Британцы обосновываются в Азовском и Черном морях

Бывший «министр оккупированных территорий», а ныне глава военного ведомства «незалежной» Алексей Резников в ходе «часа вопросов к правительству» в Верховной раде официально анонсировал начало строительства двух новых военно-морских баз на Азовском и Черном морях,  в Бердянске и Очакове соответственно.

В ходе своего выступления он особо отметил, что строительство баз будет осуществляться под руководством и с помощью британцев поскольку «развитие военного флота является одним из приоритетов Украины».

«Мы переходим к практической стадии строительства двух военно-морских баз, в Бердянске и Очакове, и других контрактов в рамках договоренностей с Соединенным Королевством», — сообщил Резников.

Сказанное им, строго говоря, сенсацией не является – ранее об участии британцев в строительстве баз сообщали многочисленные инсайды. Теперь эти сообщения получили официальное подтверждение.

Однако данное строительство, если его рассматривать в рамках национальных военных программ Украины, вызывает некоторое недоумение, даже с учетом того, что Резников обозначил развитие флота в качестве главного приоритета.

Ведь в реальности существующих на сегодняшний день портовых сооружений, оставшихся от ЧФ СССР на территории «незалежной», хватает на весь наличный «москитный флот» Украины с огромным запасом с учетом переданных американских катеров класса «Исланд» и даже строящихся в Турции корветов, которые неизвестно когда еще будут готовы.

Потому совершенно не понятно, для чего Украине тратить деньги, которых ей постоянно не хватает, на базы, которые она сама в обозримом будущем едва ли сможет «загрузить» боевыми кораблями.

Еще более странным выглядит в этом плане британская помощь, являющаяся, как можно это понять из контекста выступления Резникова, еще и бескорыстной. И это при том, что особый альтруизм для британцев не характерен. Ведь даже списанные БТР AT105 «Саксон», которые на родине ждал путь в металлолом, они Украине отнюдь не подарили, а продали.

И кажется довольно странным, что Лондон решил финансировать несостоятельные военно-морские амбиции или, вернее, фантазии Киева.

Однако, если предположить, что британцы строят базы вовсе не для Украины, а для себя, все становится на свои места. В отличие от местных «туземцев», им эти базы вполне могут пригодиться. То, что они сумеют их загрузить и интенсивно использовать, сомнение не вызывает.

Но для этого есть как минимум два правовых препятствия. Первое – это запрет Конституции Украины на размещение иностранных баз на своей территории, второе – это Конвенция Монтре, ограничивающая пребывание военных судов нечерноморских государств в Черном море 21 сутками.

Впрочем, собственные законы украинцы научились довольно ловко обходить, легализуя пребывание иностранных войск на своей территории для «проведения учений». Кроме того, вполне реально, что ВРУ может и пересмотреть соответствующие положения основного закона Украины. С Конвенцией Монтре все несколько сложнее, но и здесь «возможны варианты».

Так, Эрдоган продвигает «проект десятилетия» — строительство Стамбульского канала между Мраморным и Чёрным морями, который может стать альтернативой Босфорскому проливу. Причем утверждается, что на военные корабли, которые смогут использовать новую водную артерию, не будут распространяться ограничения, налагаемые Конвенцией Монтре.

Хотя появление дополнительной водной артерии не меняет международно-правового режима, установленного конвенцией в отношении Чёрного моря, турецкое руководство, недовольное соглашением Монтре, подает сигналы, что после завершения строительства канала Турция может вообще упразднить эту конвенцию и предложить новый международный правовой статус строящегося канала.

Но даже в этом случае британцам будет непросто освоить базу в Бердянске, поскольку очевидно, что Россия не позволит военным кораблям Соединенного королевства пройти через Керченский пролив. Единственным вариантом в этом случае является размещение там судов малого водоизмещения, которые можно доставить в Бердянск по территории Украины наземным транспортом.

Но в любом случае появление на территории Украины военных баз государств, входящих в НАТО, является нарушением той самой «красной линии», что недавно еще раз очертил президент России Владимир Путин.

Борис Джерелиевский