Проработка технических заданий для электронного паспорта гражданина России находится на финальной стадии. Если законопроект о его внедрении будет одобрен в ближайшие месяцы, то уже к 2021 году вместо нескольких документов наши соотечественники получат один универсальный со встроенным чипом. Чего стоит опасаться и как эта идея реализована в мире, разбирался Царьград

Спустя пять лет в России снова занялись воплощением идеи электронного удостоверения, которым предполагается заменить традиционный бумажный паспорт и несколько других документов. Еще в 2013 году ныне упраздненная Федеральная миграционная служба впервые предложила создать универсальную электронную карту (УЭК). Спустя два года проект постановления был внесен ведомством в правительство, однако в 2016 году ФМС перестала существовать, и про идею на время забыли.

Теперь законопроект решили разрабатывать заново. Тема прошла обсуждение в Минэкономразвития с участием будущего разработчика электронного паспорта, АНО «Цифровая экономика», а также на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Однако окончательного решения еще нет. Обсуждения продолжатся до конца 2018 года. Экспертам предстоит оценить все возможные риски и способы устранения недостатков, связанных с цифровой безопасностью. Много говорится и о высокой стоимости проекта. Финансировать его предполагается из бюджета, а компенсировать затраты будут все равно граждане – госпошлину за выдачу электронного паспорта повысят.

Заглянем в недалекое будущее

Тем не менее представим, что законопроект прошел все стадии обсуждения, принят на всех необходимых уровнях и подписан президентом. В этом случае уже к 2021 году многие граждане России станут счастливыми (хотелось бы верить) обладателями электронного носителя, в который будут внесены не только традиционные данные из бумажного паспорта, но и СНИЛС, индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), водительские права, электронная подпись, отпечатки пальцев и даже трудовая книжка. Кроме того, как планировалось и с УЭК несколько лет назад, такая идентификационная карточка может служить и банковской картой для оплаты товаров и услуг. Окончательный список данных, которые будет содержать в себе чип, еще неизвестен.

Появление такого электронного документа позволит создать цифровой реестр граждан страны. На уровне подсознания, особенно на фоне постоянных разговоров в СМИ о глобальной слежке, хакерах и прочих злодеях, только мысль об этом порождает у многих состояние, близкое к панике. «А вдруг эти данные украдут и как-то не так используют?» – задаются вопросом граждане. Но нужно понимать, что практически все эти данные, кроме принципиально новых, и сейчас содержатся в тех или иных базах данных в цифровом виде. Поэтому многое будет зависеть от того, насколько качественно будут проработаны вопросы безопасности при реализации нового проекта.

чипированиеФото: www.globallookpress.com

«Меня терзают смутные сомнения»

Наибольший вопрос вызывает желание поместить в идентификационную карточку электронную подпись гражданина. Почему-то кто-то из авторов идеи считает, что, например, брать кредиты с помощью такого документа будет удобно. Но если любой кредитный договор сейчас будет признан недействительным без «ручной» подписи заемщика, то потенциальное похищение электронных подписей в будущем откроет для мошенников простор для злоупотреблений.

В настоящее время электронная цифровая подпись (ЭЦП) позволят существенно облегчить ведение бизнеса. ЭЦП используется для самых разнообразных ситуаций. Так ЭЦП может давать доступ к торгам, сервисам отчетности, электронному документообороту и госуслугам. Наиболее предпочтительным может оказаться универсальный комплект, позволяющий пользоваться всеми перечисленными видами услуг.

Заказать и получить электронную цифровую подпись для юридических лиц на сайте Центра выдачи электронных подписей. На этом сайте можно получить исчерпывающую информацию о вариантах ЭЦП, а по приведенным там телефонам ответят на все вопросы, касающиеся ее получения.

Второй спорный момент относится к идее устанавливать в гостиницах, аэропортах, банках специальные терминалы, через которые с чипа электронного паспорта можно будет считать ту информацию, к которой у организации есть доступ. Таким образом, полученные данные подвергаются значительному риску, ведь совершенно неизвестно, как они в дальнейшем будут использованы, попав «в руки» к частным компаниям, в том числе и транснациональным. Впрочем, технически это, скорее всего, решаемые вопросы, и огульно критиковать идею электронного паспорта не стоит.

Россия позади цивилизованного мира

В США ID-карты (так они называются и в странах Евросоюза) стали появляться после терактов 11 сентября 2001 года. Однако в связи с некоторыми бюрократическими и юридическими особенностями к концу 2016 года их обладателями стали лишь 12 миллионов американцев. На сегодняшний день никакой «обязаловки» в этом вопросе на национальном уровне в Штатах нет.

В странах ЕС карты с чипом распространены значительно шире, причем в Болгарии и Хорватии обязательны к ношению с собой повсеместно. По ним же граждане стран Европейского экономического союза могут перемещаться внутри него. Однако бумажные биометрические паспорта при этом также имеют силу и используются для поездок за рубеж.

картаID-карта. Фото: Africa Studio / Shutterstock.com

В вопросе перехода с бумажных паспортов на электронные Россию обогнала и Украина. Здесь все новые идентификационные документы с января 2016 года выдаются на карте с электронным носителем. Срок ее действия – 10 лет, исключением является лишь достижение совершеннолетнего возраста (18 лет).

Что показал опрос ВЦИОМ?

В конце прошлого года ВЦИОМ провел опрос среди граждан России, чтобы выяснить, как они относятся к возможности внедрения электронных паспортов. Лишь около 33% респондентов выразили согласие с такой идеей, причем среди людей пенсионного возраста этот показатель достиг лишь 12%. Даже у молодежи (до 35 лет) доля тех, кто не прочь обзавестись электронным идентификационным документом вместо традиционного бумажного, оказалась менее 50%. Страхи и сомнения у всех примерно одни и те же – не потеряется ли информация, и насколько сохранными будут все данные.

Однако, как говорится, волков бояться – в лес не ходить. В конце концов, мы живем в эпоху цифровых технологий. Когда-то мы боялись обзаводиться банковскими картами, а теперь платим за продукты, прикладывая к терминалу свой смартфон и вызывая недоуменные взгляды у неискушенных сограждан. Но все равно хотелось бы верить, что люди, ответственные за внедрение нового продукта, подойдут к делу со всей серьезностью.
Курганов Дмитрий