Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал прошедшее всенародное голосование триумфальным референдумом по поддержке Владимиру Путину и был совершенно прав. Однако люди, поставившие своей целью сокрушить российское государство, считая себя побеждёнными, не считают, что проиграли войну – в худшем случае, всего одну битву. Пока патриоты и лоялисты обсуждают, как теперь изменится порядок жизни в стране, «непримиримая оппозиция» начала новую разрушительную агитационную кампанию. Её цель – вовсе не большинство избирателей, проголосовавших за Путина. И не меньшинство, проголосовавшее против. Целевая аудитория и мишень враждебной пропаганды – элиты современного российского общества. Им предлагается, пока не поздно, обсуждать условия капитуляции перед превосходящими (в скором будущем) силами «свободного мира», чтобы не остаться «люстрированными» после «новой перестройки».

Как превратить триумф в повод для реванша

«Освободители» – отнюдь не сумасшедшие. Напротив, в их интеллектуальных построениях есть опасная логика. Помня уроки лучших пропагандистов XX века, ложь они замешивают на правде. Логика эта такова, следите за руками: 1 июля при подсчёте голосов выяснилось, что против поправок голосовало примерно 20% избирателей. Так как верить режиму нельзя, а верить либеральным социологам как раз, наоборот, необходимо, следует признать, что за поправки в Конституцию было большинство, однако это большинство – не более чем 65% избирателей, против было 35%. Однако и из двух третей большинство, согласно тем же опросам, голосовало за социальные поправки, на продолжение полномочий президента они соглашались с меньшей охотой.

Теперь внимание, але-гоп! Из этого, по мнению оппозиционных политологов, следует, что у Владимира Путина уже в 2024 году возникнут большие проблемы с переизбранием. Более того, уже сейчас можно говорить о делегитимации – то есть о потере действенной поддержки (!) существующего в России политического режима и о перспективе скорой «новой перестройки». Умные люди в связи с этим должны уже сегодня думать, как бы им побыстрее предать Путина и вступить в переговоры с оппозицией.

Тут надо сказать, что скромный автор этих строк считает своей обязанностью читать большое количество оппозиционных «мыслителей» – и совсем оголтелых и цинично-прагматичных, и тех, кто на зарплате у Ходорковского, и тех, кто кичится своей якобы неангажированностью. Врага надо знать в лицо и не надо считать идиотом – целее будешь. Так вот, сразу после оглашения итогов всенародного голосования и те, и другие (и сотрудник института Немцова в Праге, и бывший вице-губернатор Башкирии, и историки из Вольного исторического общества, и отставные политтехнологи), как по команде (почему «как»? некрасиво подозревать, когда вполне уверен), принялись нести в массы именно эту мысль: режиму скоро конец, новая перестройка, путинским элитам пора и придётся вступать в переговоры, те, кто этого не сделает, обречены, а вот тем, кто сделает, найдётся место в новой стране, как франкистам в Испании после смерти каудильо.

По сути, это военная пропаганда по типу «красноармеец, не слушай комиссара, умирать ни к чему, сопротивление бесполезно, в плену тепло и не стреляют». Пропаганда такая бывает нужна перед решительным наступлением, и следует предположить, что наступление последует в ближайшие месяцы, причём не только на интернет-страницах, но и на улицах. Противник действительно убедил себя, во-первых, в том, что поддержка Путина народом – пассивная, во-вторых, в том, что недовольных – не меньше трети общества, в-третьих, в том, что эти недовольные – представители наиболее социально активных групп населения, городского среднего класса. Иначе говоря, он убеждён, что, начнись бунт, защищать законную власть никто не выйдет, она окажется в положении ГКЧП против Ельцина и демократов.

Кто плохиш в российских элитах?

Я не стану строить предположений о том, кто из «либерального блока» правительства или федеральных органов финансовой власти может оказаться слаб в коленках и будет склонен поддаться вражеской пропаганде (в других стратах российских элит потенциальных изменников даже теоретически не найдётся). Я думаю, гораздо полезнее обсудить, почему она строится на лжи и никакой новой «перестройки» пока не предвидится, а даст Бог, и не будет.

Дело в том, что, хотя примерно 20% пришедших на избирательные участки или воспользовавшихся возможностями электронного голосования граждан и голосовали против (на что имели полное право), они делали это вовсе не потому, что стали «противниками режима». Говоря языком революционных политологов, у оппозиции довольно мало шансов «присвоить» себе эти голоса и этих людей.

Во-первых, потому, что существенная часть оппозиции перед референдумом не звала голосовать против, а звала к бойкоту. Коль скоро это так, недовольные голосовали против, не прислушавшись к оппозиционерам. А значит, нет у них стимулов слушать их и теперь.

Во-вторых, потому, что огромное большинство голосовавших против использовали своё гражданское право на выражение недовольства, право, которого никто и не думал их лишать, и не считают, что из этого следует необходимость участвовать в незаконных акциях протеста.

Зюганов

КПРФ решила голосовать против поправок в Конституцию. Фото: Komsomolskaya Pravda / Globallookpress

Если кто сегодня и может «присвоить» большую часть голосов из этих 20% – так это КПРФ. Дальновидные зюгановцы накануне начала голосования приняли решение голосовать против поправок – и теперь могут пожинать плоды в виде очень существенного процента голосов на ближайших выборах губернаторов российских регионов и депутатов региональных законодательных собраний. Объективная слабость «Единой России» может позволить им формировать очень большие фракции: 17 миллионов голосов избирателей, достаточно мотивированных, чтобы прийти на следующие выборы, – это очень серьёзная величина. А несистемная оппозиция, наследники перестройки, могут рассчитывать едва ли на 200 тысяч «штыков» (правда, частью действительно очень активных) участников различных сетевых антироссийских сообществ.

Однако, хотя враг и малочислен, не надо приуменьшать его возможности. Если массовки не хватает, то вождей и публицистов с той стороны баррикад много, и они продуцируют очень много достаточно убедительных текстов. Настолько убедительных, что вполне можно ожидать, что уже в ближайшее время кто-то «наверху» соблазнится перспективой переговоров о будущем, в котором он займёт место в либерально-компрадорском правительстве, а нынешние лидеры страны будут свергнуты. Нет никого опаснее, чем мальчиш-плохиш, которому вовремя пообещали бочку варенья и корзину печенья.

Автор:
Андрей Перла