В военном отношении план нападения Германии на Советский Союз был отнюдь не плох. Его идеологическое обоснование состоялось за полтора десятилетия до события, в главе 14 второй части книги Гитлера «Майн кампф», озаглавленной «Восточная ориентация» (опубликована в 1925 году, за 8 лет до прихода её автора к власти).

Инструментом агрессии стал вермахт, возникший по закону о создании вооружённых сил Германии, принятому 16 марта 1935 года.

Сверка вооружений произошла во время Гражданской войны в Испании (17 июля 1936 – 1 апреля 1939 годов), многими историками справедливо считающейся действительным началом Второй мировой. Там мы впервые соприкоснулись, находясь по разные стороны линии фронта: советские советники и добровольцы – в лагере законного правительства Народного фронта, военные контингенты фашистской Италии, Германии и Португалии – на стороне мятежников генерала Франко.

Немцы были вооружены гораздо лучше, начиная от автоматического стрелкового оружия, владея линейкой танков от Pz Kpfw I до Pz Kpfw IV, располагая орудиями различного предназначения. В небе Испании царили истребители «Мессершмитт – 109» и бомбардировщики «Юнкерс Ю-87», использовавшиеся также как штурмовики. Мы понимали эту войну как поддержку борьбы испанского народа за справедливость, немцы – как полигон для испытаний оружия, техники, тактических приёмов и способов взаимодействия войск. Объединённые фашистские силы победили: националисты взяли верх, республика пала, установилась диктатура Франко.

Оружие блицкрига: истребитель Ме-109 (слева) и бомбардировщик-штурмовик Ю-87

Оружие блицкрига: истребитель Ме-109 (слева) и бомбардировщик-штурмовик Ю-87

Победное шествие фашизма по Европе продолжилось уже через полгода: после двух с небольшим недель сопротивления пала Польша, армия которой считалась сильнейшей на континенте (реализация операции «Вайс»). Шесть недель сопротивлялась Франция (операция «Рот»). По плану «Гельб» был более чем успешно осуществлён блицкриг против Бельгии, Нидерландов, Люксембурга. Операция «Везерюбунг» привела к захвату Дании и Норвегии…

Европа была тем оселком, на котором затачивался вермахт для главной своей задачи – огромных территориальных приобретений на Востоке, разгрома СССР. Особая «восточная» папка германского Генштаба распухала от донесений разведок, аналитических обзоров, оценок специалистов: танки РККА слабые, самолёты никудышные, военная доктрина – отражение нападения малой кровью с немедленным переносом боевых действий на территорию агрессора – смеху подобна; действий Красной армии в обороне не предполагалось вообще.

Наименование плана имело несколько вариантов: «Ауфбау Ост», «Отто», «Фрид» (намёк на Фридриха II, «старого Фрица»). Гитлер сакрализировал операцию, предложив название «Барбаросса». По нацистской легенде, с исторической правдой ничего общего не имеющей, этот король, правивший в XII веке, именуемый Фридрихом I, по прозвищу Рыжебородый, спит на скамье у круглого стола глубоко в горе Кирховзер, возле Гарцских гор. Но придёт время, и разверзнутся каменные недра, и выйдет на свет этот ещё более старый Фриц, чтобы возродить могущество немецкой империи. В понимании Гитлера – «Тысячелетнего рейха». Время которого пришло.

Имя замшелого правителя Священной Римской империи появилось на особой папке 18 декабря 1940 года. Называлась она «Директива № 21. Операция „Барбаросса“». Метод – блицкриг (молниеносная война). На всё про всё отводилось семь недель, с крайними датами 22 июня – 30 сентября 1941 года.

* * *

Но в операции с таким «глубоким» названием с самого начала всё пошло не так. Войска РККА, обороне якобы не обученные, во многих местах проявили большую стойкость к сдерживанию агрессора (героическая оборона Брестской крепости, десятков погранзастав, участка Карельской границы, которую немцы не перешли до самого конца войны, удержание Перемышля, оставленного лишь по приказу командования… Список можно продолжать и продолжать…

Пренеприятнейшим сюрпризом (которых в Европе не случалось) стала встреча немцев с новейшим советским танком Т-34, который немецкая разведка проворонила и который признанно считается лучшей боевой машиной Второй мировой. Настоящим шоком было их знакомство с реактивной установкой БМ-13, «Катюшей», которую нигде в мире не смогли повторить; дивизионной пушкой «ЗиС-3» и другими творениями артиллерийского конструктора Василия Грабина, крушившими «Тигры», «Пантеры» и прочее «зверьё»; автоматами Георгия Шпагина и Алексея Судаева, по многим параметрам превзошедшие изделие Хуго Шмайссера. Подобно былинному богатырю Святогору, в суровую годину встал народ во весь рост и взял в свои руки оружие гораздо более совершенное, нежели у нападавшего.

Небо советских Украины, Белоруссии и России тоже не стало, как в Кантабрии и Гвадалахаре, принадлежать асам люфтваффе, летавшим на машинах Вилли Мессершмитта и Германа Польмана, – их вытесняли новейшие истребители и бомбардировщики Александра Яковлева, Артёма Микояна и Михаила Гуревича, Андрея Туполева, Владимира Петлякова. Каждая из созданных этими авиаконструкторами боевых машин внесла свой вклад в общее дело Победы. Но лишь одна, рождённая гением Сергея Ильюшина, стала её символом (наряду с Т-34, ЗиС-3, «Катюшей» и ППШ). Речь, безусловно, о штурмовике Ил-2.

Первое знакомство немцев с этой прежде никогда и никем не виданной машиной произошло на пятый день войны, 27 июня 1941 года, когда пятерка таких самолетов 4-го штурмового авиационного полка нанесла удар по колонне германских танков и мотопехоты в районе Бобруйска, на рубеже реки Березина. Эффект был потрясающий. Немецкое войсковое соединение попросту прекратило своё существование.

Автоколонна 9-й немецкой армии, уничтоженная ударами штурмовиков Ил-2 в районе Бобруйска

Автоколонна 9-й немецкой армии, уничтоженная ударами штурмовиков Ил-2 в районе Бобруйска

Да, по боевой эффективности эта машина не имела равных себе в мире. Она обрушивала на противника тонну бомб, давала залп реактивных снарядов, расстреливала цели очередями из двух бортовых пушек ШВАК и двух пулемётов ШКАС. Самолёт оправдывал затраты на своё производство за 1-2 вылета, а в самое трудное время, в начале войны, их удавалось совершить не менее трёх. Немцы сразу, и на всех фронтах, присвоили ему имя Schwarzer Tod – «чёрная смерть».

В начальном этапе войны Ил-2, действительно, часто сбивали. Причин тому несколько. Штурмовик поначалу не имел достаточно мощного мотора; кабину стрелка, защищавшего заднюю полусферу, пришлось снять. Немецкие пилоты быстро разгадали его ахиллесову пяту и безнаказанно расстреливали, подкрадываясь сзади и снизу, а в условиях нехватки истребителей штурмовикам приходилось вылетать на задания без прикрытия. К тому же машины были принципиально новые, тактика их применения ещё должна была быть выработана, а это и время, и неизбежные жертвы: такого рода знания добываются только кровью.

Со временем Ил-2 получил всё: более мощный мотор, позволивший вернуть кабину стрелка, что резко снизило потери. Была отработана тактика атаки: к примеру, самолёты выстраивались в круг, прикрывая хвост друг друга, и работали в бомбометании по очереди. Вражеские истребители не рисковали на них нападать, остерегаясь заградительного огня из вращающегося огненного «колеса». Появилось более мощное вооружение, в частности противотанковые авиабомбы ПТАБ с кумулятивной боевой частью, снаряженные в контейнеры по 48 штук. Эффективность их использования была поразительной. «Пропахивая» в атаке полосу шириной 8-10 и длиной 100 метров, каждому самолёту порой удавалось уничтожить с одного захода до 6-8 танков противника!

Это нововведение появилось в канун битвы на Курской дуге, для которой вермахт сконцентрировал до 2700 «тигров» и «пантер». Началась она 5 июля 1943 года. В этом сражении одними только лётчиками 291-й авиадивизии и только за первый день боёв было уничтожено 70 вражеских танков, за пять дней их счёт дошёл до 422.

Здесь же и тогда же произошёл ещё один примечательный эпизод: на задании 8 штурмовиков Ил-2 155-го авиаполка встретились с полусотней «Юнкерсов Ю-87»; те и другие шли с полной бомбовой загрузкой. Завязался бой, продолжавшийся полчаса. В итоге восемь немецких бомбардировщиков-штурмовиков были сбиты, с нашей стороны потерь не имелось.

Участники этого уникального воздушного боя на Курской дуге. В центре – командир группы капитан Нестеренко

Участники этого уникального воздушного боя на Курской дуге. В центре – командир группы капитан Нестеренко

И таких авиационных штурмовых полков на Ил-2, более или менее результативных, в РККА было сформировано за время войны 356. Авиазаводы в Воронеже, Куйбышеве, Москве, Ленинграде и Нижнем Тагиле выпустили для их оснащения 36154 боевые машины, из которых примерно треть (11448 самолётов) погибли в боях. Много? Но ведь и создавались они для того, чтобы сражаться в самом аду, где не выживали и куда более сильно бронированные машины – танки сухопутные, а не летающие, воздушные.

Штурмовики Ил-2 участвовали во всех без исключения сражениях Великой Отечественной войны. «Служили» они не только в армии, но и на флоте (только в Заполярье на счету одного лишь 46-го штурмового авиационного Печенгского полка ВВС было записано более ста потопленных судов противника).

Конструктор С.В. Ильюшин и летчик-испытатель В.К. Коккинаки среди строевых летчиков у штурмовика Ил-2; справа – сборка штурмовиков Ил-2 на заводе №30 в Куйбышеве

Конструктор С.В. Ильюшин и летчик-испытатель В.К. Коккинаки среди строевых летчиков у штурмовика Ил-2; справа – сборка штурмовиков Ил-2 на заводе № 30 в Куйбышеве

Исключая «раненые» машины и списанные по выработке назначенного ресурса, до Дня Победы дожили 3435 на фронте, да примерно столько же – в авиачастях внутренних военных округов, запасных авиаполках, авиаполках на переформировании, переданных союзникам. Апофеоз боевой славы Ил-2 – вот эта фотография: звено штурмовиков в небе над Берлином.

Звено штурмовиков Ил-2М в небе над Берлином. Май 1945 года

Звено штурмовиков Ил-2М в небе над Берлином. Май 1945 года

* * *

Создавать именно такую боевую машину конструктору Сергею Ильюшину никто не поручал: он сам вызвался это сделать, написав письмо в Кремль 27 января 1938 года, при этом попросив освободить его от ответственной должности в Наркомате оборонной промышленности. Сергей Владимирович точно представлял себе задачу, за которую брался: уже в том письме Сталину будущая машина была названа им «летающим танком».

Конструкторы всего мира бились над решением подобной задачи, и всегда безрезультатно, ибо шли одним и тем же путём: обвешивая самолёт бронёй, от чего он непомерно утяжелялся и лишался своих достоинств – скорости и маневренности. Ильюшин же предложил новаторское решение – сделать броневую кабину частью силовой конструкции самолета. Попутно, скажем так, была найдена технология изготовления броневого корпуса с большой кривизной обводов, эффективно отражающая пули и осколки, придумана удачная конфигурация корпуса и многое другое.

Машину поставил на крыло лётчик-испытатель В. К. Коккинаки (первый полёт состоялся 2 октября 1939 года). Первые серийные штурмовики были изготовлены в феврале 1941 года в Воронеже. К июню того же года их выпустили около 200 экземпляров. В войска же попали вообще единицы: даже в западных («особых») военных округах их было получено по 5-8 штук. Но боевое применение, показавшее чрезвычайно высокую эффективность Ил-2, сразу же поставило их производство на поток. Более четверти всех самолётов РККА составляли именно штурмовики Ил-2. С учётом других боевых крылатых машин (а это в первую очередь дальний бомбардировщик Ил-4 – тот самый, который в 1941 году бомбил Берлин; дальний бомбардировщик-торпедоносец Ил-6) на самолётах Сергея Илюшина летал в войну каждый третий пилот Красной армии.

Сергей Ильюшин с коллективом своего КБ (предвоенное фото), справа – лётчики полка дальней бомбардировочной авиации у самолёта Ил-4

Сергей Ильюшин с коллективом своего КБ (предвоенное фото), справа – лётчики полка дальней бомбардировочной авиации у самолёта Ил-4

* * *

План «Барбаросса» трещал уже с первых недель после начала реализации. К декабрю 1941 года он был сломан окончательно. Если вдуматься, Гитлер действительно дал ему неплохое, где-то даже пророческое название. Ведь настоящий Фридрих I Барбаросса, перебив многие горшки в Европе, в 1189 году отправился в так называемый Третий крестовый поход в Святую землю – пограбить Палестину и всё, что случится по пути. В этой авантюре германское войско понесло большие потери, а сам император утонул в реке Селиф, теперь называемой Гёксу, близ Коньи, популярного ныне курорта. Остатки отрядов немецких крестоносцев стали жертвами болезней и мечей сельджуков, уцелели немногие. Судьба тела императора покрыта мраком. Доподлинно известно, впрочем, что на родину оно не было возвращено.

Пусты в этом смысле Гарцские горы, но в Вальпургиеву ночь (с 30 апреля на 1 мая) сюда на шабаш по-прежнему слетаются тысячи европейских ведьм.

На заглавном фото. Самый именитый советский авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда, кавалер восьми орденов Ленина (и многих других), единственный семикратный лауреат Сталинской премии Сергей Владимирович Ильюшин

Тихомир ПАВЛОВ