёркивает он, попытки общественности добиться выполнения очевидных, в общем-то, действий, встречают «сопротивление со стороны органов охраны памятников и собственников земельных участков, имеющее признаки коррупционного сговора».

Правительство Московской области и Главное управление культурного наследия МО не обеспечивают госохрану усадьбы, как выявленного объекта культурного наследия, и закрывают глаза на любые нарушения на её территории, в том числе на преступный снос памятников архитектуры,

– конкретизирует Земцов.

Хуже всего то, что дальнейшее бездействие уполномоченных и надзорных органов грозит полной утратой уникального исторического памятника, продолжает депутат Госдумы. И просит остановить варварскую, по его выражению, стройку, уничтожающую всемирно известную усадьбу, а также провести проверку всех обстоятельств, изложенных в его обращении (в запросе есть приложение на семи листах), и добиться-таки включения «Ильинского» в Единый госреестр памятников.

В своё время была проведена даже экспертиза, но чиновники её отклонили. Фото: предоставлено Царьграду Московским областным отделением ВООПИиК

«Такой объект должен являться гордостью любой страны – международного значения. Это же историческое место! Вы знаете, например, что храм на берегу реки появлялся в фильмах – в частности, в «Звезде пленительного счастья»? Как можно так относиться к собственной истории? Это место, где я сам в детстве гулял с родителями – как и многие москвичи и гости со всего мира, не только из России. Но по какому-то нелепому стечению, так скажем, обстоятельств, «Ильинское» не обладает статусом, способным его оградить от безобразия», – объяснил свою позицию Николай Земцов.

Поэтому, считает он, на первом этапе нужно хотя бы приостановить все работы, которые там ведутся, проверить законность происходящего, а затем – придать усадьбе необходимый статус.

Депутат уверен, что сейчас весь процесс должен происходить уже не на региональном, а на федеральном уровне, именно поэтому он и обратился напрямую к вице-премьеру Чернышенко, чтобы уже правительство России выступило его инициатором.

«Вообще, любые попытки делать перепланировки подобных значимых мест должны проводиться исключительно после гласного обсуждения и одобрения общественности. И то, что происходит сейчас, никуда не годится», – резюмировал парламентарий.

Добавим, что, по мнению юристов, с которыми пообщался «Первый русский», речь в данном случае может идти об уголовной ответственности «ряда лиц» – в рамках статьи 243 УК РФ – за повреждение или уничтожение выявленных объектов культурного наследия.

Автор:
Александр Степанов