С приходом Дональда Трампа к власти отношения США и Ирана неуклонно ухудшались. Сначала выход Вашингтона из ядерной сделки в мае 2018-го. Затем два пакета санкций – летом и осенью следующего года. Кольцо Анаконды всё время сжималось. Терпению Исламской Республики, кажется, пришёл конец.

Ирану не только запретили продавать нефть Европе и Азии, но и расширять влияние в регионе. Израиль и США то и дело бомбили проиранские формирования в Сирии и Ливане. После атак на саудовские танкеры американцы подогнали к Персидскому заливу авианосный флот и пригрозили ракетными ударами по Исламской Республике.

Иран нарушает ядерную сделку

Иран долго ждал реакции ЕС, который тоже подписывал Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), но в конце концов решил ответить. В мае прошлого года в Тегеране заявили о намерении превысить допустимый СВПД уровень обогащения урана, и с тех пор Иран планомерно нарушает «ядерную сделку».

В декабре ИРИ ввела в строй второй контур реактора на тяжёлой воде в Араке. Месяцем ранее начался четвёртый этап сокращения обязательств по сделке. Была запущена газификация центрифуг на объекте в Фордо.

Убийство генерала Корпуса стражей исламской революции Касема Сулеймани лишь усилило желание ИРИ развивать свою атомную программу. 5 января правительство заявило, что отказывается от пятого, и последнего, ограничения в рамках СВПД.

«Иран пятым этапом сокращения своих обязательств отказывается от последнего из ключевых практических ограничений в Совместном всеобъемлющем плане действий (СВПД), касающегося количества центрифуг», — отмечается в заявлении.

Лучшая защита – бомба?

Убийство Сулеймани в Багдаде и последующее предупреждение Трампа уничтожить 52 объекта в Иране может подтолкнуть Тегеран к полному отказу от переговоров и созданию ядерной бомбы. Как показал опыт Ливии, Ирака и КНДР, только запрещённое оружие может остановить США от военной агрессии.

Эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай» политолог Фархад Ибрагимов полагает, что американцы «перешли красную черту». Сейчас уже дело не в СВПД, а в «хамском поведении» Вашингтона, который позволил себе убийство высокопоставленного чиновника, полагая, что ему за это ничего не будет.

«В такой ситуации иранцам ничего не остаётся делать, как вернуться к разработке ядерной программы. Если в следующий раз американцы захотят повторить подобный дерзкий шаг, они дважды подумают. При этом в Тегеране понимают, что выход из СВПД усугубит отношения с Европой. Иранцы этого не хотят и, возможно, будут предлагать европейским партнёрам заключение нового соглашения. В конечном итоге иранцы теперь будут заинтересованы в скорейшей реализации ядерной программы», — рассказал Ибрагимов в беседе с Царьградом.

Убийство Сулеймани в Багдаде и последующее предупреждение Трампа уничтожить 52 объекта в Иране может подтолкнуть Тегеран к полному отказу от переговоров и созданию ядерной бомбы. Фото: Adam Delgiudice / Globallookpress

Иранист и заместитель главного редактора ИА «Реалист» Кирилл Джавлах тоже считает логичным отказ Тегерана от обязательств по «ядерной сделке».

«Решение Ирана о выходе из ядерной сделки было вопросом времени. События в Ираке ускорили его принятие. В отношении Вашингтона, Лондона, Берлина и Парижа в Тегеране не питают никаких иллюзий. Ядерные разработки продолжатся. Есть информация, что в начале 2000-х годов Иран обзавёлся ядерным оружием, поэтому до прямых боестолкновений между армиями США и ИРИ вряд ли дойдёт. В частности, такой позиции придерживается доктор технических наук Игорь Острецов», — прокомментировал Джавлах.

Иран будет мстить США?

Как Ирану выйти из кризиса, сохранив лицо? Не приведёт ли атомная программа к ещё большему обострению отношений с США?

Фархад Ибрагимов прогнозирует, что ИРИ будет действовать осторожно, с опорой на другие ведущие страны, такие как ЕС, Россия и КНР.

«Иранцы будут действовать сейчас достаточно прагматично, потому что любой малейший промах может обернуться против них же самих. Иран будет задействовать имеющиеся у него дипломатические рычаги, чтобы в целом все ключевые игроки встали на его сторону», — сказал он.

В иранских СМИ сейчас транслируются гневные речи генералов о мести и о десятке сценариев, как навредить США. Кирилл Джавлах полагает, что громкие заявления о «смерти Америки» больше направлены на внутреннюю аудиторию. Однако руководство Ирана бездействовать не может и предпримет новые меры, считает он.

«Признание Пентагона террористической организацией, опосредованные ответы в Йемене, Сирии и Ираке американцам, точечные спецоперации – пока эти действия не походят на «настоящую месть», — заключил Джавлах.

На митинги в поддержку Сулеймани выходят миллионы людей. Фото: Rouzbeh Fouladi / Globallookpress

Действительно, иранское руководство поставлено перед очень сложным выбором. На митинги в поддержку Сулеймани выходят миллионы людей. Нужно, с одной стороны, обуздать толпу, которая жаждет возмездия, с другой – не наломать дров и не спровоцировать военный удар США. Сумеют ли аятолла Али Хаменеи и президент Хасан Рухани найти «золотую середину», покажет время. Не последнюю роль в погашении конфликта могут сыграть Россия и Европа. Китай пока держится особняком, чтобы не навлечь на себя новые торговые санкции Трампа.

Автор:
Гасанов Камран