Царьград продолжает цикл интервью с православными священнослужителями, посвящённый ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции. Седьмая беседа – с протоиереем Александром Бондаренко, клириком героического Севастополя, настоятелем севастопольского храма равноапостольных Константина и Елены, в прошлом занимавшего должность помощника командующего Черноморским флотом России по работе с верующими военнослужащими.

ЦарьградОтец Александр, Россия за свою более чем тысячелетнюю историю пережила множество испытаний, но ни несколько столетий войн, ни советские антицерковные гонения нас не сломили. Почему же так получается, какой-то коронавирус нас напугал настолько сильно, что сейчас ставится под вопрос участие верующих в богослужениях Страстной седмицы и Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней?

Протоиерей Александр Бондаренко: Последний протопресвитер Русской императорской армии и флота отец Георгий Шавельский в своих воспоминаниях рассказывает, что сразу после Февральской революции, как только было отменено обязательное посещение богослужений всеми военнослужащими, число участников воскресной службы сократилось со 100% до 10%.

Сейчас большинство воцерковлённых православных на основании четвёртой заповеди («помни день субботний», в христианстве сместившийся на воскресенье – ред.) считают своей обязанностью, я подчеркиваю, именно обязанностью, посещение каждой воскресной службы. После того как Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал людей воздержаться от посещения храма из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции, в храмах остались только те, для кого еженедельное благодарение (Евхаристия) Бога за Литургией является не обязанностью, а потребностью и великим даром!

В словах Патриарха одни услышали пастырскую заботу о здоровье физическом, но предпочли участие в Таинстве Тела и Крови Христовых, а другие – трактуя просьбу Предстоятеля «превратно» (как об этом, например, сказал митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий), поддавшись влиянию антропоцентрической цивилизации, «которая поставила человека в центр, вытеснив Бога из жизни, сместив Его из центра на периферию бытия» (из проповеди Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 2020 года), избрали уединение.

Но я убежден, что вынужденное лишение литургической жизни позволит многим переосмыслить значение Евхаристии, как основания Церкви. И, конечно, Пасху Христову, как символ и день Великой Победы жизни над смертью, мы будем праздновать уже всем миром!

ЦарьградИ всё-таки, как в сложившейся ситуации вести себя верующим? Ведь «страх смертный» присущ всем нам, а в итоге людям, скажем прямо, навязываются не столько осторожность, сколько панические настроения. Очень многие смущены, иные напуганы до состояния паники. Что бы Вы посоветовали?

Отец Александр: Сам я плохой советчик, но Священное Писание даёт нам ответы на многие вопросы. Действительно, в условиях сегодняшней массовой истерии и часто недостоверной подачи информации в СМИ, одни верующие находятся в смущении, а многие даже пребывают в страхе. Ещё в ветхозаветной Книге Судей (7:3-8) Господь сказал Гедеону перед сражением: «Кто боязлив и робок, тот пусть возвратится и пойдёт назад».

Поэтому тем, кто пустил в сердце страх, лучше находиться на самоизоляции, постараться «проголодаться» духовно и осмыслить приоритеты, воспринять христоцентричность бытия, научиться доверять Богу. А те, кто в смущении, вспомните слова Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

Будем искать совершенной любви, ибо в любви нет страха – совершенная любовь изгоняет страх!