Участие различного рода религиозных течений и деструктивных сект в организации государственного переворота на Украине в 2014 году сегодня ни для кого не является секретом. Лютеране, баптисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, неоязычники, сайентологи, необуддисты, фалуньдафисты, аделаджисты, представители группы «Новое поколение» и многие другие занимались не только активной пропагандой идей майдана, но и непосредственно участвовали в событиях в украинской столице шестилетней давности. Кроме того, не упустили напомнить о себе в тот период и сторонники грекокатолической веры, а также раскольники УПЦ Киевского патриархата и мусульмане. На площади в Киеве даже существовала так называемая межконфессиональная молитвенная палатка, где собирались все «неравнодушные» к происходящему верующие. Итог событий периода «революції гідності» хорошо известен, а страна до сих пор пожинает плоды творившегося на майдане Независимости безумия.

После государственного переворота на Украине в соседней с ней Белоруссии многие заговорили о возможности повторения в республике украинского сценария: в том числе, при помощи существующих в ней сект и религиозных течений. Однако, как показали события последних лет, такие прогнозы были более чем преждевременными. Хотя в Белоруссии и действует множество различных неокультов, имеющих свою, пусть и небольшую, социальную базу.

Необходимо отметить, что различного рода новые религиозные течения появились в Белоруссии и на Украине достаточно давно. При этом, если белорусское общество фактически не проявило к ним серьёзного интереса, то в соседней республике ситуация сложилась иначе. За прошедшие с момента распада СССР годы религиозные течения, как традиционные, так и нет, стали играть на Украине существенную роль в политике и общественной жизни. Это, пожалуй, и можно назвать главным отличием ситуации в Белоруссии от украинской действительности. В то же время нельзя сказать, что нынешние религиозные и иные секты не несут белорусскому обществу никакой опасности.

Если обратиться к истории вопроса, то эксперты выделяют несколько основных волн появления и распространения в Белоруссии неокультов, часть которых совпадает по времени и с событиями на Украине. Считается, что первое «нашествие» было зафиксировано в 1990-1991 годах, когда традиционные конфессии не смогли ответить обществу на его запрос о свободомыслии и свободе вероисповедания. Тогда в республике стали появляться различные культы из Германии, Швеции и США. Однако из-за проблем в экономике, когда общество было вынуждено заниматься выживанием, данные культы из зажиточного Запада не смогли найти достаточного количества последователей и в конечном счете либо быстро сошли на нет, либо сконцентрировали свое внимание на других постсоветских республиках, в том числе на Украине. Именно здесь в эти годы, наравне с раскольниками Киевского патриархата, начинают оформляться различные новые религиозные течения баптистов, свидетелей Иеговы, адвентистов седьмого дня и прочие. Те, кому в будущем предстояло сыграть одну из решающих ролей в судьбе Украины.

Следующий этап активности новых вероучений и религиозных сообществ наблюдался в Белоруссии в 1999-2001 годах, когда была затронута уже часть высокоинтеллектуального общества, педагоги, представители общественной и культурной элиты. Однако, когда стало понятно, что конца света не будет, и эта попытка неокультов расширить свое влияние на белорусов провалилась. Третий всплеск наблюдался на фоне обещанного апокалипсиса в 2012 году, но и он был недолгим. В конечном счете в республике активную работу продолжили наиболее старые и имеющие серьёзную финансовую поддержку со стороны Запада религиозные течения. Всего же, как отмечают специалисты, с 1980 по 2016 год на территории Белоруссии была документально зафиксирована деятельность 1047 сект, культов и новых религиозных движений. При этом сказать, сколько их действует на сегодняшний день, крайне сложно, так как многие из них начали мимикрировать под различного рода коммерческие или общественные организации. Например, сайентологи (Hubbard Management System) или международные организации «Небесная культура, мир во всем мире и восстановление света» (HWPL, SCJ) и «АллатРа». Несмотря на декларируемый светский характер деятельности они имеют все черты религиозного культа или секты.

Официально же на начало 2020 года в Белоруссии были зарегистрированы 25 религиозных конфессий и направлений. Ведущее место в религиозной жизни страны по-прежнему занимает Белорусская православная церковь (1709 приходов). Кроме того, есть Римско-католическая церковь (498 общин), Грекокатолическая церковь или униаты (16 общин), иудейские религиозные объединения (53 общины), мусульмане (24 общины), старообрядцы (34 общины) и одна буддистская община в Минске. При этом второе место по количеству общин в республике занимают протестантские организации – 1038.

Однако такое количество различных религиозных течений, в отличие от Украины, не привело во властные структуры Белоруссии никого из представителей неокультов. По крайней мере, никто из политического руководства республики не афиширует своей причастности ни к баптистам, ни к сайентологам, ни к язычникам, ни к какой-либо иной группе. В то же время хорошо известно, что среди украинских политиков и общественных деятелей, особенно после переворота 2014 года, оказалось очень много представителей неокультов. Например, можно вспомнить Александра Турчинова, официально ставшего баптистом еще в 1999 году, что тогда выглядело определенной экзотикой. Однако после «оранжевой революции» 2005 года, когда он занял пост главы Службы безопасности Украины, евангельские христиане стали всемерно поддерживаться на государственном уровне, сыграв в 2014 году одну из главных ролей в государственном перевороте. А бывшего премьер-министра Арсения Яценюка многие связывают с сайентологами.

Немаловажную роль на Украине приобрели и неоязычники, которые уже несколько лет фактически определяют националистическое течение в стране. Здесь можно вспомнить бывшего депутата ВР и лидера партии «Национальный корпус» Андрея Билецкого, который сегодня продолжает отвечать за сохранение напряженной обстановки в обществе, «геров» из батальона «Азов», а также многих других. Именно язычники являются костяком неонацистов, которые проводят факельные шествия по всем городам Украины, вовлекая в своё течение украинскую молодёжь.

Вместе с тем формальное отсутствие представителей различных альтернативных религиозных течений во властных кругах Белоруссии совсем не означает, что опасности в их деятельности нет. Более того, нынешние белорусские власти при всём стремлении жестко контролировать ситуацию в стране порой делают крайне нелогичные шаги в данном вопросе. Например, сегодня в республике спокойно действует секта свидетелей Иеговы. Притом что эта организация запрещена во многих странах, в том числе в России, где она признана экстремистской, в Белоруссии к ней отношение более чем лояльное. Более того, в Минске на постоянной основе проходят масштабные встречи «свидетелей». Так, в 2019 году на минском стадионе «Трактор» собралось более 8 тысяч последователей и симпатиков данного течения. Сами члены секты считают, что в Белоруссии их ещё недостаточно: если в других европейских странах их соотношение к населению 1 до 200, то здесь – 1 до 1600 (около 7000 человек). Для примера, по разным подсчётам, иеговистами являются не менее 150 тысяч украинцев.

Кроме того, в Белоруссии в последнее время наметилась определенная связь и с сектами, расположенными на Украине. Так, в южных регионах страны (Гомельщина) резко активизировалась общественная организация «АллатРа», члены которой грозят миру апокалипсисом и верят в пришельцев. Несмотря на то, что его центр находится на Украине, движение активно продвигает свои идеи по всему СНГ. Данная организация пытается сотрудничать с властью, бизнесом и СМИ, а также работает с детьми. В Киеве даже было открыто учреждение для семей «Школа Аллатрушка» и издавалась методичка для проведения уроков «Доброты». Все это «АллатРа» пытается перенести и в Белоруссию, где у неё среди партнёров уже появились представители мелкого бизнеса.

Помимо этого, последние события демонстрируют, что секты в Белоруссии всё чаще стали использоваться в качестве одного из политических инструментов давления на официальный Минск. Например, после задержания в феврале в республике 36-летнего россиянина Николая Махаличева, который был объявлен в России в розыск в связи с его участием в запрещенной религиозной организации, международные и белорусские правозащитники заявили о нем как об узнике совести. Отмечалось, что его выдача РФ нарушает как международное право, так и внутреннее законодательство Белоруссии. Таким образом, дело Махалевича превратилось в политическое и легло в копилку обвинений белорусских властей в нарушении прав и свобод человека.

В целом необходимо констатировать, что в настоящее время различные неокульты, радикальные и иные секты в Белоруссии пока не имеют такого значения в общественно-политической жизни страны, как это можно наблюдать на Украине. Однако их продолжающаяся деятельность и рост популярности среди граждан республики не могут не вызывать опасения. Несмотря на то, что официальный Минск все ещё контролирует ситуацию в стране, в том числе и религиозную, полностью исключать включение различных деструктивных организаций в политическую борьбу или использование их в качестве инструмента свержения власти в будущем, к сожалению, нельзя.

Виктор ГОРОДЕЦКИЙ