Всего за три недели Лига безопасного интернета выявила в Сети свыше шести тысяч откровенно лживых сообщений о референдуме по изменениям в Основной закон страны. Часть из них уже была обкатана на выборах в соседних странах, а значительная доля их модерируется с территории Украины. И, что любопытно, многие фейки распространяются в тех же группах и сообществах в соцсетях, которые прежде запускали липу о коронавирусе. О том, кто и зачем это делает, Царьграду рассказала руководитель Лиги безопасного интернета и член Общественной палаты России Екатерина Мизулина.

В последние дни, когда, собственно, голосование по поправкам в Конституцию уже началось (с 25 июня), специалисты фиксируют, что, в общем-то, логично, активизацию фейкомётов. Лидируют, разумеется, «классические» социальные сети (Instagram, Twitter, ВКонтакте и Facebook) и распространение через мессенджеры типа WhatsApp.

Но вот что любопытно: одновременно сегодня делается упор не только на эти, можно сказать, традиционные ретрансляторы информации, но и на ставшую очень популярной среди молодёжи соцсеть TikTok.

«TikTok действительно пользуется большим интересом у молодых людей, в том числе подростков. Там очень много безобидного контента. Но мы видим, что очень активно там начинает появляться и политическая информация. Особенность этой соцсети состоит в том, что там очень популярны видеомонологи, в которых рассказывается о разных явлениях. Ну и, в том числе, появляются и недостоверные сообщения. Мы выявили их очень много именно в TikTok», – рассказывает Екатерина Мизулина.

Видеофальшивку смонтировали из казахстанского ролика

Вариантов подачи информационных уток по поводу голосования по Конституции немало, но есть сегмент наиболее распространённых.

Один из основных, например, – о том, что при голосовании не нужно предъявлять паспорт – как главный документ, удостоверяющий личность. Суть уловки проста: людям внушают, что, с одной стороны, может прийти и проголосовать за кого угодно вообще любой, кто угодно (следовательно, навязывается мысль о нечестности подсчётов), а с другой – подталкивают к тому, чтобы желающие исполнить свой гражданский долг не сделали этого, поскольку у них без паспорта, собственно, и не получится проголосовать.

Несмотря на все ухищрения, голосование уже идёт полным ходом. И молодёжь тоже идёт на участки. Фото: Андрей Никеричев/АГН «Москва».

«Естественно, эта информация не соответствует действительности, и её очень легко проверить на сайте Центральной избирательной комиссии или на сайте https://конституция2020.рф, где содержится порядок предстоящего голосования», – объясняет руководитель Лиги безопасного интернета.

Второй липовый момент – о недопуске СМИ к процессу проведения референдума и закрытии для журналистов данных по подсчёту голосов. Эту информацию, конечно, тоже опровергал ЦИК.

Очень много было фейков в связи с тем, что «готовые» экземпляры Конституции уже продаются в магазинах, на основании чего делается вывод, что, мол, она уже принята и вступила в силу. Но это, скорее, даже юридическая безграмотность самих создателей этой лжи, поскольку фактом вступления в силу новой Конституции, с поправками, станет официальное публикование её после одобрения на голосовании на официальном портале http://pravo.gov.ru,

– говорит Мизулина.

Или вот, скажем, очень примечательный вброс, получивший широкое распространение: об использовании на избирательных участках «шпионских ручек» – тех, у которых исчезающие чернила.

Очень забавный, по словам эксперта, фейк и одновременно классический пример видеомонтажа и распространения лжи.

Дело в том, что за его основу взяли видео, которое… распространялось вирусным методом ещё в 2019-м году в Казахстане. Соорудил его мужчина на избирательном участке в этой стране. Но с помощью нехитрых манипуляций на компьютере к нему «приделали» некое обращение женщины, которая рассказывает, что именно это произойдёт и в России, когда люди пойдут на участки.

«Фейки нередко подаются в эмоциональном ключе. И им верят»

Сейчас волонтёры Лиги работают в режиме нон-стоп – круглосуточно, проводя мониторинг колоссального объёма информации – паблики, группы, чаты. И когда кто-то из них находит подозрительное сообщение, дальше начинается его проверка.

«Очень важно отделять именно фейки от сообщений, которые целенаправленно распространяются, недостоверные под видом достоверных, от мнения или экспертной оценки какого-то гражданина. То есть волонтёр ищет опровержение. Основные ресурсы, к которым он обращается, – сайт ЦИК, официальный портал по изменениям в Конституцию, ресурсы органов исполнительной власти», – объясняет Мизулина.

Липу вбрасывают по самым популярным каналам коммуникации. Фото: Софья Сандурская/АГН «Москва».

Плюс важно оценить, по специально разработанным критериям, охват аудитории фальшивки – бывает так, что сотни, тысячи, а иногда и десятки тысяч подобных сообщений «выстреливаются» за считаные минуты, тогда ясно – используются боты и специальные сервисы для рассылки.

Дальше нужно направить жалобы в администрации соцсетей и мессенджеров, чтобы лживую публикацию заблокировали.

Из мессенджеров самая большая проблема – WhatsApp. Очень много фейков распространяется именно там. И они моментально доходят до тысяч пользователей. Люди начинают друг другу пересылать. Например, по коронавирусу мы сталкивались с ситуацией, когда в течение двух часов одна публикация распространялась на территории всего региона, и это вызывало, конечно, волнение у людей, панику, тревогу. Они начинали обращаться и к органам власти, и в полицию звонить, выясняя, что происходит, чего им дальше ожидать и что делать. То есть скорость распространения информации, конечно, через мессенджеры – колоссальная,

– отмечает эксперт.

Почему? А потому что вот такие фейки передаются в очень эмоциональном ключе, продолжает Екатерина Мизулина. Особенно когда распространяются видео- или аудиофайлы.

«Как правило, женщины или мужчины тревожными голосами сообщают те или иные известия. Часто там же есть призыв к максимальному репосту сообщения, либо к сокрытию этой информации в тайне, потому что автору публикации кто-то это сообщил по секрету, и власти, естественно, скрывают объём случившегося. Нередко упоминаются те или иные органы власти или какие-то организации, правоохранительные органы – вроде как «кусочек правды». И после этого наша психика перестаёт критически оценивать эту информацию. Ведь мы никогда не опровергаем существование врачей или полиции», – расшифровывает интенсивность фальшивых информпотоков специалист.

Людей «покупают» бредом, потому что альтернативы нет

Но если страшилки про COVID-19 зачастую рассылались по принципу ОБС («одна бабушка сказала»), то есть их тиражировали, услышав, скажем, в метро, автобусе, на остановке, в беседе с кем-то знакомым, – искренне или ради хайпа, то львиная доля вбросов по голосованию – это сознательно, целенаправленно распространяемая информация, которая преследует свои цели.

Есть несколько групп, сообществ, которые распространяют эти фейки. В том числе, среди них есть и те, что находятся на Украине: их «точка приложения» – это, конечно, Крым и Севастополь. То есть они движутся в этом направлении, и им очень важно, чтобы в этих регионах люди спокойно не могли жить. И они пытаются создать какое-то напряжение, панику там,

– констатирует Мизулина.

Вместе с тем, по её мнению, появление огромного количества недостоверных сведений вскрывает серьёзную проблему: отсутствие информированности населения именно посредством тех средств коммуникации, которые востребованы ими, то есть как раз через мессенджеры и соцсети, используемые в обратном направлении.

«С людьми просто никто не разговаривает, им никто не объясняет, что делается, как делается, зачем делается. Органы власти пока не поняли, что очень много людей общается именно так, в социальных сетях, мессенджерах. Да, может быть, чиновники рассказывают о своей работе по телевизору. Но люди этого просто не видят. И вот в таком вакууме появляются фейки. То есть именно эта почва нехватки достоверной информации порождает появление недостоверной», – резюмирует руководитель Лиги безопасного интернета.

Автор:
Александр Степанов