Дела Божии не вмещаются в горделивые человеческие умы. Но чудо преодолевает физические границы земного бытия ежегодно и там, где Господь этого захочет.

«Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1)

«Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27).

Современное неверие и чудеса

Современный человек, напичканный донельзя установками своего в целом антирелигиозного образования, верит в самые необыкновенные «чудеса» эпохи «просвещения».

Верит в то, что род человеческий произошёл от обезьяны. Хотя «родоначальники» человеческого рода из животных существуют только в сочинениях дарвинистов, а самих реальных останков этих «праотцов» так никто и не нашёл. Но эта теория преподаётся во всех учебных заведениях как установленная научная истина.

Михаил Смолин и Аркадий Мамонтов: Чувства в предвкушении Пасхи

Современный человек верит в то, что всё разнообразие видимой и невидимой жизни произошло случайно, «самозародилось». Об этой глупости удачно выразился профессор Принстонского университета, зоолог Эдвин Конклин (1863-1952 гг.): «То предположение, что жизнь возникла посредством случайности, можно сравнить с предположением, что полноценный словарь является следствием взрыва в типографии».

Всё отрицание религии и всего чудесного можно сравнить с этой «атеистической верой» во «взрыв в типографии». Эта «вера» значительно более «сверхъестественна», чем обычная христианская вера, основанная на осуществлении ожидаемого, обещанного Богом Царствия Небесного.

Гордость верящих во «взрыв в типографии» и отрицающих чудеса Божии лучше всех выразил знаменитый вольнодумец Вольтер. Как говорят, он однажды сказал, что: «Если бы на площади Парижа перед глазами тысячи человек и моими собственными совершилось чудо, то я скорее бы усомнился в свидетельстве двух тысяч глаз, чем поверил бы свершившемуся».

Вольтер
Вольтер. Фото: www.globallookpress.com

Дела Божии не вмещаются в подобные горделивые человеческие умы.

Во-первых, всякое описание чудес не соответствует ни в коей мере их величию и многоплановому смыслу, заложенному свыше.

Во-вторых, как говорит Святитель Игнатий Брянчанинов:

Чудеса Христовы имели полную определённость. Можно относительно всех их сказать то, что сказал Господь апостолу Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27). Чудеса Христовы были осязательны; они были ясны для самых простейших людей; ничего в них не было загадочного; всякий мог удобно рассмотреть их; для сомнения и недоумения, чудо ли это, или только представление чуда, не было места» (О чудесах и знамениях).

Вольтеровское сомнение граничит с безумием. С безумием, противящимся самоочевидным вещам, о которых могут свидетельствовать тысячи глаз, даже и свои собственные. Неверие может видеть и одновременно отрицать видимое, может слышать и не верить услышанному.

Эта слепоглухонемость человеческого ума закрывает современному человечеству возможность по-настоящему ценить земную жизнь и быть её устроителем.

Всё чаще человечество ценит и стремится к развитию таких смертельно-опасных научных направлений, как совершенствование ядерного и подобного оружия, химических отравляющих веществ, биологической генной инженерии, генно-модифицированных продуктов и т. д. Всё это — в какой-то мере суицидальные, безумные стремления.

Это своеобразный бунт против жизни. Мы стремимся вырваться из тех границ Земного мира, в который наши праотцы были помещены после изгнания из Рая.

Мы создали оружие, способное уничтожить человечество, мы стремимся без труда добывать хлеб, изменять физиологическую и половую заданность нашей жизни, хотим переселиться в неведомые внеземные миры.

Есть два слова, важнее которых в мире нет — «Христос Воскресе»!

И всё это стало реальностью нашего мира в последние сто лет, изобретших несколько губительнейших «сверхчеловеческих» проектов будущего: либеральный, коммунистический и национал-социалистический.

Люди попытались с их помощью выпрыгнуть из мира силы притяжения Божия в некое пространство, где человек хочет избежать его владычества и стать самому творцом с большой буквы, автономным от настоящего Творца мира и человека.

Это естественное в земных реалиях безумие человека с каждым веком ослабляет в нём чувствование сверхъестественных событий, называемых нами чудесами. Развивает духовное бесчувствие перед теми чудесными событиями, которые нарушают физические «законы природы» и не поддаются нашим слабым рациональным способностям их объяснить.

Схождение Благодатного огня (или по-другому Святого Света) в Великую Субботу в храме Воскресения Христова и изнесение его из Кувуклии Храма Гроба Господня — чудо, ежегодно происходящее многие столетия.

схождение огня
Схождение Благодатного огня. Фото: www.globallookpress.com

Чудо это не единственное в Святой Земле. Ежегодно чудесное явление происходит и на горе Фавор, где, будучи окутанными в облако перед своими тремя учениками, Господь преобразился и все услышали голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мф 17, 1, 9). Так, каждое 19 августа по новому стилю, в день праздника Преображения Господня, над горой Фавор, на этом самом месте, в тот же самый день и только над православным храмом ежегодно появляется необычное облако и покрывает всех молящихся верующих, передавая им невообразимое чувство присутствия Божия. Хотя, по признанию неоднократно исследовавших это чудесное явление учёных-метеорологов, в этих местах и особенно в это время образование облаков невозможно.

Но чуду нет дела до наших учёных и его сверхъестественные, метафизические характеристики преодолевают физические границы земного бытия ежегодно и там, где Господь этого захочет…

Древние свидетельства о схождении Святого Света

Сложно сказать, всегда ли по Воскресении Христовом сходил Святой Свет у Гроба Господня. Но свидетельства о Святом Свете есть от первых веков.

Так, в IV веке Святой Григорий Нисский в своём слове о Воскресении утверждает, что апостол Пётр видел Святой Свет (Св. Григорий Нисский. Слово второе о Воскресении).

Знаменитый церковный историк Евсевий в том же веке описывал ситуацию при патриархе Наркиссе, во втором веке, когда не хватало масла в лампаде на Св. Пасху. И вместо масла налили воды из Святого Силоамского источника. И эта лампада была зажжена Благодатным Огнём и горела всю пасхальную службу (Евсевий Памфил. Церковная история. Книга 6, Глава 9).

Самовозгорание лампад в храме Гроба Господня происходило не только в Великую Субботу. Так, например, Император Феодосий Великий, посетивший тайно, как простой богомолец, Иерусалим, как только вошёл в Храм Гроба Господня, так все лампады зажглись сами собою. А удивлённому патриарху Ангел открыл, что под видом простого богомольца в храм вошёл Император.

О чудесно блиставшем свете на Святом Гробе в своих церковных песнопениях упоминал и Преподобный Иоанн Дамаскин в VIII веке (Октоих, воскресный седален, глас 8).

огонь
Храм Гроба Господня. Фото: www.globallookpress.com

Чудеса на Святой Земле и католики

Интересно, что католические храмы и их клир на Святой Земле не удостаиваются этих чудес. Ни на горе Фавор, несмотря на то, что католический храм находится всего в каких-нибудь 500 метрах от православного, ни в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме, где католические кадила не загораются и при схождении Благодатного огня, хотя висят в том же храме.

Ещё более значимо, что именно со времен серьёзных разногласий между Православными Церквями Востока и католиками, с IX столетия, источники говорят не просто об обряде возжжения вечернего света. А именно о схождении Благодатного Огня как о чуде.

И одним из первых свидетельств об этом чуде мы имеем рассказ католического монаха Бернарда около 865 года.

В Святую Субботу, — свидетельствовал он, — которая есть канун Пасхи, служба начинается рано, и по совершении службы поётся «Господи помилуй» до тех пор, пока с пришествием Ангела возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом». (Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908. С. VI).

 

огонь
Фото: www.globallookpress.com

После захвата Иерусалима крестоносцами в 1099 году католики попробовали оттеснить православных и других христиан от Гроба Господня, используя радикальные методы:

«Неудачно начал, — пишет один западный хронист, — первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошёл ещё дальше.

Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав…» (Стивен Рансимен. Восточная схизма. М., 1998. С. 69-70).

Есть и русские свидетельства о Благодатном Огне из времён владычества крестоносцев. Так, русский игумен Даниил, паломничавший в Святую Землю между 1106-1108 гг., оставил такие воспоминания о Благодатном Огне:

Упросил я ключника… и он открыл мне двери святые, велел мне снять сапоги и так, босого, ввёл меня одного в Святой Гроб Господень с лампадой, которую я нёс с собой, и повелел мне самому поставить лампаду на Гроб Господень. И я её поставил своими руками грешными в ногах, где лежали пречистые ноги Господа нашего Иисуса Христа. Ибо в головах стояла лампада греческая, на грудях же поставлена была лампада от святого Саввы и всех монастырей. Ведь такой здесь обычай: каждый год ставят греческую лампаду и от монастыря святого Саввы. И благодатию Божиею те три лампады загорелись тогда. А фряжские лампады повешены были сверху, и из тех ни одна не загорелась». (Житие и хождение игумена Даниила из Русской Земли).

Интересно, что вплоть до изгнания крестоносцев в 1187 году из Иерусалима, католики тоже служили свою службу в Великую Субботу, но из «фряжских лампад», то есть лампад католиков, так «ни одна и не загорелась».

Далее католики просто решили отрицать чудесность появления Благодатного Огня. Но обязательно ходят на это событие каждый год, хотя вплоть до сего дня их лампады висят без Святого Света.

Есть интересный рассказ русской писательницы Варвары Алексеевны Брюн де-Сент Ипполит (урожденной Копьевой) о реакции иезуитов, и в том числе самого знаменитого русского вероотступника, князя Гагарина, перешедшего из православия в католичество:

«В 10 часов утра, после обедни, наши православные на Гробе Господнем потушили лампады, а в церкви все свечи… На эту пеструю картину смотрели с любопытством католические монахи и иезуиты, между которыми находился и наш русский князь Гагарин… Лицо его мне хорошо было видно: оно выражало грусть. Гагарин пристально всматривался в Кувуклию…

Протоиерей Димитрий Смирнов о чуде явления Благодатного Огня

Вдруг из бокового отверстия показывается пук зажжённых свечей… Все кричат, радуются, крестятся, плачут от радости; сотни, тысячи свечей передают свет одна другой. Общего восторга описать нельзя, изобразить картину невозможно: это чудо неизобразимое. После солнца — тотчас облако, потом роса и вследствие росы — огонь…

Нечаянно я взглянула на князя Гагарина и вижу: у него градом текут слезы и радостью сияет лицо… Как с этим выражением в одном и том же человеке соединить его вчерашнюю проповедь на Голгофе, которую он произнёс на французском языке и заключил так: «Теперь остаётся пожелать одного — чтобы мы все сделались католиками и покорились папе!». Вчера превозносил он преимущества римского исповедания, а сегодня, поражённый видениями небесной благодати, даруемой только Православию, льёт слёзы.

Не есть ли это порыв преданной им веры, возбужденной общим восторгом? Не есть ли это поздний плод тайного раскаяния и отклик души, некогда православной, но легкомысленно отпавшей от Единой истинной и спасительной Церкви Христовой? Где же он, представитель искреннего своего убеждения? Там ли, на возвышении кафедры со словом поборничества за права Папы, или здесь — в толпе народа со слезами на глазах, как с невольной данью родному чувству, призывающему его воздать «Божие Богови»?» (Торжество Пасхи в Иерусалиме//Странник. 1860 г. Апрель. C. 115)

Армяне-монофизиты и Благодатный Огонь

армяне
Фото: www.globallookpress.com

Пробовали отодвинуть православных от Гроба Господня и армяне. Они подкупили турок и убедили их, что и при армянах будет сходить Святой Свет. «Наступила великая суббота: армяне все собрались в храм, а греков бедных турецкое воинство выгнало вон… как сам патриарх, так и все стояли со свечами, имели надежду — хотя от армян в окно получить благодать. Но Господь восхотел другое устроить и показать истинную веру Своим огненным перстом и утешить Своих истинных рабов, смиренных греков.

Уже пришло время, в которое сходит благодать, но её нет, армяне испугались, начали плакать и просить Бога, чтобы послал им благодать, но Господь не услышал их. Уже полчаса прошло и более, а святого света нет. День был чистый и красный. Патриарх сидел к правой стране. Вдруг ударил гром, и на левой стране средняя колонна мраморная треснула, и из трещины вышел огонь пламенем. Патриарх встал и зажёг свои свечи, и от него зажгли все православные христиане. Тогда все возрадовались и возвеселились, а православные арабы от радости начали прыгать и скакать и кричать:

Ты еси един Бог наш Иисус Христос; едина наша истинная вера — православных христиан!»

И начали бегать по всему Иерусалиму и сделали по всему граду шум и гам. Они и доднесь творят этому память, прыгают и кричат кругом Божия гроба, хвалят единого истинного Бога, Иисуса Христа, и ублажают православную веру. Воины же турки, кругом стоявшие на страже, видевши сие чудо, весьма удивились и ужаснулись. Из числа их один, именем Омир, стоявший у Авраамиева монастыря на страже, тотчас уверовал во Христа и закричал: «Един истинный Бог Иисус Христос; едина истинная вера — православных христиан!»

А сам прыгнул вниз к христианам, с вышины более 15 аршин, и ноги его ступили на твёрдый мрамор, как на мягкий воск, и доднесь видны два следа его, изображены, как на воску; хотя неправославные и стараются их загладить, но я ещё своими очами видел и своими руками осязал. И колонна с трещиной опаленная стоит. Воин же Омир, спрыгнув, взял своё оружие, железом воткнул в камень, как в мягкий воск, а сам беспрестанно прославлял Христа. За сие турки отсекли ему голову, а тело его сожгли; кости же его греки собрали, положили в раку и поставили в женском монастыре Великой панагии, где и доднесь источают благоухание. Армяне внутри у гроба Божия ничего не получили, остались с одним стыдом.

Паша Иерусалимский и прочие турецкие начальники весьма вознегодовали на них, хотели их всех изрубить, но убоялись султана; только наказали тяжко: говорят, давали каждому есть разной нечистоты при выходе из храма. (Инок Парфений (Агеев). Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика Святой Горы Афонския)

Мусульмане и Святой Свет

огонь
Фото: www.globallookpress.com

До завоевания крестоносцами Иерусалим находился во власти мусульман, и, как пишет митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа (X век), Благодатный Огонь сходил, даже когда мусульмане не пускали патриарха в Храм Воскресения Христова:

«Эмир Иерусалима стоит около Святого Гроба при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма Святого Воскресения и восклицают «Господи помилуй». Тогда внезапно является молния, и кандила [лампады] возжигаются». (Православный палестинский сборник. Т. 13. Вып. 2. С. II.)

Гонения продолжились и тогда, когда мусульмане вновь отвоевали Иерусалим у крестоносцев. Но даже и они были потрясаемы чудом Благодатного Огня. Так, английский историк Готьер Винисоуф пишет о случившемся в 1187 году, когда Салах ад-Дин захватил Иерусалим и захотел посмотреть на чудо: «Когда он прибыл, небесный огонь загорелся внезапно и его помощники были глубоко поражены. Христиане проявили радость, восславляя величие Господа, сарацины же, напротив, говорили, что огонь, который как они только что увидели, снизошёл, был зажжён жульническими средствами.

Салах ад-Дин, желая на виду у всех произвести разоблачение, приказал, чтобы лампа, в которой загорелся огонь, ниспосланный с небес, была потушена, но (после этого) лампа сразу же опять загорелась. Он приказал второй раз, третий раз затушить лампу, но она загоралась опять, как будто сама». (Hvidt N.C. Miracles – Encounters Between Heaven And Earth, Gyldendal. Pp. 203–229).

Интересно, что после этого Салах ад-Дин обратил все храмы Иерусалима в мечети. Нетронутой оставил только Церковь Воскресения Христова — так был потрясён увиденным и лично «проверенным» чудом.

Свидетельства того, как выглядит Благодатный Огонь

огонь
Фото: www.globallookpress.com

Первенство православных в обретении Благодатного Огня признаётся и некоторыми символическими действиями самих инославных в Великую Субботу. Когда православный патриарх приходит в алтарь Храма Воскресения Христова и садится на патриаршем престоле, то все представители инославных вероисповеданий подходят к нему и прикладываются к его руке.

На то, как выглядит небесный огонь, существует разные свидетельства тех, кто видел его схождение. Зависит это, как кажется, и от степени духовного состояния свидетеля, и от самого Благодатного Огня, являющегося часто по-разному.

Иеромонах Мелетий, благочестивейший саровский старец (умер в 1805 г.), утверждает, что «явление святого Огня не от иначе, кажется, происходит, как только от самого Гроба, освящённого Плотию Христовою, который ежегодно источает оный в знамение сия истины и правоверия». Не будучи сам лично свидетелем схождения святого Огня, иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила, совершавшего служение, когда сам Мелетий был паломником в Иерусалиме: «Вшедшу мне, — говорил ему архиепископ Мисаил, — внутрь Святого Гроба, видим на всей крышке гробной блистающий свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом, соединяясь, краснел и претворялся в вещество огня; но Огонь сей в течение времени, как только можно прочесть, не спеша, четыредесят крат «Господи, помилуй», не жжёт и не опаляет, и от сего-то Огня уготованные кадила и свечи возжигаются». «Но впрочем, — присовокупил архиепископ, — как, откуда явление сие бывает, сказать не могу». (Путешествие в Иерусалим СПб., 1798).

благодатный огонь
Фото: www.globallookpress.com

Благодатный огонь не всегда получался иерусалимскими патриархами, были целые периоды, когда это поручалось другим церковным иерархам.

Так, есть свидетельство Митрополита Петрского Мелетия, который в 1859 году получал Благодатный Огонь, переданный русской паломницей Варварой Брюн де-Сент Ипполит (урождённой Копьевой). Митрополит рассказал следующее: «Ныне благодать уже сошла на Гроб Спасителя, когда я вошёл в кувуклию: видно, вы все усердно молились, и Бог услышал ваши молитвы. Бывало, долго молюсь со слезами, и Огонь Божий не сходит с небес до двух часов, а на этот раз я уже увидел его, лишь только заперли за мною дверь».

Я откровенно призналась ему в колебавшем меня сомнении и в испуге от набежавшего облака. Потом он спросил: «Не правда ли, что половина церкви была в тени?» Помню, что, не принимая ещё благодати, я заметила это. «А на тебя пала ли роса благодатная?» Я отвечала, что и теперь ещё видны следы на моём платье, будто восковые пятна. «Они навсегда останутся», — сказал Владыка. Так это и вышло: 12 раз отдавала я мыть платье, но пятна всё те же». (Святой Огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в день Великой Субботы в Иерусалиме, по сказаниям древних и новых путешественников. М., 1887. С. 85-87).

Свидетельство другого иерарха Иерусалимского похоже на рассказ архиепископа Мисаила: «Когда впервые вошёл я в придел Ангела, и за мной закрылись двери, там царил полумрак. Свет едва проникал через два отверстия из ротонды же Св. Гроба, тоже слабо освещённой сверху. В приделе же Св. Гроба я не мог различить, молитвенник у меня в руках или что другое. Едва-едва замечалось как бы белесоватое пятно на чёрном фоне ночи: то, очевидно, белела мраморная доска на Св. Гробе.

Когда же я открыл молитвенник, к удивлению моему, печать стала вполне доступна моему зрению без помощи очков. Не успел я прочесть с глубоким душевным волнением строки три-четыре, как, взглянув снова на доску, белевшую всё более и более и так, что мне явственно представились уже все четыре её края, заметил я на доске оной, как мелкий рассыпанный бисер разных цветов, вернее сказать, как бы жемчуг с булавочную головку и того меньше, а доска начала положительно издавать якобы свет.

Бессознательно сметая изрядным куском ваты этот жемчуг, который начал сливаться подобно каплям масла, я почувствовал в вате некую теплоту и столь же бессознательно коснулся её фитилем свечиОн вспыхнул подобно пороху, и свеча горела и три образа Воскресения озаряла, как озаряла и Лик Богоматери и все металлические над Св. Гробом лампады». (Нилус С. Святыня под спудом: Сергиев Посад, 1911).

Патриарх Иерусалимский Дамиан (1848-1931 гг.) рассказывал о своём опыте несколько по-другому:

Как только я, прочтя несколько строк положенной молитвы, поднимаю пучки свечей, сами по себе возгораются святая лампада и свечи в моих руках. Если же душа моя не подготовлена должным образом, тогда, как только я склонюсь, чтобы войти внутрь Гроба, вижу, что лампада уже зажжена». (Архимандрит Савва (Ахиллеос). Я видел Благодатный Огонь. Афины, 2002).

Свидетельства о Благодатном Огне в своих частностях различны, но это и есть лучшее доказательство, что схождение Святого Света — не дело рук человеческих, а потому происходит оно так, как того захочет Его Небесный Творец.

Смолин Михаил